Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Теоретические аспекты антимонопольного регулирования в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования в Российской Федерации
1.1. Сущность и необходимость проведения антимонопольной политики
1.2. Становление и развитие российского антимонопольного законодательства
Глава 2. Анализ развития антимонопольного законодательства в зарубежных странах
2.1. Характеристика антимонопольного законодательства Китайской народной республики
2.2. Формирование антимонопольного законодательства в США
2.3. Анализ развития антимонопольного законодательства в Японии
После принятия Акта Шермана, антимонопольные законы стали распространяться в большинстве стран мира.
Далее, в 1914 г., был принят Закон Клейтона. Данный закон, как и большинство последующих антитрестовских законов, внес поправки в закон Шермана. Таким образом, закон начинает приобретать более четкие рамки преступлений и наказаний за них[20].
В законе Клейтона уже упоминалась незаконность ценовой дискриминации «между различными товарами одного класса и качества, если подобная дискриминация значительно ослабляет конкуренцию или способствует созданию монополии в любом звене торговли». Клейтон указывает, что лишь разница в оплате труда может объяснять разницу в затратах, поэтому данная поправка применяется только если ничто не препятствует разнице в оплате труда.
Далее упоминается незаконность сдачи в аренду, а также продажи и заключения контракта, если в результате данных действий может возникнуть монополия или уменьшится конкуренция в любом звене торговли. А также, ни одна корпорация не должна осуществлять покупку другой корпорации, если это приведет к снижению конкуренции или возникновению монополии.
Практически сразу после закона Клейтона был принят Закон о Федеральной торговой комиссии. В данном законе был добавлен пункт о нечестных методах конкуренции. Таким образом, мы видим, что лица начинают пытаться уклоняться от ответственности за антимонопольную деятельность путем сокрытия информации и вводящими в заблуждение поступками.
Также, данным законодательным актом была создана Федеральная торговая комиссия, (ФТК) из пяти членов, которая должна выявлять нарушения антитрестовских законов, а также могла устраивать публичные слушания по искам понесших ущерб фирм и при необходимости издавать запретительные предписания[21].
В 1938 г. был издан Закон Уилера — Ли, возлагающий на ФТК дополнительную ответственность за осуществление контроля над "вводящими в заблуждение поступками или действиями в торговле". В результате ФТК также взяла на себя задачу защиты публики от ложной или вводящей в заблуждение рекламы и предоставления искаженной информации о качестве продуктов[22].
В 1950 г. Закон Селлера-Кефовера внес поправку в параграф закона Клейтона, запрещающий фирме приобретать акции конкурентов, если такое приобретение ослабило бы конкуренцию. Закон Селлера—Кефовера дополнительно запретил одной фирме приобретать вещественные элементы активов другой фирмы, когда результатом было бы ослабление конкуренции[23].
После приведенных выше законодательных актов, было принято еще огромное количество поправок и законов, однако, и по сей день, данные акты являются основой антимонопольного регулирования США.
2.3. Анализ развития антимонопольного законодательства в Японии
Рассмотрим историю развития антимонопольного регулирования и практику его применения в Японии. В 1947 году Япония приняла закон «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», что привело к ликвидации большинства дзайбацу (семейных мегаконгломератов, некоторые из которых берут начало с XVII века), которые играли важную роль со времен Реставрации Мейдзи, превратившей аграрную страну в одну из ведущих в мире[24].
Первоначально антимонопольный закон столкнулся со скептицизмом и враждебностью и играл незначительную роль в японском обществе. В 1950-х и 1960-х годах он противоречил промышленной политике Японии, которая благоприятствовала картелям как средству рационализации производства. Исполнение закона в этом периоде было слабым. В 1970-х произошло возрождение закона, когда нефтяной кризис посеял хаос в японской экономике, но в 1980-х снова утратил силу[25].
Однако, в конце 1980-х годов Япония оказалась под сильным давлением из-за рубежа, который настаивал на использовании антимонопольного закона более строго. В частности, правительство США рассматривало слабое применение японского антимонопольного закона в качестве барьера, который препятствовал американским фирмам во вход в японский рынок. В то же время, закон о конкуренции начал набирать одобрение в самой Японии: политики видели его как потенциальный инструмент возрождения экономики, находящейся в стагнации. Схождение в одной точке внешнего давления и большой внутренней поддержки подготовило почву для возрождения конкурентного законодательства, которое началось в 1990-х годах. С тех пор, правоохранительные механизмы были значительно усилены.
Основным органом, следящим за соблюдением Антимонопольного законодательства, является Японская Комиссия по справедливой торговле[26].
К трем ключевым правилам антимонопольного законодательства относятся:
1. Запрет на необоснованные ограничения торговли. Запрет действует, если существует значительное ограничение конкуренции, при кото-ром одна компания или несколько компаний имеют рыночную власть. Также запрет действует при сговоре между компаниями. Это условие особенно важно при оценке законности параллельного роста цен, которое часто встречаются в олигополистических рынках. Параллельный рост цен как таковой не является незаконным, но в сочетании с обменом информацией, он может является достаточным доказательством согласованных действий.
Также под запрет на необоснованные ограничения торговли попадает сговор на торгах. Японская судебная практика различает основное соглашение между компаниями вступить в сговор и определенный сговор на конкретном тендере[27]. Как правило, штраф основывается на обороте всех проектов, которые попали под базовое соглашение.
2. Запрет на частную монополизацию. В отличие от США и ЕС, нет установленного условия монопольной власти или доминирующего положения для запрета. Однако для запрета требуется существование значительного ограничения торговли, определенной степени рыночной власти.
