Файл: Характеристика конкурентоспособности фирм на внутреннем и/или мировом рынках.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конкурентных стратегий фирм на внутреннем или мировом рынках
1.1. Понятие, сущность и функции конкуренции
1.2. Характеристика конкурентоспособности фирм на внутреннем и/или мировом рынках
1.3. Методы комплексной оценки конкурентоспособности фирм на внутреннем и/или мировом рынках
Глава 2. Оценка управления конкурентоспособностью на рынке фарминдустрии
2.1.Экономико-организационная характеристика ООО «Аптеки России»
2.2. Анализ управления конкурентоспособностью ООО «Аптеки России»
2.3 Разработка мероприятий по укреплению конкурентных позиций ООО «Аптеки России»
Основой указанной методики является сравнительный анализ предприятия и конкурентов с использованием следующих факторов: продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта. 4Р (приложение 1).
Таблица 1
Контрольный лист SWOT- анализа
№ п/п |
показатели |
оценка |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Финансы |
||||||
1 |
Оценка структуры активов (по финансовым коэффициентам) |
|||||
2 |
Инвестиционный рейтинг |
|||||
3 |
Доход на активы |
|||||
4 |
Норма прибыли |
|||||
5 |
Доход на вложенный капитал |
|||||
Производство |
||||||
1 |
Использование оборудования |
|||||
2 |
Производственные мощности/ пропускная способность оборудования |
|||||
3 |
Численность работников |
|||||
4 |
Системы контроля качества |
|||||
5 |
Совокупная факторная производительность |
|||||
6 |
Возможности расширения производства/ расширения зон обслуживания |
|||||
7 |
Возраст технологического оборудования |
|||||
Организация и управление |
||||||
1 |
Численность инженерно-технологического и управленческого персонала |
|||||
2 |
Скорость реакции управления на изменения во внешней среде |
|||||
3 |
Четкость разделения полномочий и функций |
|||||
4 |
Тип организационной структуры управления |
|||||
5 |
Качество используемой в управлении информации |
|||||
Маркетинг |
||||||
1 |
Доля рынка |
|||||
2 |
Репутация фирмы |
|||||
3 |
Престиж торговой марки |
|||||
4 |
Расходы по стимулированию сбыта |
|||||
5 |
Численность сбытового персонала |
|||||
6 |
Ценовая политика/ уровень цен |
|||||
7 |
Организационные и технические средства для сбыта |
|||||
8 |
Уровень/ качество обслуживания |
|||||
9 |
Число клиентов |
|||||
10 |
Качество поступающей информации о рынке |
|||||
Кадровый состав |
||||||
1 |
Уровень квалификации производственного персонала |
|||||
2 |
Расходы по подготовке и переподготовке персонала |
|||||
3 |
Уровень подготовки сбытового персонала в технической области |
|||||
Технология |
||||||
1 |
Применяемые стандарты и степень их совместимости |
|||||
2 |
Новые продукты |
|||||
3 |
Расходы на НИОКР |
Таблица представлена листом оценки конкурентоспособности с применением методики 4Р.
Данный метод имеет определенный недостаток, который заключается в оценке факторов конкурентоспособности экспертами. В ходе оценки не исключена личная симпатия к товару или услуге, самочувствие и положение собственных дел.
Такой же недостаток имеет и метод оценки конкурентоспособности посредством составления функциональных карт. Указанный метод основывается на сочетании метода «4Р» с сегментацией рынка.
Эксперты оценивают отдельные факторы конкурентоспособности, учитывая их значимость для потребителя на основных рыночных сегментах.
Основные преимущества рассматриваемого метода заключаются в следующем: уточнении сегмента рынка, который будет являться целевым; определении приоритетов в ходе разработки плана по повышению конкурентоспособности предприятия; определении параметров товара, которые необходимо улучшить.
По мнению Р. А. Фатхутдинова, стоит рассматривать конкурентоспособность предприятия, учитывая весомость товаров и рынка, на которых осуществляется их реализация.
В промышленно развитых странах (США, Япония, страны Евросоюза, Канада и др.) значимость равна 1,0 , для остальных стран 0,7 , для внутреннего рынка 0,5;
Kij – конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке, определяется по формуле (1.1):
Kij = (Еij / Ел.о.) К1 · К2 · К n , (1.1)
где Еij – эффективность анализируемого образца на конкретном рынке, единица полезного эффекта / денежная единица;
Ел.о – эффективность лучшего образца – конкурента, используемого на данном рынке;
К1, К2, К n - корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.
Методика Р. А. Фатхутдинова Р.А. также имеет определенные недостатки. Стоит рассмотреть их на конкретном примере. Предприятие близится к стадии развала, но имеет один или несколько конкурентоспособных товаров. Наглядными тому примером могут являться предприятия ВПК, которые используют наработки советских времен. Устранить указанный недостаток можно с учетом конкурентного потенциала предприятия. В рассматриваемом случае конкурентоспособность предприятия можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность организации = Конкурентоспособность товаров + Конкурентный потенциал организации.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что понятие конкурентоспособности предприятия включает в себя целый комплекс экономических характеристик, которые определяют положение компании на рынке. На уровень конкурентоспособности предприятия оказывают влияние следующие факторы: уровень и количество предоставляемых услуг, ценовая политика, товарный ассортимент, степень ее организационного совершенства и другие факторы.
Анализируя работы по рассматриваемой проблеме, удалось выделить несколько основных методических подходов к оценке конкурентоспособности организации, которые были разработаны как отечественными, так и зарубежными учеными. К ним относят: количественные методы - методы оценки по доле рынка, конкурентоспособности продукции, показателям состояния предприятия, индексный метод и др.; качественные методы, такие как метод Мак Кинзи 7S, SWOT analysis, метод Boston Consulting Group и др; смешанные методы, например, метод SPACE (оценка стратегических позиций предприятия), метод General Electric и др.
