Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность учетной политики
1.3. Формирование учетной политики в целях управленческого учета
ГЛАВА 2 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПАО «ГАЗПРОМ»
2.1. Учетная политика ПАО «Газпром» в целях бухгалтерского учета
2.2. Учетная политика ПАО «Газпром» в целях управленческого учета
Бухгалтерская же учетная политика ориентирована на конкретное юридическое лицо.
Управленческая учетная политика дает возможность применять различные варианты оценки хозяйственных событий в зависимости от времени, подразделения, направления бизнеса и даже экономического смысла отдельной хозяйственной операции, в то время как бухгалтерская жестко привязана к юридическому лицу и едина для всех операций данного предприятия.
Принимая во внимание все существующие различия, может сложиться мнение, что проще и экономически целесообразнее вести управленческий учет параллельно бухгалтерскому (автономно).
Но при выборе такого варианта не следует забывать, что оба они работают с одними и теми же финансово-хозяйственными операциями, просто рассматривают их под разным углом.
Параллельное ведение двух учетов увеличит трудоемкость процесса (необходимо технически организовать перенос первичных документов из одной базы в другую, либо вводить их дважды, регулярно проводить сверки, и т.п.).
Грамотно прописанная бухгалтерская и управленческая учетная политики помогут оптимально организовать учет и сэкономить материальные и трудовые ресурсы компании [17, c. 69].
Для целей налогового учета учетная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Некоторые бухгалтеры предпочитают формировать раздельно 2 учетные политики: одну для целей бухгалтерского учета, а вторую – для целей налогообложения, а другие считают более удобным и рациональным готовить единую учетную политику, причем совмещать описание бухгалтерского и налогового учета по отдельным объектам и операциям.
Структурировать учетную политику можно так, как удобно самому бухгалтеру для дальнейшего его использования.
На практике в организационно-технический раздел обычно включают следующие пункты:
1. Организация учетной работы (кто именно ведет учет в зависимости от объема учетной работы).
2. Особенности организации учета в обособленных подразделениях (филиалах, представительствах).
3. Рабочий план счетов бухгалтерского учета (с детализацией субсчетов и аналитических счетов, а некоторые предпочитают дополнительно давать развернутое описание счетов и приводить используемые корреспонденции счетов).
4. Форма бухгалтерского учета (включая вопросы амортизации).
5. Организация первичного учета:
- формы первичных учетных документов;
- перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;
- график и правила документооборота;
- порядок архивирования документов и т.д.
6. Порядок проведения инвентаризации.
7. Формы и порядок подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
8. Формы и порядок подготовки и представления внутренней (управленческой) отчетности.
9. Прочие вопросы.
А в методологическом разделе необходимо раскрыть выбранные варианты оценки и учета следующих объектов и операций:
1. Основные средства;
2. Нематериальные активы и НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) (при их наличии);
3. Материально-производственные запасы (сырье и материалы, товары, готовая продукция);
4. Затраты на производство и иные затраты (включая методы учета затрат и калькулирования себестоимости, учет расходов будущих периодов и прочие нюансы);
5. Доходы, расходы и формирование финансовых результатов;
6. Расходы по кредитам и займам
7. Финансовые вложения
8. Порядок применения ПБУ 18/02;
9. Активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте;
10. Также иные объекты учета и хозяйственных операций, особенно тех, порядок учета которых не урегулирован действующим законодательством или урегулирован недостаточно четко, что приводит к возникновению нестандартных и спорных ситуаций [15, c. 88-89].
1.3. Формирование учетной политики в целях управленческого учета
Каждое предприятие разрабатывает учетную политику для ведения управленческого учета исходя из информационных потребностей компании и специфики ее деятельности. При этом могут быть использованы принципы, изложенные в международных, национальных стандартах финансовой отчетности, или собственные подходы к учету и отражению информации о деятельности компании. Для того чтобы не допустить ошибок при составлении учетной политики, нужно выделить ее основные элементы – объекты учета, принципы квалификации, признания, оценки – и поэтапно детализировать каждый из них.
Поскольку нормативного определения понятия «учетная политика для целей управленческого учета» не существует, каждое предприятие самостоятельно определяет сферу применения этого документа и то, какие положения по учету будут в него включены.
При разработке учетной политики совершается немало ошибок, одна из самых распространенных – отсутствие описания правил и принципов учета для каких-либо хозяйственных операций. После того как ошибка выявлена, учетная политика срочно дорабатывается, и зачастую в спешке допускаются новые ошибки.
Начать разработку учетной политики следует с выделения объектов управленческого учета, определения принципов их квалификации (что понимается, к примеру, под расходами, материальными активами и пр.), классификации, признания и оценки. Остановимся на этом подробнее и рассмотрим пошаговый подход к формированию учетной политики для целей управленческого учета.
Если сравнивать российские и международные стандарты, то последние, по мнению автора, предпочтительнее. Во-первых, экономическая логика МСФО более обоснованна. Во-вторых, сближение с МСФО - общемировая тенденция, и, если в дальнейшем ваша компания будет внедрять учет по МСФО, эту задачу решить будет намного проще.
ПРИМЕР 1
Компания выпускает уникальное промышленное оборудование, то есть производство носит единичный характер. Производственный цикл составляет несколько месяцев. Естественно, в этих условиях возникает такая категория запасов, как незавершенное производство. МСФО 2 «Запасы» предписывает, в частности, исключать из себестоимости незавершенного производства и признавать в качестве расходов в периоде возникновения сверхнормативные потери сырья, затраченного труда и пр.
