Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторая модель предполагает разделение стадий производства и сетевого хозяйства, причем организация последней возможна в качестве крупного монополиста, а на стадии производства предполагается появление элементов конкуренции. В данном случае необходимо наличие четко обозначенных законодательных барьеров, не позволяющих сетевому монополисту воздействовать на конкурентные отношения производителей. Здесь речь идет о модели вертикального разделения, в соответствии с которой в России и проводилась реформа электроэнергетики.

Третья модель предполагает включение элементов и конкуренции, и интеграции. Этот вариант сопряжен с появлением сетевого монополиста, являющегося одновременно одним из конкурентов в сфере производства. В данном случае возникает вариант вертикальной интеграции с конкуренцией. Ограничение монопольной власти возможно посредством метода так называемого «функционального разбиения», предполагающего, в частности, ведение раздельной хозяйственной отчетности и по сетевой, и по производственной деятельности внутри интегрированной компании, а также регулирование внутренних цен, которые назначает монополист для самого себя за пользование инфраструктурной сетью.

Основа структурного реформирования состоит в возможности четкого выделения непосредственной сферы деятельности естественной монополии, ограничивая тем самым область, где необходимо прямое государственное воздействие, способствуя тем самым развитию рыночных отношений в потенциально конкурентных сегментах, распространению частных инициатив, созданию надлежащего мотивационного механизма, повышению их инвестиционной привлекательности. Тем не менее, изменяя парадигму государственного регулирования и смещая приоритеты в сторону антимонопольной политики в условиях существенных ограничений конкуренции, государство должно сохранить инструменты влияния на ценообразование на рынке, а также «рычаги управления» развитием конкурентных сегментов электроэнергетики.

Например, идеи разделения естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство (генерации), транспортировка и сбыт (продажа) электроэнергии, ремонт и сервис) функций, позволяющие сформировать конкурентный энергоры- нок, были положены в основу реформирования электроэнергетики в России, начало которому было положено еще в 2001 г.[17].

В результате электроэнергетический монополист ОАО «РАО ЕЭС России» был разделен на множество генерирующих, электросетевых и энергосбытовых компаний, а эффективность электроэнергетической сферы экономики в России в целом возросла, хотя возникли и некоторые новые проблемы. Благодаря проведению реформы в модернизацию электроэнергетики РФ удалось привлечь сотни миллионов рублей частных инвестиций, в том числе и иностранных. При этом возросло в последние 3-4 года и влияние государства в отрасли. На сегодняшний день примерно 75% генерирующих мощностей контролируется госкомпаниями (такими как ПАО «Интер РАО» и ООО «Газпромэнергохолдинг») и 25% − частными инвесторами[18].


Эффективная антимонопольная политика может быть направлена как на борьбу с монополизацией, в целях защиты прав потребителей и недопущения необоснованного завышения цен, так и на укрупнение товаропроизводителей и незначительное повышение цен с целью улучшения качества продукции и стимулирования экономического роста.

Особенности развития и функционирования различных типов монополизированных рынков обусловливают необходимость использования соответствующих инструментов антимонопольной политики.

В целом антимонопольное регулирование включает регламентирующие, запретительные, контролирующие и профилактические мероприятия и отличает три главные формы воздействия государства на экономику – экономические регуляторы, административные регуляторы и правовые инструменты[19].

Увеличение размеров компаний является производственной необходимостью с точки зрения достижения минимально эффективного объема производства, создания современной эффективной производственной структуры и поддержания конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Неоднозначность связи рыночной структуры, уровня монополизма и рыночного поведения предприятий обуславливает противоречивость в оценках влияния высокой концентрации отраслевого рынка на эффективность отрасли, что приводит к переносу акцента в антимонопольном регулировании на обеспечении организационно-правовых условий свободного доступа на высококонцентрированные рынки.

Поддерживая данную точку зрения, отметим, что в мировой практике антимонопольное регулирование включает также четкую регламентацию государственной помощи, чем обеспечивается установление или восстановление баланса для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, экономических зон, территорий и тому подобное. В России, при отсутствии законодательного определения прозрачных механизмов такой помощи в результате предоставления субсидий, компенсаций, налоговых льгот и т.п. (что осуществляется на вполне законных основаниях), нередко создается необоснованное привилегированное положение отдельных предприятий.

