Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
Появление МСФ относится к концу XIX столетия. Так, Международная федерация гимнастики была образована в 1881 г., Международная федерация академической гребли - в 1892 г. Но подавляющее большинство МСФ появилось в первой половине ХХ века - Международный союз велосипедистов (УВС) в 1900 г., Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) в 1904 г., Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ) в 1908 г., Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ) в 1912 г., Международная федерация лаун-тенниса (ИЛТФ) в 1912 г., Международная любительская федерация плавания (ФИНА) в 1908 г., Международные лыжные федерации (ФИС) в 1924 г., Международная любительская федерация баскетбола (ФИБА) в 1932 г., Международная любительская федерация волейбола (ФИВБ) в 1946 г. и т.д.
В те годы, когда создавались эти МСО, мало кто из спортивных руководителей задумывался о коммерческой стороне проведения международных соревнований. Тем более, что в Олимпийской Хартии Международного олимпийского комитета (МОК) имелось т.н. правило 26, запрещающее получение спортсменами любой финансовой или материальной выгоды от участия в спортивных соревнованиях. Кроме того, никому не разрешалось извлекать прибыль от проведения олимпийских игр. И если такая прибыль имела место, то эти средства могли быть использованы только на развитие олимпийского движения. МСФ следовали этим правилам.
С начала 80-х годов любительский спорт высших достижений стал рассматриваться как "товар", и меркантилизм в деятельности МСО, в особенности при проведении спортивных соревнований, стал одной из основных их целей. А спортсмены стали извлекать доходы от участия, а тем более от победы или установления мировых рекордов в соревнованиях.
Произошедшая коммерциализация спорта не могла не повлиять на организацию и проведение соревнований.
Многие историки и социологи спорта связывают коммерциализацию спорта на национальном уровне с его коммерциализацией на международном уровне. И хотя в большинстве стран это имело место, данный вывод, по нашему мнению, не вполне объективен. Исторически коммерциализация спорта началась с продажи билетов на соревнования, т.е. на национальном уровне. Особенно наглядно это видно на примере зарождения американского профессионального спорта. Именно в США во второй половине XIX в. произошло официальное разделение спортивных организаций на любительские и профессиональные.
Концепция "любительства" вплоть до середины 70-х годов была краеугольным камнем в деятельности подавляющего большинства МСО. И эта концепция, несомненно, влияла на организацию и проведение соревнований. Хотя слово "любительская" сохранилось и сегодня в названии многих МСФ (баскетбол, бокс, борьба, велоспорт, легкая атлетика, плавание и др.), эта концепция канула в лету, а рассуждения о любительстве в спорте высших достижений стали восприниматься как фарс.
Сегодня, когда во многих странах, и прежде всего в России, значительно сокращается выделение средств из государственного бюджета на развитие спорта и деятельность спортивных организаций, проведение соревнований становится одним из основных источников доходов организаций, прерогативой которых является их проведение. Конечно, общественные спортивные организации могут и сами заниматься подготовкой и проведением своих соревнований. И хотя многие из них для оптимизации этих доходов стали создавать свои маркетинговые службы, профессиональный уровень сотрудников этих служб оставляет желать лучшего. Тем более, что во многих странах подготовкой таких специалистов в спортивных вузах или факультетах физического воспитания никто пока серьезно не занимается (за исключением США). Да и наука стоит в стороне, скажем, от анализа посещаемости спортивных соревнований в разных странах.
Организационная структура МСФ и МОК предопределяют решение многих вопросов подготовки и проведения международных соревнований и олимпийских игр. Основными членами этих МСО являются НСО. В первом случае - это Национальные спортивные федерации (НСФ), а во втором - Национальные олимпийские комитеты (НОК). Причем МСФ являются самостоятельными спортивными организациями, не подчиняющимися в своей деятельности никакому другому международному объединению, за исключением МОК, который определяет программу и правила проведения олимпийских игр. Однако и здесь МСФ полностью ответственны за техническое руководство соревнованиями по своему виду спорта.
Выбирая на своем Исполкоме, а в случае МОК - на сессии, место проведения чемпионата мира, континента или олимпийских игр, МСФ и МОК поручают затем проведение соревнования НСФ или НОКу, на территории которых оно проводится. Для этих целей НСО создают свои организационные комитеты.
Таким же образом действуют и многие НСО или НСФ в подавляющем большинстве стран, поручая подготовку и проведение национальных чемпионатов и других национальных соревнований своим территориальным спортивным организациям. Но в этом случае могут быть свои особенности, т.к. в некоторых странах имеются государственные спортивные органы, отвечающие за развитие спорта в стране.
Государственные спортивные организации на любом уровне и общественные спортивные организации среди своих отличительных особенностей имеют одну, тесно связанную с проведением соревнований. Если для последних организаций проведение соревнований многие годы, а для некоторых и сейчас, являлись и являются одной из основных функций, то для государственных спортивных организаций, на наш взгляд, ни в коем случае. Ибо эта функция отнимает столько сил и средств, что на выполнение своих основных задач (разработка спортивной политики, законотворческая деятельность, координация деятельности всех спортивных организаций в стране и т.д.) не остается времени, да и средств.
К сожалению, следует признать, что и в бывшем Советском Союзе, и в России государственные спортивные органы занимались и занимаются многими аспектами организации и проведения соревнований. Впервые об этом заговорили президент Всероссийской федерации легкой атлетики В.В. Балахничев и профессор С.И. Гуськов на "круглом столе", проведенном Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту 23 мая 1996 г. на тему "Государство и спорт".