Кроме того, Японская Комиссия по справедливой торговле проводит право применение в отношении компаний с долей рынка свыше 50%[28]. Существует два типа частной монополизации: тип исключения и тип управления[29]. Тип исключения охватывает практику, направленную на исключение конкурентов, таких как хищническое образование и отказ от ведения дел. Тип управления, с другой стороны, относится к проведению, по которому одна компания, например, мажоритарный акционер заставляет другую компанию следовать его воле.
3. Запрет на недобросовестную торговую практику. Закон запрещает недобросовестную торговую практику, которая является общим термином для массы конкретных видов противоправного поведения. Большинство видов противоправного поведения указаны в Антимонопольном законе, хотя некоторые - те, которые не подвергались штрафам – перечислены в положении, выданном Японской Комиссии по справедливой торговле. Запрет направлен в основном на вертикальные ограничения, такие как отказ вести дела, вертикальная фиксация цен, связанные продажи, исключительное дилерство, ценовая дискриминация, злоупотребление вышестоящим положением на переговорах[30].
Запрещение недобросовестной торговой практики отражает строгий интерес о добросовестной конкуренции, а не эффективности или благосостоянии потребителей. Запрет на необоснованные ограничения торговли и запрет на частную монополизацию требуют наличия существенного ограничения конкуренции, под которой подразумевается наличие рыночной власти. В противоположность этому, для запрета на недобросовестную торговую практику достаточно, чтобы поведение препятствовало частной конкуренции, при которой не обязательно наличие рыночной власти. Это означает, что такая практика, как продажа по несправедливо низким ценам, ценовая дискриминация, связанные продажи могут быть незаконными, даже если они осуществлены не доминирующими фирмами.
Акцент японского антимонопольного закона на эксплуататорском управлении иногда связывают с идеей, что близкие, долгосрочные и ограничительные вертикальные отношения являются отличительной чертой японской экономики. Основные японские производители прибегают к контролю в чрезвычайно большой степени над своими поставщиками и дистрибьюторами, которые часто образуют вертикаль или сеть, организованную вокруг главного производителя.
Помимо запрещения слияний, которые бы существенно ограничивали конкуренцию на конкретном рынке, Антимонопольный закон также запрещает компаниям стать настолько большими, что это приведет к чрезмерной концентрации экономической власти в японской экономике в целом. Например, закон запрещает создание компании с существенной позицией в более чем пяти взаимосвязанных сферах бизнеса, если это будет иметь большое влияние на национальную экономику и препятствовать честной и свободной конкуренции[31].
Таким образом, в настоящее время основными направлениями антимонопольного закона являются: запрет на необоснованные ограничения торговли, запрет на частную монополизацию, запрет на недобросовестную торговую политику. Небольшим минусом японского антимонопольного законодательства является то, что запрещение недобросовестной торговой практики отражает строгий интерес к добросовестной конкуренции, а не эффективности или благосостоянии потребителей[32]. И такая практика, как продажа по несправедливо низким ценам, ценовая дискриминация, связанные продажи могут быть незаконными, даже если они осуществлены не доминирующими фирмами.
Заключение
Для обеспечения нормального функционирования рынка используется антимонопольное регулирование, помогающее бороться с экономическими преступлениями, посягающими на правила конкуренции.
Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики.
Особый интерес представляет правовое регулирование антимонопольной деятельности. Усиление и совершенствование антимонопольного контроля было названо в качестве одного из 10 приоритетных направлений развития Китая на Первой сессии двенадцатого Всекитайского собрания народных представителей 5 марта 2013.
С 1 августа 2008 г. вступил в силу Закон «О противодействии монополиям» от 30.07.2008г. Международное сообщество дало высокую оценку данному закону, подчеркнув тщательную проработку правовых норм и соответствие его основным международным правилам.
Уполномоченными органами являются антимонопольные подразделения при Министерстве коммерции (MOFCOM), Национальной комиссии по делам реформ и развития (NDRC) и Государственном торгово-промышленном административном управлении (SAIC), наделенные полномочиями по расследованию ценовых сговоров и злоупотреблением доминирующим положением на рынке. В США созданы специальные государственные органы по борьбе с монополизацией рынка, обеспечивающие разработку и реализацию антимонопольной политики. В США данным государственным органом является Федеральная торговая комиссия.
Американская система антимонопольного регулирования объявляет все монополии противоправными. Основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются:
• Законы Шермана (1890) и Клейтона (1914)
• Закон о Федеральной Торговой Комиссии (1914)
• Закон Уилера — Ли (1938)
• Закон Селлера-Кефовера (1950).
После приведенных выше законодательных актов, было принято еще огромное количество поправок и законов, однако, и по сей день, данные акты являются основой антимонопольного регулирования США.
Основным органом, следящим за соблюдением Антимонопольного законодательства в Японии, является Японская Комиссия по справедливой торговле.
В настоящее время основными направлениями антимонопольного закона Японии являются: запрет на необоснованные ограничения торговли, запрет на частную монополизацию, запрет на недобросовестную торговую политику. Небольшим минусом японского антимонопольного законодательства является то, что запрещение недобросовестной торговой практики отражает строгий интерес к добросовестной конкуренции, а не эффективности или благосостоянии потребителей[33]. И такая практика, как продажа по несправедливо низким ценам, ценовая дискриминация, связанные продажи могут быть незаконными, даже если они осуществлены не доминирующими фирмами.