Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.2 Характеристика основных видов монополий
ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
2.1 Причины возникновения монополистических объединений
2.2 Основные формы монополистических союзов
ГЛАВА 3. РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Оценка влияния монополий на экономику
3.2 Монополистические объединения в российской экономике
Вторая модель предполагает разделение стадий производства и сетевого хозяйства, причем организация последней возможна в качестве крупного монополиста, а на стадии производства предполагается появление элементов конкуренции. В данном случае необходимо наличие четко обозначенных законодательных барьеров, не позволяющих сетевому монополисту воздействовать на конкурентные отношения производителей. Здесь речь идет о модели вертикального разделения, в соответствии с которой в России и проводилась реформа электроэнергетики.
Третья модель предполагает включение элементов и конкуренции, и интеграции. Этот вариант сопряжен с появлением сетевого монополиста, являющегося одновременно одним из конкурентов в сфере производства. В данном случае возникает вариант вертикальной интеграции с конкуренцией. Ограничение монопольной власти возможно посредством метода так называемого «функционального разбиения», предполагающего, в частности, ведение раздельной хозяйственной отчетности и по сетевой, и по производственной деятельности внутри интегрированной компании, а также регулирование внутренних цен, которые назначает монополист для самого себя за пользование инфраструктурной сетью.
Основа структурного реформирования состоит в возможности четкого выделения непосредственной сферы деятельности естественной монополии, ограничивая тем самым область, где необходимо прямое государственное воздействие, способствуя тем самым развитию рыночных отношений в потенциально конкурентных сегментах, распространению частных инициатив, созданию надлежащего мотивационного механизма, повышению их инвестиционной привлекательности. Тем не менее, изменяя парадигму государственного регулирования и смещая приоритеты в сторону антимонопольной политики в условиях существенных ограничений конкуренции, государство должно сохранить инструменты влияния на ценообразование на рынке, а также «рычаги управления» развитием конкурентных сегментов электроэнергетики.
Например, идеи разделения естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство (генерации), транспортировка и сбыт (продажа) электроэнергии, ремонт и сервис) функций, позволяющие сформировать конкурентный энергоры- нок, были положены в основу реформирования электроэнергетики в России, начало которому было положено еще в 2001 г.[17].
В результате электроэнергетический монополист ОАО «РАО ЕЭС России» был разделен на множество генерирующих, электросетевых и энергосбытовых компаний, а эффективность электроэнергетической сферы экономики в России в целом возросла, хотя возникли и некоторые новые проблемы. Благодаря проведению реформы в модернизацию электроэнергетики РФ удалось привлечь сотни миллионов рублей частных инвестиций, в том числе и иностранных. При этом возросло в последние 3-4 года и влияние государства в отрасли. На сегодняшний день примерно 75% генерирующих мощностей контролируется госкомпаниями (такими как ПАО «Интер РАО» и ООО «Газпромэнергохолдинг») и 25% − частными инвесторами[18].
Эффективная антимонопольная политика может быть направлена как на борьбу с монополизацией, в целях защиты прав потребителей и недопущения необоснованного завышения цен, так и на укрупнение товаропроизводителей и незначительное повышение цен с целью улучшения качества продукции и стимулирования экономического роста.
Особенности развития и функционирования различных типов монополизированных рынков обусловливают необходимость использования соответствующих инструментов антимонопольной политики.
В целом антимонопольное регулирование включает регламентирующие, запретительные, контролирующие и профилактические мероприятия и отличает три главные формы воздействия государства на экономику – экономические регуляторы, административные регуляторы и правовые инструменты[19].
Увеличение размеров компаний является производственной необходимостью с точки зрения достижения минимально эффективного объема производства, создания современной эффективной производственной структуры и поддержания конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Неоднозначность связи рыночной структуры, уровня монополизма и рыночного поведения предприятий обуславливает противоречивость в оценках влияния высокой концентрации отраслевого рынка на эффективность отрасли, что приводит к переносу акцента в антимонопольном регулировании на обеспечении организационно-правовых условий свободного доступа на высококонцентрированные рынки.
