Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Теоретические аспекты антимонопольного регулирования в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования в Российской Федерации
1.1. Сущность и необходимость проведения антимонопольной политики
1.2. Становление и развитие российского антимонопольного законодательства
Глава 2. Анализ развития антимонопольного законодательства в зарубежных странах
2.1. Характеристика антимонопольного законодательства Китайской народной республики
2.2. Формирование антимонопольного законодательства в США
2.3. Анализ развития антимонопольного законодательства в Японии
Современное российское антимонопольное законодательство берет своё начало в 1991 году после принятия Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который «продержался» 15 лет и был поправлен законодателем 10 раз.
Как уже отмечалось, в 1999 году российское антимонопольное законодательство пополнилось Федеральным законом от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Данный закон действовал 7 лет и был поправлен 2 раза.
Указанные законы были положены в основу нового антимонопольного законодательства – Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[9], за 12 лет существования которого было принято 35 федеральных законов, вносящих в него те или иные изменения и дополнения (таблица 1).
Таблица 1
Распределение принятых федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Закон о защите конкуренции, по годам
При этом одни законы вносили концептуальные изменения (вводились новые статьи и главы или признавались утратившими силу некоторые положения), другие носили «косметический» характер и связаны были в основном с юридико-техническими правками.
Как видно из таблицы 2 количество изменений, вносимых каждым из принятых федеральных законов в Закон о защите конкуренции, различно и не имеет однозначной связи с численностью последних, и достигло, по состоянию на 1 июля 2016 года значения 466.
Таблица 2
Количество изменений, внесенных федеральными законами в Закон о защите конкуренции
Приведенные данные свидетельствуют о повышенном внимании законодателя к антимонопольному законодательству и продолжающейся «рецепции общеевропейских норм и институтов конкурентного права»[10].
При этом нововведения в антимонопольное законодательство в истекшем десятилетии шло путём содержательных новаций, затрагивающих функции, полномочия, права и обязанности участников отношений, связанных с защитой конкуренции при сохранении общей структуры Закона о защите конкуренции.
Приведенная эволюция «развития конкурентного законодательства отражает динамичность конкурентных отношений, которая, в свою очередь, обусловлена постоянным процессом совершенствования и изменения рыночной конъюнктуры»[11].
Вместе с тем чрезвычайно большое количество изменений и дополнений, внесенных в нормы Закона о защите конкуренции, затрудняют выявление доминирующего вектора развития антимонопольного законодательства, и, наряду с гармонизацией и имплементацией законодательства, приводят к невозможности предсказать дальнейшее изменение антимонопольного законодательства.
Таким образом, все отмеченные обстоятельства приводят к выводу, что законодательная конструкция Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не может быть признана устоявшейся, а её окончательное формирование – завершенным.
Глава 2. Анализ развития антимонопольного законодательства в зарубежных странах
2.1. Характеристика антимонопольного законодательства Китайской народной республики
Происходящие в экономике реформы, развитие промышленности, расширение мировых связей на экономической арене стали предпосылками для повышения заинтересованности в сотрудничестве с Китаем. Российская Федерация выступает одним из важнейших торговых партнеров Китая, в связи с чем возникает интерес в построении системы законодательного регулирования всех сфер деятельности в КНР.
Наибольшая заинтересованность проявляется с позиции правового регулирования антимонопольной деятельности. Так, направления совершенствования и антимонопольного регулирования признаны ключевыми в качестве приоритетных путей развития Китая во время Всекитайского собрания народных представителей в 2013 году. На данном мероприятии обозначалось, что достижение экономических и социальных целей Китая невозможно без создания правильных конкурентных экономических условий, что соответственно требует от государственных органов нового подхода к антимонопольному контролю[12].
С 1 августа 2008 г. вступил в силу Закон «О противодействии монополиям» от 30.07.2008г. Международное сообщество дало высокую оценку данному закону, подчеркнув тщательную проработку правовых норм и соответствие его основным международным правилам[13].
Как указывается в ст.1, данный Закон принят для предотвращения и недопущения монополистической деятельности, защиты развития конкуренции, создания условий для экономической деятельности, защиты прав и интересов граждан и государства. Действие закона распространяется не только на деятельность, осуществляемую на территории КНР, но и на деятельность за ее пределами, если она влечет за собой негативные последствия для китайской рыночной системы (ст.2 Закона).
Уполномоченными органами являются антимонопольные подразделения при Министерстве коммерции (MOFCOM), Национальной комиссии по делам реформ и развития (NDRC) и Государственном торгово-промышленном административном управлении (SAIC), наделенные полномочиями по расследованию ценовых сговоров и злоупотреблением доминирующим положением на рынке. Однако представление полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства нескольким структурам вызвало ряд проблем с определением подведомственности контроля за ценообразованием.
Статья 13 Антимонопольного закона запрещает любое соглашение между участниками рынка если оно:
- Фиксирует или изменяет цену товаров;
- Ограничивает выпуск или реализацию продукции;
- Вводит границы рынка продаж или покупки сырья;
-Препятствует внедрению или развитию передовых технологий, оборудования, продукции;
-Влечет игнорирование других участников рынка или товаров[14].
Кроме того, по решению антимонопольного органа при Госсовете монопольным соглашением может быть признано любое соглашение не указанное в Законе, если оно влечет за собой ограничение конкуренции. Отсутствие ограниченного перечня критериев, позволяющих определить монопольное соглашение, создает определенную правовую неопределенность и повышает риски в предпринимательской деятельности.