Кроме этого, следует добавить, что анализ антимонопольного контроля за концентрацией хозяйственных структур, который осуществляется в отдельных странах с развитой рыночной экономикой, показал, что для антимонопольных процедур характерно широкое использование системы исключений из общего правила запрета антиконкурентного слияния с целью защиты внутренних интересов своих стран. Таким образом, особенности развития каждого рынка помогут определить необходимые меры антимонопольной политики для предотвращения монополизма и злоупотреблений. Также государственная поддержка должна быть направлена именно на те отрасли экономики, где она остро необходима.


Итак, механизм государственного антимонопольного регулирования должен быть способом организации экономических отношений между участниками рынка с целью координации их деятельности и создания предпосылок для успешного решения социально-экономических проблем России, а также дальнейшего экономического роста.

По мнению российского исследователя Е.В. Коробцова[20], из рассмотренного им зарубежного опыта регулирования естественных монополий можно выделить три основные тенденции, которые должны учитываться в отечественной практике управления:

1. Уменьшение жесткости государственного контроля над отраслями естественных монополий за счет реализации механизма государственно-частного партнерства (совместные предприятия, концессии) на основе объединения ресурсов государства и бизнеса.

2. Структурно-организационное отделение монополии на «ядро» и «звенья» (с раздельным учетом деятельности).

3. Влияние процессов интернационализации рынков на ограничение конкуренции в монополизированных отраслях экономики. В эпоху глобализации у потребителя появляется больше возможностей выбора поставщика.

На сегодняшний день условия, действующие в среде естественных монополий, не готовы принять изменения в системе тарификации. Позиции руководства еще не совсем сформированы по данному вопросу. Исследования экспертов показывают, что власти могут столкнуться с серьезной оппозицией в лице самих монополий – прежде всего газодобывающих предприятий, железнодорожного транспорта и электроэнергетики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие и становление монополий под чутким управлением правительственных органов способно оздоровить экономику страны, а значит, и улучшить благосостояние граждан. В сфере трудоустройства монополии предоставляют большое количество рабочих мест. Сдерживание роста цен одно из наиболее важных направлений, которое достаточно расширит условия для воспроизводства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в соответствии с поставленными задачами и проведенным в работе исследованием, автор пришел к следующим выводам:

1. Монополия – это рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. В зависимости от формы конкуренции и рыночной структуры хозяйствования можно выделить чистую и абсолютную монополию, а в зависимости от характера и причин возникновения монополистических отношений, различают естественную, административную и экономическую монополию;


2. Причины возникновения, развития и функционирования монопольных объединений связаны с действием объективных экономических законов, развитием производительных сил и производственных отношений, существенными изменениями в технологическом способе производства;

3. В зависимости от целей и функций создаваемых монополистических союзов в мировой практике выделяются следующие их формы: конвенции, пулы, ринги, корнеры, картели, синдикаты, тресты, комбинаты, концерны. Различия между приведенными формами монополистических объединений весьма относительны, о чем свидетельствует анализ многочисленных трудов теоретиков экономической науки;

4. Влияние монополий на становление и развитие рыночных отношений в мировом хозяйстве в разное время было разным, однако их существование – это часть истории развития мирового общественного производства, поэтому это неоднозначное явление всегда будет вызывать противоречивые вопросы среди ведущих специалистов, аналитиков и экономистов во всем мире;

5. Роль монополии в современной экономике весьма противоречива и отношение общества и государства, контролирующего все вопросы, касающиеся данной сферы с помощью антимонопольной политики, всегда двойственно. Здесь, как и в других экономических вопросах, имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Главная отрицательная сторона функционирования монополистических объединений – это отсутствие конкуренции, отсюда и происходит рост цен и отсутствие выбора для покупателей. Положительная сторона монополизации заключается в том, что на современном этапе развития отечественной экономики все больше крупных предприятий и организаций России обладают значительной частью рынка;

