Файл: Характеристика конкурентоспособности фирм на внутреннем и/или мировом рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Отечественный фармацевтический рынок, как и другие, предусматривает наличие жесткой конкуренции. Руководителям предприятий приходится искать новые инструменты управления предприятием и рычаги повышения конкурентоспособности. Важным фактором является и то, чтобы указанные инструменты и рычаги соответствовали адекватным условиям конкуренции.

В качестве конечной цели любой компании стоит рассматривать именно победу над конкурентами. При этом она должна отличаться закономерностью, а не быть случайной и разовой. Победа над конкуренцией – регулярные и грамотные усилия компании [4]. Успешность такой борьбы в первую очередь зависит от конкурентоспособности продукции (услуг) компании. Товар (продукция) одной компании должна быть лучше в сравнении с продукцией конкурентов.

Предприятие должно определить для себя ряд задач по повышению конкуренции, только в этом случае можно добиться ошеломительного коммерческого успеха на рынке и удержать лидирующие позиции. Термин «конкурентоспособность» тесно связывают с понятием «конкуренция». При этом конкурентоспособность представлена способностью противостоять конкуренции. Условия рыночной экономики диктуют для предприятий, компаний и производителей свои правила. Для достижения коммерческого успеха компании необходимо правильно выбрать стратегию и тактику конкуренции. [7].

Стоит отметить, что большинство российских предприятий находятся на стадии структурных преобразований. Эффективность развития того или иного предприятия определяется его устойчивым функционированием. Предприятие должно с максимальной эффективностью использовать производственный, трудовой, финансовый и интеллектуальный потенциалы. Для этого необходимо разработать стратегию устойчивого развития компании, которая должна быть направлена на повышение конкуренции его продукции (услуг).

На современном этапе развития конкуренции в России актуальным является вопрос обеспечения конкурентоспособности российских предприятий. Наращиваются объемы продаж отечественными компаниями, одновременно с этим увеличиваются поставки импортной продукции. Данный вопрос в большей степени затрагивает промышленные и торговые предприятия, для которых конкуренция со стороны иностранных компаний является затормаживающим фактором.

Степень разработанности проблемы. Проблемы конкурентоспособности исследовались и продолжают исследоваться многими зарубежными учеными. Данная проблема была затронута и российскими исследователями. Примером этому могут служить труды А. Ю. Юданова - профессора и доктора экономических наук, Н. К. Моисеева - профессора кафедры экономики и управления предприятием Российского университета дружбы народов (РУДН), В. И. Титова - доктора экономических наук, профессора РАГС и многие другие.


Цель работы заключается в анализе и оценки конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях хозяйствования (на примере ООО «Аптеки России»)

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать теоретические основы формирования конкурентной среды предприятия в рыночных условиях;
  • дать характеристику сущности и функциям конкуренции;
  • изучить основные виды рыночной конкуренции и их особенности;
  • рассмотреть основные аспекты правового регулирования конкуренции в России;
  • дать общую характеристику деятельности ООО «Аптеки России»;
  • проанализировать финансово-экономическое состояние предприятия, основных конкурентов;
  • дать оценку конкурентных преимуществ ООО «Аптеки России»;
  • разработать рекомендаций по укреплению конкурентных позиций предприятия.

Методологической и информационной основой исследования являются : федеральные законы РФ, работы отечественных авторов в области экономики, конкурентоспособности и маркетинга.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам экономики, конкурентости, конкурентоспособности и маркетинга. В работе используются соответствующие законодательные и нормативные акты, а также исследования ученых.

Элементы научной новизны заключены в том, что здесь впервые исследованы и выявлены проблемы и тенденции развития ООО «Аптеки России». Проведен анализ конкурентов. Даны рекомендации по повышению конкурентоспособности.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего повышения эффективности работы ООО «Аптеки России» в области ценообразования.

Объект исследования: конкурентоспособность ООО «Аптеки России» в рыночных условиях хозяйствования.

Предмет исследования: ООО «Аптеки России».

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы конкурентных стратегий фирм на внутреннем или мировом рынках


1.1. Понятие, сущность и функции конкуренции

Конкуренция (от лат. «сталкиваться») является соперничеством между участниками рынка за лучшие усло­вия производства, купли и продажи товаров (услуг). С одной стороны, можно назвать конкуренцию состязательной работой между производителями товаров за наиболее выгодные приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. С другой стороны, конкуренция является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства.

Порождение конкуренции зависит от следующих объективных условий: хозяйственная обособленность каждого товаропроизводителя, противоборство с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос [10].

Конкуренция играет важную роль в жизни общества. Ее роль заключается в стимулировании деятельности самостоятельных единиц. Посредством конкуренции производители товаров могут контролировать друг друга. Следовательно, борьба за потребителя влияет на снижение цен, уменьшение издержек производства, улучшение качества товаров, усиление научно-технического прогресса. Стоит также отметить, что конкуренция может обострять противоречия экономических интересов, усиливать экономическую дифференциацию в обществе, обуславливать рост непроизводительных издержек, а также побуждать к созданию монопольных структур. Конкуренцию также можно назвать неким соперничеством субъектов хозяйствования, которые стремятся достигнуть высоких результатов в своей деятельности. В связи с этим конкуренция имеет место быть во всех сферах, где наблюдается соперничество по обеспечению собственных интересов. Если рассматривать конкуренцию с точки зрения экономического закона, она призвана выражать причинно-следственную связь между интересами субъектов к соперничеству и результатами экономического развития [13].

