Файл: Психологические теории эмоций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Устранение нежелательных эмоциональных состояний

К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния:

1) посредством другой эмоции;

2) когнитивная регуляция;

3) моторная регуляция [7].

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности, как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения [8, с. 277].

Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом.

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов, 1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.).

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда он в соответствии с теорией Джемса-Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца - вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.

А.В. Алексеевым (1978) создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц [8, c. 291].


Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций (Свенцицкая, 1999).

Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д. Вот как Л.Н. Толстой описывает в «Анне Карениной» использование последнего приема Левиным: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: "Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что же? Теперь, когда прошли годы, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчить меня. Так же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен"».

Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.

  • Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.
  • Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).
  • Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.
  • Физическая разрядка (как говорил И.П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения.
  • Слушание музыки.

Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки [8, c. 292].

Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. 3. Фрейд выделил несколько таких защит.

Уход - это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.

Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция - это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на другого.

Смещение - подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).

Отрицание - это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Мать отказывается верить, что ее сына убили на войне, ребенок при смерти любимого им домашнего животного делает вид, будто он все еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей.

Вытеснение - крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия - возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.

Реактивное образование - поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Свойственно более зрелым детям, а также взрослым. Например, желая скрыть свою влюбленность, человек будет проявлять к объекту обожания недружелюбность, а подростки - и агрессивность.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека для его успокоения при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет», - писал В. Гюго.


Использование дыхательных упражнений, по мнению В. Л. Марищука (1967), Р. Деметера (1969), О. А. Черниковой (1980) и других психологов и физиологов является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяются различные способы. Р. Деметер использовал дыхание с применением паузы:

1) без паузы: обычное дыхание - вдох, выдох;

2) пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;

3) пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;

4) пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;

5) полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;

6) вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;

7) полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.

Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме:

- вдох носом - выдох носом;

- вдох носом - выдох ртом;

- вдох ртом - выдох ртом;

- вдох ртом - выдох носом.

Эти способы Р. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения.

Вначале эффект может быть небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, однако ими не следует злоупотреблять.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение [8, c. 293].

Заключение

В  эмоциональных ходе подготовки  бурной курсовой работы  ситуации были решены  сопровождающие следующие задачи:

  1. Раскрыто  переживают понятие эмоций,  эмоциональное их виды и роль  потребности в жизни человека.
  2. Проведен  отличие обзор психологических  особо теорий по проблеме  человек эмоций.
  3. Описаны характеристики  более основных эмоциональных  присущей состояний.
  4. Приведены способы устранения  всего негативных эмоциональных  также состояний.

Эмоции – это  появлении элементарные переживания,  области возникающие у человека  отключение под влиянием  жизни общего состояния  детерминации организма и хода  настроения процесса удовлетворения  выше актуальных потребностей.

В  согласно зависимости от длительности,  страсть интенсивности, предметности  которые или неопределенности,  разработка а также качества  павловым эмоций, все  переключение эмоции разделяют на  увлечение эмоциональные реакции,  является эмоциональные состояния  определяется и эмоциональные отношения.


Эмоциональные  интересов состояния характеризуются  положительное большей длительностью,  одним которая может  роль измеряться часами  хеббом и днями. По своей  если модальности эмоциональные  концепция состояния могут  различных представать в форме  снижению раздражительности, тревоги,  время благодушия, различных  всего оттенков настроения — от  другая депрессивных состояний  эмоции до состояния эйфории. В  возникновение психологической литературе  наличных распространено также  переживает деление эмоциональных  котором состояний, которые  угим испытывает человек,  неудача на собственно эмоции,  бурной чувства и аффекты.

Стремление  точке найти первопричину  одним эмоциональных состояний  внешнее обусловило появление  жизни различных точек  которых зрения, которые  огорчить нашли отражение  было в соответствующих  эмоциональный психологических теориях.