Выделяются два вида монопольных соглашений. «Горизонтальные»- соглашения, заключаемые конкурентами, с целью ограничения производства и объемов продаж, развития производств и устранение других конкурентов с рынка. «Вертикальные»- соглашения, заключаемые между компанией и ее торговыми представителями для монопольного контроля цен товаров, реализуемых потребителям[15]. Необходимо отметить, что ст. 17 Антимонопольного Закона установлен запрет компаниям, доминирующим на рынке, устанавливать несправедливо высокие цены или покупать по несправедливо низким ценам. Специалисты отмечают, что установление такой нормы позволяет правительству КНР осуществлять контроль за ценами на всей территории страны[16]. В случаях, если соглашения будут способствовать повышению эффективности производства, повышению качества товаров и услуг, защите производства от экономических спадов, для достижения социальных общественных интересов их заключение будет признаваться правомерным, и стороны не будут привлекаться к ответственности (ст. 15 Закона).
Под доминирующим положением понимается место компании на товарном рынке, при которой она имеет возможность контролировать цены или условия предоставления услуг или других условий торговли (например, способы доставки, пред и послепродажного обслуживания), и своими действиями затруднять работу другим компаниям. Согласно ст. 18 Антимонопольного закона при определении доминирующего положения на рынке необходимо принимать во внимание: занимаемое положение на соответствующем рынке, уровень конкуренции на соответствующем рынке, степень влияния на рынки, техническое и финансовое обеспечение предприятия, степень зависимости других предприятий. В соответствии со ст. 19 Закона если предприятие имеет долю на определенном рынке более половины; совместные, взаимосвязанные два предприятия, влияющие на две трети и больше рынка; трех предприятий - три четверти или больше, то это свидетельствует о доминирующем положении на рынке. Необходимо подчеркнуть наличие этих признаков не означает противоправность. Размер доли, занимаемой на рынке, не может являться основополагающим фактором для принятия антимонопольных мер[17]. Только злоупотребление таким положением влечет за собой привлечение к антимонопольной ответственности. В соответствии со ст. 17 Закона компании, занимающие доминирующее положение на рынке не должны устанавливать ограничения увеличивающие трудности исполнения сделок для контрагентов; отказывать в заключение сделки без наличия уважительных причин, запрещать контрагенту работать с какими либо другими компаниями, представляющими аналогичные товары, услуги; осуществлять навязывание приобретения дополнительных товаров, услуг, представлять разные условия контрагентам, при продаже аналогичных товаров, услуг.
В соответствии со ст. 22 Антимонопольного закона организации вправе не согласовывать сделки по слиянию, если один из участников сделки является собственником 50 или более процентов голосующих акций или активов других участвующих в сделке предприятий; участвующие в слиянии предприятия имеют общего собственника, не участвующего в сделке, однако обладающего 50 или более процентами голосующих акций или активов каждого из участвующих предприятий.
В эпоху глобализации национальные монополии являются основой национальной экономики. Однако деятельность крупнейших производителей не должна ставить под угрозу общественное благосостояние, тормозить внедрение прогрессивных технологий.
2.2. Формирование антимонопольного законодательства в США
Америка, согласно конституции США, которая была принята в 1787 году, является федеративной республикой. Субъектами федерации являются 50 штатов, также под контролем США находятся Республика Маршалловы Острова, Республика Палау Федеративные Штаты Микронезии. Каждый штат обладает равноправием, собственной конституцией, законодательными и исполнительными органами.
США является демократическим государством, по форме государственного правления – президентская республика. Государственная власть в США принадлежит Федеральному правительству, которое состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов. Законодательную власть обеспечивает Конгресс США, состоящий из Сената и Палаты представителей. В законодательной ветви власти формы правления США высший орган - двухпалатный Конгресс. Верхней Палатой является Сенат, нижней – Палата представителей. Конгресс является противовесом власти президента. Представителем судебной власти является Верховный суд. Исполнительная власть в США осуществляется президентом, вице-президентом, исполнительными департаментами, независимыми агентствами и т.д. Президент и Конгресс США избираются гражданами Америки с помощью демократических всеобщих выборов.
В США созданы специальные государственные органы по борьбе с монополизацией рынка, обеспечивающие разработку и реализацию антимонопольной политики. В США данным государственным органом является Федеральная торговая комиссия.
Американская система антимонопольного регулирования объявляет все монополии противоправными. Первые антимонопольные законы были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). В данный момент Америка является одной из самых продвинутых стран в антимонопольном законодательстве[18].
Основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются:
• Законы Шермана (1890) и Клейтона (1914)
• Закон о Федеральной Торговой Комиссии (1914)
• Закон Уилера — Ли (1938)
• Закон Селлера-Кефовера (1950).
Антимонопольный закон Шермана «The Sherman Antitrust Act», принятый в 1890 г., гласит, что «каждый контракт или объединение в форме треста и т.д., или сговор в ограничении торговли между несколькими Штатами, или с иностранными государствами, объявляется незаконным». Также «каждый человек, который монополизирует, попытается монополизировать, объединиться или сговориться с другим человеком или людьми, чтобы монополизировать любую часть торговли или коммерческой деятельности между Штатами или иностранными государствами, будет считаться виновным в «тяжком преступлении»[19]. Согласно закону Шермана, данные действия наказываются штрафом в размере, не превышающим $10,000,000 в случае, если деяние совершает корпорация, и штрафом в размере $350,000, либо лишением свободы на срок, не превышающий 3-х лет в случае, если деяние совершает физическое лицо.