6. На сегодняшний день отечественные монополии – это в основном крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Данные монополии, осуществляя преимущества крупного производства, гарантируют экономию общественных затрат производства и обращения, а также формируют точки социально-экономической устойчивости для местного общества. Следовательно, задачи экономико-институционального регулирования монополизации в России состоят, прежде всего, в устранении или хотя бы сдерживании отрицательных последствий монополизма и в стимулировании его позитивного потенциала, который выражается в выполнении самоорганизующей функции. Сюда можно отнести внедрение инноваций, обеспечивающих устойчивость, упорядоченность экономики, формирующих благоприятную конкурентную среду и стимулирующих инновационную активность субъектов монопольного хозяйствования. Антимонопольная политика – важная составная часть в государственной политики в экономике каждой страны с развитой рыночной инфраструктурой.


Тенденции развития современной рыночной экономики определяется набирающими обороты глобализационными процессами, под воздействием которых происходит трансформация конкурентно-монопольной среды и видоизменение монополистических отношений, проявляющееся в усилении конкурентных начал и появлении гибридных форм подчинения и сотрудничества, что способствует трансформации отношений монополизма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях» (с изменениями и дополнениями);
  2. Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 (ред. от 20.03.2013) «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 16.07.2001. № 29. ст. 3032;
  3. Белоусова Н. И. Методология структурного регулирования российских естественных монополий на федеральном и региональном уровне. Автореферат дисс. … д. экон. наук. М., 2015. – 48 с.;
  4. Голоскоков Д. Ю. Совершенствование форм и методов инвестирования инновационных проектов в условиях естественных монополий: на материалах Ставропольского края: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д. Ю. Голоскоков. Ставрополь, 2012. – 20 с.;
  5. Исаева Е. В. Партнерские отношения на фоне кризиса: миф или реальность? // Эко. – 2015. – № 5. – С. 126-136.;
  6. Коробцов Е. В. Зарубежный опыт регулирования деятельности естественных монополий // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. – 2015. – №9(64), вып. 11/1. – С. 71-75.;
  7. Кравчук Д. И., Кравчук В. И. Роль естественных монополий в экономике России // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 270-272.;
  8. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики. Учебник. – М.: Экономика, 2014. – 317 с.;
  9. Латышев А. Ю. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 9 (338). Экономика. Вып. 44. – С. 78-88.;
  10. Малинникова Е. В. Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия и первые итоги // Экономический журнал ВШЭ. Том. 2 (2016), № 4. – C. 516-535.;
  11. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2-х т.: Т.1 / Пер. с англ. / А. Пигу. – М.: Прогресс, 2015.– 512 с.;
  12. Писенко К. А., Цинделиани И. А., Бадмаев Б. Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. С. В. Запольского. – М.: Российская академия правосудия; Статут, 2015. – 414 с.;
  13. Порезанова Е. В. Виды монополий в современной экономике России // Известия Саратовского Университета, 2013. – №1. – С. 22-27.;
  14. Регулирование естественных монополий в условиях евразийской экономической интеграции / Ю. З.Саакян [и др.]. – М.: ИПЕМ, 2014. – 374 с.;
  15. Смит А. Экспериментальная экономика. – М.: ИРИСЭН: Мысль, 2016. – 800 с.;
  16. Соснин В.К. Направления структурного реформирования естественных монополий в России: на примере электроэнергетики и железнодорожного транспорта: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.01. М., 2016. – 245 с.;
  17. Титов Е.С. Реформирование естественных монополий в сфере электроэнергетики и конкуренция // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. – №1. – С. 326-329;
  18. Шолудько Е. В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности// Вестник РГРТУ. – № 3 (выпуск 25). Рязань, 2015. – С. 39-43.;
  19. Официальный сайт Института комплексных стратегических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icss.ac.ru/;
  20. Сушков В. В., Савина Т. Н. Демонополизация экономики как условие цивилизованного рынка // Системное управление: электронное периодическое научное издание. – 2015. – Выпуск 2 (5) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2015-2/pdf/5.10_Sushkov.pdf.