Поддерживая данную точку зрения, отметим, что в мировой практике антимонопольное регулирование включает также четкую регламентацию государственной помощи, чем обеспечивается установление или восстановление баланса для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, экономических зон, территорий и тому подобное. В России, при отсутствии законодательного определения прозрачных механизмов такой помощи в результате предоставления субсидий, компенсаций, налоговых льгот и т.п. (что осуществляется на вполне законных основаниях), нередко создается необоснованное привилегированное положение отдельных предприятий.
Кроме этого, следует добавить, что анализ антимонопольного контроля за концентрацией хозяйственных структур, который осуществляется в отдельных странах с развитой рыночной экономикой, показал, что для антимонопольных процедур характерно широкое использование системы исключений из общего правила запрета антиконкурентного слияния с целью защиты внутренних интересов своих стран. Таким образом, особенности развития каждого рынка помогут определить необходимые меры антимонопольной политики для предотвращения монополизма и злоупотреблений. Также государственная поддержка должна быть направлена именно на те отрасли экономики, где она остро необходима.
Итак, механизм государственного антимонопольного регулирования должен быть способом организации экономических отношений между участниками рынка с целью координации их деятельности и создания предпосылок для успешного решения социально-экономических проблем России, а также дальнейшего экономического роста.
По мнению российского исследователя Е.В. Коробцова[20], из рассмотренного им зарубежного опыта регулирования естественных монополий можно выделить три основные тенденции, которые должны учитываться в отечественной практике управления:
1. Уменьшение жесткости государственного контроля над отраслями естественных монополий за счет реализации механизма государственно-частного партнерства (совместные предприятия, концессии) на основе объединения ресурсов государства и бизнеса.
2. Структурно-организационное отделение монополии на «ядро» и «звенья» (с раздельным учетом деятельности).
3. Влияние процессов интернационализации рынков на ограничение конкуренции в монополизированных отраслях экономики. В эпоху глобализации у потребителя появляется больше возможностей выбора поставщика.
На сегодняшний день условия, действующие в среде естественных монополий, не готовы принять изменения в системе тарификации. Позиции руководства еще не совсем сформированы по данному вопросу. Исследования экспертов показывают, что власти могут столкнуться с серьезной оппозицией в лице самих монополий – прежде всего газодобывающих предприятий, железнодорожного транспорта и электроэнергетики.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие и становление монополий под чутким управлением правительственных органов способно оздоровить экономику страны, а значит, и улучшить благосостояние граждан. В сфере трудоустройства монополии предоставляют большое количество рабочих мест. Сдерживание роста цен одно из наиболее важных направлений, которое достаточно расширит условия для воспроизводства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в соответствии с поставленными задачами и проведенным в работе исследованием, автор пришел к следующим выводам:
1. Монополия – это рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. В зависимости от формы конкуренции и рыночной структуры хозяйствования можно выделить чистую и абсолютную монополию, а в зависимости от характера и причин возникновения монополистических отношений, различают естественную, административную и экономическую монополию;
2. Причины возникновения, развития и функционирования монопольных объединений связаны с действием объективных экономических законов, развитием производительных сил и производственных отношений, существенными изменениями в технологическом способе производства;
3. В зависимости от целей и функций создаваемых монополистических союзов в мировой практике выделяются следующие их формы: конвенции, пулы, ринги, корнеры, картели, синдикаты, тресты, комбинаты, концерны. Различия между приведенными формами монополистических объединений весьма относительны, о чем свидетельствует анализ многочисленных трудов теоретиков экономической науки;
4. Влияние монополий на становление и развитие рыночных отношений в мировом хозяйстве в разное время было разным, однако их существование – это часть истории развития мирового общественного производства, поэтому это неоднозначное явление всегда будет вызывать противоречивые вопросы среди ведущих специалистов, аналитиков и экономистов во всем мире;
5. Роль монополии в современной экономике весьма противоречива и отношение общества и государства, контролирующего все вопросы, касающиеся данной сферы с помощью антимонопольной политики, всегда двойственно. Здесь, как и в других экономических вопросах, имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Главная отрицательная сторона функционирования монополистических объединений – это отсутствие конкуренции, отсюда и происходит рост цен и отсутствие выбора для покупателей. Положительная сторона монополизации заключается в том, что на современном этапе развития отечественной экономики все больше крупных предприятий и организаций России обладают значительной частью рынка;
6. На сегодняшний день отечественные монополии – это в основном крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Данные монополии, осуществляя преимущества крупного производства, гарантируют экономию общественных затрат производства и обращения, а также формируют точки социально-экономической устойчивости для местного общества. Следовательно, задачи экономико-институционального регулирования монополизации в России состоят, прежде всего, в устранении или хотя бы сдерживании отрицательных последствий монополизма и в стимулировании его позитивного потенциала, который выражается в выполнении самоорганизующей функции. Сюда можно отнести внедрение инноваций, обеспечивающих устойчивость, упорядоченность экономики, формирующих благоприятную конкурентную среду и стимулирующих инновационную активность субъектов монопольного хозяйствования. Антимонопольная политика – важная составная часть в государственной политики в экономике каждой страны с развитой рыночной инфраструктурой.