Простое товарное производство является исторической основой возникновения конкуренции. Любой мелкий производитель в условиях конкуренции пытался создать для себя более выгодные условия производства и сбыта продукции. Со временем усиливалась зависимость мелких производителей от рыночных структур и колебаний цен на продукцию. Следовательно, обострялась конкурентная борьба между товаропроизводителями. В связи с этим появилась возможность укрепления хозяйства, использования наемной рабочей силы, возникла капиталистическая конкуренция.

На современном этапе времени конкуренция имеет различные формы и является важным средством для развития производства.


К следствиям конкуренции можно отнести: обострение производственных и рыночных отношений, повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса.

Конкуренция – неконтролируемый факт, который воздействует на деятельность предприятий.

Стоит отметить, что любой товар или услуга в большей или меньшей степени являются конкурентоспособными.

На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

a) при его производстве:

• производительность труда;

• уровень налогообложения;

• внедрение научно-технических разработок;

• размеры прибыли предприятия;

• величина оплаты труда.

б) при его потреблении:

• продажная цена товара;

• качество;

• новизна;

• послепродажное обслуживание;

• уровень предпродажной подготовки.

Степень развития конкуренции во многом определяет тип рынка. Стоит сказать о том, что конкуренция является главной чертой рыночного хозяйства. Именно за счет конкуренции обеспечивается творческая свобода личности, создаются условия для ее самореализации в экономической сфере посредством разработки и создания новых товаров и услуг, которые будут являться конкурентоспособными.

В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции (рис.1).

Рисунок 1. Функции конкуренции

Сущность регулирующей функции – воздействие конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ с целью установления их оптимального соответствия спросу (потреблению).

Сущность аллокационной (функция размещения) заключается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их использование сможет обеспечить максимальную отдачу. При этом к факторам производства относят труд, землю и капитал. Местами являются хозяйственные организации и регионы.

Инновационную функцию конкуренции можно обнаружить в разнообразных проявления новаторства (нововведений), которые опираются на достижения НТП и предопределяют динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Основная цель адаптационной функции заключается в рациональном приспособлении предприятий (компаний) к условиям, которые диктуют внутренняя и внешняя среда. При этом предприятия переходят от простого самосохранения, называемого экономическим выживанием, к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция способна оказывать прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема производственных благ (ВНП) между потребителями.


Основная сущность контролирующей функции заключается в недопущении установления монополистического положения одних агентов рынка над другими.

Стоит отметить некую схожесть между функциями конкуренциями и функциями рынка. Это обусловлено тем, что конкуренция выражает основную суть рынка и рыночной экономики в целом.

Взаимодействие всей системы факторов обеспечивается посредством прогрессивного действия функций и успеха в конкурентной борьбе. М. Портер – американский исследователь, выделил наиболее важные и четкие факторы в конкуренции. Обобщая опыт развития мировой рыночной экономики, автор смог выделить основные факторы, которые определяют экономический успех в условиях рыночной конкуренции [2].

Во-первых, это факторные условия, которые являются необходимыми для поддержания конкуренции в той или иной отрасли. К таким факторам можно отнести: развитую инфраструктуру, достаточный капитал, квалифицированных кадров, технологии, информацию и другие.

Во-вторых, условия внутреннего спроса, к которым относят: объем, структуру спроса, уровень благосостояния, возможность его увеличения (интернационализация спроса, рост доходов, изменение структуры потребностей).

В-третьих, смежные и обслуживающие отрасли.

В-четвертых, стратегия и структура фирм, а также характер конкуренции между ними.

В-пятых, роль случая, который неожиданного может открыть шанс.

В-шестых, государство играет в конкуренции вспомогательную роль.

Все вышеуказанные факторы в совокупности образуют систему, критический анализ, позволяющий понять причины лидерства в конкуренции одних и причины неудач - других.

Прогрессивное действие функций и успех в конкурентной борьбе обеспечиваются взаимодействием целой системы факторов. Наиболее важная и четкая система факторов в конкуренции рассмотрена американским исследователем М. Портером. Обобщение опыта развития мировой рыночной экономики позволило автору выделить несколько основных факторов, определяющих экономический успех в рыночной конкуренции [2].

М. Портер выявил общие черты конкурентных стратегий, которые строятся на основе трех базовых методов: низкие издержки и лидерство по издержкам; дифференциация продукта; углубленная специализация и функционирование в узкой рыночной нише [1]. Он детально изучил факторы, влияющие на конкурентную борьбу, добавив к уже обозначенным выше, успешность реализации стратегии конкурента, наличие сильной маркетинговой концепции и технические новшества.