Файл: Психологические теории эмоций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К  специальное тому, что  слабо было сказано  опасной об условиях и факторах  настроения возникновения эмоций  отличие и их динамики У. Джемсом,  детерминации К Ланге, У. Кенноном,  личного П. Бардом, Д. Хеббом  только и Л. Фестингером, свою  связи лепту внес  специальное С. Шехтер. Он показал,  разнообразным что немалый  иногда вклад в эмоциональные  возникновении процессы вносят  поведенческого память и мотивация  мелких человека. Концепция эмоций,  аутогенной предложенная С. Шехтером,  держит получила название  эмоциями когнитивно-физиологической.

Согласно этой  вызваны теории на возникшее  стрессы эмоциональное состояние  оценка помимо воспринимаемых  поведении стимулов и порождаемых  эмоциональный ими телесных  поведении изменений оказывают  чувства воздействие прошлый  выступают опыт человека  способным и оценка им наличной  эмоциогенным ситуации с точки  совместную зрения актуальных  всех для него  этом интересов и потребностей. Косвенным  между подтверждением справедливости  эмоции когнитивной теории  мыслей эмоций является  краткой влияние на переживания  выраженность человека словесных  отечественный инструкций, а также  жизни той дополнительной  крайнем эмоциогенной информации,  оттенком которая предназначена  например для изменения  эмоции оценки человеком  столь возникшей ситуации.

В  внешнем одном из экспериментов,  возникшего направленном на доказательство  эмоции высказанных положений  субъекту когнитивной теории  пострадать эмоций, людям  себе давали в качестве «лекарства» физиологически  направленный нейтральный раствор  утверждению в сопровождении различных  становясь инструкций. В одном  состоянии случае им говорили  элементы о том, что  потребности данное «лекарство» должно  защитный будет вызвать  регрессия у них состояние  выражающую эйфории, в другом — состояние  глава гне . После принятия  угим соответствующего «лекарства» испытуемых  изменениями через некоторое  связанного время, когда  результате оно по инструкции  обязательная должно было  частные начать действовать,  рациональной спрашивали, что  которые они ощущают. Оказалось,  эмоциональными что те эмоциональные  павловым переживания, о которых  резко они рассказывали,  эмоциями соответствовали ожидаемым  более по данной им инструкции.

Было  глава показано также,  оценка что характер  интенсивность и интенсивность эмоциональных  приводит переживаний человека  состояния в той или  такие иной ситуации  наличных зависят от того,  которой как их переживают  смерти другие, рядом  меньшая находящиеся люди. Это  изменениями значит, что  эмоциогенной эмоциональные состояния  сердца могут передаваться  другая от человека к человеку,  поведенческого причем у человека  этого в отличие от животных  разработка качество коммуницируемых  отрицательных эмоциональных переживаний  становясь зависит от его  время личного отношения  инструкции к тому, кому  благодаря он сопереживает.


Отечественный физиолог  всего П.В. Симонов попытался  сильно в краткой символической  немецким форме представить  сопровождающие свою совокупность  различных факторов, влияющих на  помощи возникновение и характер  иногда эмоции. Он предложил  конце для этого  довольно следующую формулу:

Э = F(П, (Ин-Ис, ...)),

где  держит Э — эмоция, ее сила  образуют и качество; /7 — величина  интересов и специфика актуальной  справедливо потребности; (Ин — Ис) — оценка  образуют вероятности (возможности) удовлетворения  эмоции данной потребности  силы на основе врожденного  использование и прижизненно приобретаемого  психическим опыта; Ин— информация  концепция о средствах, прогностически  бегство необходимых для  образуют удовлетворения существующей  развития потребности; Ис — информация  сильный о средствах, которыми  многих располагает человек  нередко в данный момент  наличных времени. Согласно  слишком формуле, предложенной  органических П.В. Симоновым (его  согласовывался концепция также  живет может быть  роль отнесена к разряду  момент когнитивистских и имеет  внешнем специальное название — информационная),  различных сила и качество  повторение возникшей у человека  грустно эмоции в конечном  возникают счете определяются  качественная силой потребности  комплексы и оценкой способности  радостно ее удовлетворения в сложившейся  эмоциями ситуации.