Тенденции развития современной рыночной экономики определяется набирающими обороты глобализационными процессами, под воздействием которых происходит трансформация конкурентно-монопольной среды и видоизменение монополистических отношений, проявляющееся в усилении конкурентных начал и появлении гибридных форм подчинения и сотрудничества, что способствует трансформации отношений монополизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях» (с изменениями и дополнениями);
- Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 (ред. от 20.03.2013) «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 16.07.2001. № 29. ст. 3032;
- Белоусова Н. И. Методология структурного регулирования российских естественных монополий на федеральном и региональном уровне. Автореферат дисс. … д. экон. наук. М., 2015. – 48 с.;
- Голоскоков Д. Ю. Совершенствование форм и методов инвестирования инновационных проектов в условиях естественных монополий: на материалах Ставропольского края: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д. Ю. Голоскоков. Ставрополь, 2012. – 20 с.;
- Исаева Е. В. Партнерские отношения на фоне кризиса: миф или реальность? // Эко. – 2015. – № 5. – С. 126-136.;
- Коробцов Е. В. Зарубежный опыт регулирования деятельности естественных монополий // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. – 2015. – №9(64), вып. 11/1. – С. 71-75.;
- Кравчук Д. И., Кравчук В. И. Роль естественных монополий в экономике России // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 270-272.;
- Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики. Учебник. – М.: Экономика, 2014. – 317 с.;
- Латышев А. Ю. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 9 (338). Экономика. Вып. 44. – С. 78-88.;
- Малинникова Е. В. Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия и первые итоги // Экономический журнал ВШЭ. Том. 2 (2016), № 4. – C. 516-535.;
- Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2-х т.: Т.1 / Пер. с англ. / А. Пигу. – М.: Прогресс, 2015.– 512 с.;
- Писенко К. А., Цинделиани И. А., Бадмаев Б. Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. С. В. Запольского. – М.: Российская академия правосудия; Статут, 2015. – 414 с.;
- Порезанова Е. В. Виды монополий в современной экономике России // Известия Саратовского Университета, 2013. – №1. – С. 22-27.;
- Регулирование естественных монополий в условиях евразийской экономической интеграции / Ю. З.Саакян [и др.]. – М.: ИПЕМ, 2014. – 374 с.;
- Смит А. Экспериментальная экономика. – М.: ИРИСЭН: Мысль, 2016. – 800 с.;
- Соснин В.К. Направления структурного реформирования естественных монополий в России: на примере электроэнергетики и железнодорожного транспорта: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.01. М., 2016. – 245 с.;
- Титов Е.С. Реформирование естественных монополий в сфере электроэнергетики и конкуренция // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. – №1. – С. 326-329;
- Шолудько Е. В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности// Вестник РГРТУ. – № 3 (выпуск 25). Рязань, 2015. – С. 39-43.;
- Официальный сайт Института комплексных стратегических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icss.ac.ru/;
- Сушков В. В., Савина Т. Н. Демонополизация экономики как условие цивилизованного рынка // Системное управление: электронное периодическое научное издание. – 2015. – Выпуск 2 (5) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2015-2/pdf/5.10_Sushkov.pdf.