Сегодня, когда во многих странах, и прежде всего в России, значительно сокращается выделение средств из государственного бюджета на развитие спорта и деятельность спортивных организаций, проведение соревнований становится одним из основных источников доходов организаций, прерогативой которых является их проведение. Конечно, общественные спортивные организации могут и сами заниматься подготовкой и проведением своих соревнований. И хотя многие из них для оптимизации этих доходов стали создавать свои маркетинговые службы, профессиональный уровень сотрудников этих служб оставляет желать лучшего. Тем более, что во многих странах подготовкой таких специалистов в спортивных вузах или факультетах физического воспитания никто пока серьезно не занимается (за исключением США). Да и наука стоит в стороне, скажем, от анализа посещаемости спортивных соревнований в разных странах.
Подготовкой и проведением соревнований на международном и национальном, а в некоторых случаях на региональном и городском уровнях должны заниматься специализированные агентства по договорам со спортивными организациями, которым принадлежат права на их проведение. Причем в этих договорах должны находить место и организационные, и финансовые вопросы. К примеру, в наших "роскошных" условиях не только выделение средств, скажем, из бюджетов спортивных организаций, но и проведение маркетинговой политики в области продажи билетов на соревнования и прав на их телетрансляцию с доходами от лицензионной, рекламно-спонсорской, издательской и другой коммерческой деятельности связаны с проведением данного соревнования.
Таким образом, на рубеже нового тысячелетия традиционный характер взаимоотношений спортивных организаций, владеющих правами на проведение определенных соревнований, и их организаторами (в тех случаях, когда их проведение поручается другой организации) претерпели существенные изменения. Спортивные соревнования, став зрелищной услугой, "товаром", начали носить не только спортивный, но и коммерческий характер. И это надо учитывать при определении спортивной политики.
Вывод к 1 главе
Все виды спорта подразделяются на различные группы и категории. Например, те виды, которые признаны Международным олимпийским комитетом в соответствии с Олимпийской хартией, называются олимпийскими: и только олимпийские виды спорта могут быть включены в программу Олимпийских игр.
Спорт также разделён на множество различных групп по совокупным признакам, например, как: летние виды спорта и зимние; водные виды, технические (авто и мотогонки), логические (шахматы) и многие другие. По категориям виды спорта бывают – индивидуальные, игровые или командные.
Поэтому, при планировании организации соревнований, учитываются множество факторов: вид спорта и присущие ему официальные международные правила, масштаб и статус события, соблюдение мер безопасности для всех участников, зрителей и судейско-технического персонала.
Глава 2 Анализ этапов организации спортивоного соревнования
2.1. Характеристика спортивных соревнований
1. Соревнования для профессиональных спортсменов:
Если соревнования организует и проводит спортивная федерация по олимпийскому виду спорта, то вся её деятельность сосредоточена на спорте высших достижений и поэтому такие соревнования не носят массово-открытый характер, а рассчитаны на профессионалов, которые должны показать максимальный результат. Тут главное не количество, а «качество» участников и их высокий уровень в спорте. Зрителей же, наоборот, собирается – очень много, которые заинтересованы понаблюдать за соревнованиями сильнейших спортсменов. Таких примеров много – любой национальный, европейский или мировой чемпионат по олимпийскому виду спорта: атлетов относительно немного, а трибуны максимально заполнены болельщиками.
Стартовый взнос / членский взнос за участие в профессиональных соревнованиях за спортсменов, как правило, уплачивает организация, которую представляет атлет (клуб, команда). Если предстоит участие в международном чемпионате (европейском, мировом первенстве), то за участие своих спортсменов взнос делает национальная федерация. Такой взнос предусматривает и оплату членства национальной федерации в составе международной. А в некоторых командных видах, например, в велоспорте, клуб платит лицензионный взнос за допуск своих спортсменов (команды) в определённой лиге с возможностью дальнейшего старта в организуемых соревнованиях (гонках).
Поэтому в профессиональном спорте высших достижений, атлеты самостоятельно практически не несут никаких платежей за своё участие в соревнованиях. Все финансовые и юридические вопросы решают уполномоченные за них организации.
- Соревнования для любителей спорта:
Данные соревнования отличаются своей массовостью среди участников и доступностью для каждого любителя данного вида спорта. В них может принять участие каждый желающий, достигший определённого возраста, обладающий навыками по выбранной спортивной дисциплине и выполняющий все правила, установленные организаторами.
В качестве организаторов таких чемпионатов и турниров в крупномасштабном формате ещё с 1960-х годов выступают частные спортивные организации, состоящие из числа профессиональных юристов, спортивных маркетологов и опытных атлетов. Так как соревнования среди любителей и спортсменов разных возрастных категорий стали набирать колоссальную популярность в мире, благодаря своей открытости для всех желающих, высокому уровню организации и возможности любого человека попробовать себя в выбранном виде спорта, то в свою очередь стали появляться и любительские спортивные федерации. Их правовой статус уже ничем не отличается от ранее созданных обычных спортивных федераций по видам спорта. А в связи с тем, что соревнования среди любителей стали настолько популярными и масштабными в мире, а уровень спортивных результатов достиг профессионального, то стали учитываться и мировые рекорды, установленные спортсменами-любителями в каждой возрастной группе: 25-29, 30-34, 35-39 и т.д., в зависимости от вида спорта.
Что касается финансов на проведение соревнований среди любителей спорта, то тут всё отличается от спорта высших достижений тем, что:
– частная компания-организатор самостоятельно формирует бюджет на проведение спортивного события, то же самое касается и любительских федераций спорта (им редко выделяют дотации из международных организаций и местного бюджета);
– количество участников зачастую в десятки раз выше, чем среди «профи» в связи с доступностью для всех любителей спорта, поэтому и финансовые расходы на такое количество участников огромные, да и к обеспечению безопасности такого события приходится предъявлять совсем иные требования.
Стартовый взнос на всех соревнованиях для любителей спорта: уплачивают – сами участники.