Ведущую роль  стрессы в регуляции эмоциональных  глава состояний играет  также кора больших  является полушарий. И.П. Павловым  постороннего было показано,  ориентацию что именно  реально кора регулирует  могут протекание и выражение  является эмоций, держит  ситуации под своим  роль контролем все  интенсивность явления, происходящие  состояний в теле, оказывает  частные тормозящее влияние  эволюции на подкорковые центры,  плохом управляет ими. Существенную  эмоциогенную роль в эмоциональных  этому переживаниях человека  теперь играет вторая  увлечение сигнальная система,  совсем поскольку переживания  существ возникают не только  было при непосредственных  результате воздействиях внешней  равнодушным среды, но также  грустно могут быть  этого вызваны словами,  настроение мыслями.

Автор курсовой  осмысление работы разделяет  определены концепцию о двойственной  эмоциональный природе эмоций. Физиологические  друга изменения являются  едва одним из двух  индивидуальном компонентов эмоций,  одним причем компонентом  страсть весьма неспецифическим. Ряд  окружающими физиологических реакций  образуют проявляется как  роль при положительных,  генетически так и при  сколько отрицательных эмоциях,  свете например сердце  меньше может забиться  эмоциональный не только  объекту от страха,  всего но и от радости, это  немалый же справедливо и в отношении  определяются частоты дыхания  качественная и многих  организма других реакций. Специфичность  определяет эмоции придает  также та субъективная окраска  эмоциональными переживаний, благодаря  значимой которой мы никогда  реально не спутаем страх  только с радостью, несмотря  мнению на сходство некоторых  выполняют сопровождающих их физиологических  оттенком реакций. Субъективное  толстой переживание эмоции,  использование т.е. ее качественная  частности особенность, называется модальностью  значимый эмоции. Модальность  если эмоций — это  которые и есть субъективно  эмоции переживаемые страх,  электрической радость, удивление,  помогают досада, гнев,  эмоциогенных отчаяние, восторг,  данной любовь, ненависть  если и т.д.


Таким образом,  хотя по мнению авторов  поступка учебного пособия [16],  бурной каждая эмоция  также состоит из двух  настроение компонентов — импрессивного,  смерти характеризующегося переживанием  соединения субъективной неповторимости  результате данной эмоции,  соответствуют и экспрессивного — непроизвольных  элементы реакций организма,  приходят включающих в свой  эмоции состав реакции  немалый внутренних органов  конце и систем, недифференцированные  оценка мышечные реакции (дрожь,  перекладывание усиление тонуса),  электрической а также так  бурно называемые выразительные  эмоциональных движения, имеющие  доминирующая помимо всего  субъекта прочего коммуникативный,  павловым сигнальный характер (крик,  определены мимика, поза,  между интонации голоса).

Глава 3. Эмоциональные состояния

Как уже упоминалось выше, основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на: собственно эмоции, чувства и аффекты.

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства носят исторический характер. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.


Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные “факторы риска“ при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечного тракта.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Страсть – большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно выделить настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в “строе” всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно – иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно – это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.


Настроение теснейшим образом связанно с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности. Проявляясь в ”строе” этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. При этом существенным для настроения, конечно, не сам по себе объективный ход событий независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям – склонен ли он, их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность в том, что с ними справится.

Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной дыхательной систем. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим психическим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства. Но совсем не обязательно переживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции организма. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьёзны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчётливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, - не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчётных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем “настроением“, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасной и, в конце концов, чревата даже физическими или душевными расстройствами. Исследования в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням. Если в течение долгого времени вы испытываете злость, тревогу или депрессию, - пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, - то у вас больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию. Влияние эмоций на человека генерализованно, но каждая эмоция воздействует на него по-своему. Переживание эмоции изменяет уровень электрической активности головного мозга, диктует, какие мышцы лица, и тела должны быть напряжены или расслаблены, управляет эндокринной, кровеносной и дыхательной системами организма.