Способы  базе устранения нежелательного  становясь эмоционального состояния:

  1. Психическая  событию регуляция
  2. Изменение направленности  точки сознания (Отключение,  может переключение, снижение  высказанных значимости предстоящей  смерти деятельности или  тело полученного результата).
  3. Использование  многих защитных механизмов (уход,  электрической идентификация, проекция,  эмоциональных смещение);
  4. Дыхательные упражнения.

Список литературы

  1. Аверин В.А. Психология  эмоционально личности: Учебное  резко пособие. – СПб.:  поскольку Изд-во Михайлова  объяснить В.А., 1999. – 89 с.
  2. Анохин  организма П.К. Эмоции // Психология  сокращение эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173.
  3. Бодров  определены В. А. Информационный стресс:  распространено Учебное пособие  которая для вузов. – М.:  аутогенной ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
  4. Вилюнас  эмоциогенной В.К. Основные  могут проблемы психологической  поступка теории эмоций. – М.:  иным Педагогика, 1988.
  5. Дашкевич  увлечение О.В. Эмоциональная  действий регуляция деятельности  эмоц в экстремальных условиях:  существенных Автореф. дис. … д-ра  система психол. наук. М.,1985. 48 с.
  6. Изард  вызваны К. Эмоции человека / К.Изард- М.,1980.
  7. Изард  страсть К.Э. Психология  организуют эмоций. пер. с  оптимальных англ. СПб., 1999. 464 с.
  8. Ильин  субъекта Е.П. Эмоции  эмоций и чувства.2-е издание. СПб.:  начале Питер. – 2007. – 784 с.
  9. Леонтьев  является Д.А. Внутренний  мотивов мир личности. // Психология  удовлетворения личности в трудах  предшествует отечественных психологов. / Сост. Л.В. Куликова. – СПб.:  совместную Питер, 2000. – С.372 – 377.
  10. Лучшие  утверждению психологические тесты. / Под  разработке ред. А.Ф.Кудряшова.- Петрозаводск,1992,  связи с.62-67.
  11. Маклаков А.Г. Общая  разрядка психология. – СПб:  потребностной Питер, 2005. – 583 с.
  12. Нагаев  человека В.В., Жолковская  извне Л.А. Основы  интересов клинической психологии. Учебное  хеббом пособие для  некотором студентов вузов - Москва:  эмоциями ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 463 с.
  13. Немов  использование Р.С. Психология. – М.:  краткой Гуманит. изд. центр  объяснить ВЛАДОС, 2000. – 688 с.
  14. Психология / Под  другая ред. А.А. Крылова. – М.:  упоминалось Проспект, 2001. – 584 с.
  15. Психология  окружающими эмоций. Тексты / Под  посредством ред. В. К. Вилюнаса,  наряду Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.:  интенсивность Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с
  16. Реан  причем А. А., Бордовская  одних Н. В., Розум  разработке С. И. Психология и педагогика. — СПб.:  регуляция Питер, 2002. — 432 с.:  мыслей ил.
  17. Ребер А. Большой  алексеевым психологический словарь. – М.:  наличных Вече; Аст, 2000. – 680 с.
  18. Рубинштейн  уальных С. Л. Основы общей  сознания психологии - СПб:  свете Издательство «Питер», 2000 - 712 с.:  говорили ил.
  19. Рудик П.А. Психология. М., 1958.
  20. Ольшанникова  высказанных А.Е. К психологической  эмоционально диагностике эмоциональности. / Проблемы  более общей, возрастной,  эмоции педагогической психологии. - М.:  особенно Педагогика, 1988,  роль с.246-262.
  21. Черепухин Ю.М. Типология  использование мужского одиночества // Российская  слишком семья в изменяющемся  направленный обществе / Отв.ред. Е.В.Фотеева. М.:Институт  явилась социологии РАН, 1995.
  22. Черникова  страсть О.А. Роль  поведенческого эмоций в волевых  иногда действиях спортсменов // Проблемы  грустно психологии. М., 1962. С. 33-48.