Вопросы, связанные с оценкой конкурентоспособности предприятий, особенно в сфере услуг (в частности ресторанных услуг), нуждаются в дополнительном изучении.
Глава 2. Оценка управления конкурентоспособностью на рынке фарминдустрии
2.1.Экономико-организационная характеристика ООО «Аптеки России»
Рассматриваемое нами предприятие ООО «Аптеки России» находится в Ленинградской области. ООО «Аптеки России» было создано в 2002 году и производит свою деятельность на основании Устава.
Свою деятельность предприятие ведет в соответствии Гражданским Кодексом Российской Федерации, также в соответствии с другими законодательными актами РФ. Предприятие ООО «Аптеки России» является коммерческим и осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, хозрасчета и самоокупаемости.
Основной целью создания данного предприятия является получение прибыли.
Предприятие направило свою деятельность на производство и реализацию биологически активных добавок (БАД).
Учредитель и директор является одним лицом на предприятии ООО «Аптеки России», которое является субъектом малого предпринимательства.
Являясь коммерческим предприятием, у ООО есть возможность перехода на упрощенную форму налогообложения.
Уставной капитал - 12000 рублей.
Устав предприятия ООО «Аптеки России» содержит в себе:
- наименование предприятия,
- сведения о месте нахождения,
- сведения об управлении деятельностью,
- размер уставного капитала,
- права и обязанности сотрудников предприятия,
- порядок и последствия выхода участника из общества,
- ведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале к другому лицу,
- сведения о порядке хранения документов.
- порядок предоставления обществом информации другим лицам.
Таблица 1
Характеристика ресурсного потенциала ООО «Аптеки России»(среднегодовые показатели)
Наименование показателей |
2015 год |
2016 год |
2016 год в % к 2015 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
Кол-во работников, чел. |
10 |
11 |
110 |
Основные фонды, тыс. руб. |
3351 |
3167 |
96 |
Оборотные средства, тыс. руб. |
1168 |
1260 |
108 |
Авансировый и собственный капитал, тыс. руб. |
4519 |
4427 |
98 |
Налогообложение |
24 |
27 |
112 |
Делая анализ таблице 1, можно сказать, что на предприятии ООО «Аптеки России» наблюдается определенная динамика развития отдельных элементов ресурсного потенциала. Данное положение лежит в основе проектирования масштаба деятельности и возможных перспективах развития предприятия. Так:
- Численность работников выросла.
- Среднегодовая стоимость основных фондов снизилась на 184 тыс. руб. (96%), это произошло за счет амортизации и не обновления основных фондов.
- Среднегодовая стоимость оборотных средств выросла на 92 тыс. рублей ( 108%).
Основные количественные и качественные экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия представлены в (таблице 2).
Таблица 2.
Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Аптеки России»
Показатели |
2015 |
2016 |
2016/2015 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка (нетто), тыс. руб. |
10328 |
11360 |
110 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
7944 |
8541 |
108 |
Прибыль (убыток) от продажи товаров в сумме, тыс. руб. |
2384 |
2819 |
118 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
- |
- |
- |
Прочие расходы, тыс. руб. |
2335 |
2768 |
119 |
Бухгалтерская прибыль (до налогообложения), тыс. руб. |
49 |
51 |
104 |
Налог на прибыль |
24 |
20 |
4 |
Чистая прибыль (убыток) в сумме, тыс. руб. - в % к собственному капиталу |
250, 9 |
240, 8 |
9688 |
Анализируя данные таблицы 2, делаем вывод:
чистая прибыль сократилась на 1000 рублей и составила 96% к базовому году (из-за роста цен на материалы);
себестоимость продукции возросла на 597 тыс. рублей (108%);
Издержкоемкость составила 99% (следовательно, прибыль еле покрывает издержки).
Рентабельность продаж возросла на 2%.
Обобщающая оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия, составим таблицу 3.
Таблица 3.
Общая оценка экономической эффективности хозяйственной деятельности и финансовой независимости.
Показатели |
2015 |
2015 |
2016/2015 |
Показатель эффективности использования производственного потенциала предприятия |
1,77 |
1,93 |
109 |
Показатель эффективности финансовой деятельности предприятия |
0,41 |
0,48 |
117 |
Показатель оценки трудовой деятельности |
7,82 |
7,77 |
99 |
Интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности |
5,67 |
7,20 |
123 |
Коэффициент концентрации собственного капитала (СК : АК) |
0,61 |
0,63 |
103 |
Коэффициент финансовой независимости (ЗК: СК) |
0,63 |
0,58 |
92 |
Расчеты в таблице производим следующим образом.
1. Показатель эффективности (Э1) (производственный потенциал в тыс.руб.):
Э1= В / (ФЗП + ОС + ОФ)
где
В – выручка,
ФЗП - фонд заработной платы,
ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств,
ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов,
2. Показатель эффективности финансовой (в тыс.руб.) (Э2):
Э2= П/ (ФЗП +ОС + ОФ)
где
П - прибыль,
ФЗП - фонд заработной платы,
ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств,
ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов.
Показатель оценки трудовой деятельности (в тыс.руб.) - (Э3):
Э3 =
Где
В – выручка,
ФЗП - фонд заработной платы.
3. Интегральный показатель (эконом. эффективности хоз. деятельности) (в тыс.руб.) - (Э4):
Э4 = Э1Э2Э3
где
АК - авансированный капитал.