Вместе с тем менеджеры компании более полезной и объективной считают оценку незавершенного производства по фактическим затратам. Поэтому при формировании учетной политики они опираются на российские нормы бухгалтерского учета, в соответствии с которыми «при единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам» (п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).
Стоит отметить, что в ряде случаев при разработке учетной политики придется формировать собственные корпоративные стандарты, отличные как от МСФО, так и от РСБУ.
ПРИМЕР 2
Компания, работающая в сфере красоты и здоровья, предполагает начать оказание нового вида услуг. Для этого приобретается и устанавливается необходимое оборудование. Одновременно проводится обучение персонала. После того как компания уже фактически приступила к оказанию данной услуги, в течение двух месяцев достигается необходимый объем продаж. Этот срок был предусмотрен бизнес-планом и отведен для того, чтобы отработать технологию и провести необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению данной услуги.
С точки зрения международных стандартов (МСФО 16 «Основные средства») в данной ситуации создается актив – основное средство (оборудование). При этом в его себестоимость не включаются затраты на подготовку персонала и затраты, понесенные до достижения плановых показателей производительности актива. По мнению руководителей компании, подход к экономической интерпретации данной ситуации может быть иным. Само по себе основное средство компании не нужно, если оно не будет подкреплено, во-первых, способным работать на этом оборудовании персоналом и, во-вторых, соответствующим пулом клиентов. Поэтому, планируя и реализуя данный проект, руководство компании рассматривает создание скорее не объекта основных средств, а «генерирующей единицы» – совокупности нескольких активов: – основного средства «Оборудование»; – нематериального актива «Навыки персонала»; – нематериального актива «Информированность рынка».
Другими словами, первоначальная стоимость «генерирующей единицы» будет включать не только покупную стоимость оборудования и затраты на доведение оборудования до состояния технической готовности, но и затраты на обучение персонала, выведение оборудования на номинальный режим работы и маркетинговые мероприятия. Кроме того, датой признания данного комплексного актива будет не момент технической готовности основного средства, а момент вывода процесса оказания услуги на плановую мощность.
Когда учетная политика уже, по сути, сформирована, необходимо ее формализовать, то есть оформить документально.
Учетная политика должна быть представлена в отдельном разделе Положения об управленческом учете.
Типовая структура раздела «Учетная политика» включает следующие основные пункты:
– определение и назначение (что в компании понимается под учетной политикой для целей управленческого учета и для чего она нужна);
– принципы формирования и применения учетной политики;
– элементы учетной политики;
– основная часть (собственно учетная политика);
– порядок внесения изменений в учетную политику;
– ответственность (кто в компании отвечает за разработку, утверждение и актуализацию учетной политики).
Нужно отметить, что создание и применение учетной политики зависят не только от руководителей служб финансово-экономического блока. Учетная политика для целей управленческого учета - внутренний стандарт, который позволяет руководителям и сотрудникам компании получить представление о текущем состоянии дел. Поэтому учетная политика касается практически всех менеджеров. Более того, отдельные положения учетной политики могут существенным образом влиять на работу конкретных подразделений компании. Один из самых ярких примеров - определение сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности. Методы оценки деятельности сбытовых подразделений компании будут во многом зависеть от того, как для этих элементов сформулированы определения и моменты признания в учетной политике.
Поэтому крайне полезно провести презентацию учетной политики: представить менеджерам компании, прокомментировать, ответить на вопросы, объяснить, каким образом положения учетной политики могут повлиять на их работу. Более того, нужно привлекать менеджеров компании к обсуждению учетной политики еще на этапе ее формирования.
На этапе создания учетной политики для целей управленческого учета часто образуются «узкие места», не исключены ошибки или недочеты. Поэтому любая компания заинтересована в том, чтобы к разработке учетной политики были привлечены сотрудники разных подразделений. Нужно вовлекать в работу руководителей разных подразделений, например запросить, какая информация им может потребоваться Можно организовать для руководителей презентацию учетной политики и учесть их пожелания, а затем предложить составить соответствующие управленческие отчеты, опираясь на те принципы, которые закреплены в учетной политике. По результатам нужно провести совещание и рассмотреть, что не получилось, в чем ошибки, где не хватило информации.
Основные трудности внедрения системы управленческого учета - и учетная политика не исключение - связаны с человеческим фактором. Это и нежелание идти на компромисс, разбираться в ситуации, и неприятие чего-то нового.
Многие согласятся, что внедрение не только учетной политики, но и всей процедуры управленческого учета проходит гораздо легче, когда цели ставит руководитель предприятия, когда он лично контролирует процесс и оценивает результаты. В противном случае постановка процедур управленческого учета может обернуться битвой между плановым (экономическим) блоком и бухгалтерией, которой может быть невыгодно настраивать бухгалтерский учет для управленческих целей.
В начале нового финансового года каждая организация должна пересмотреть учетную политику, которой пользовалась в течение предшествующего периода на предмет соответствия действующему законодательству и при необходимости внести в нее изменения или дополнения.
Положение об учетной политике предприятия, как правило, оформляется в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый посвящен учетной политике для целей бухгалтерского учета, а второй — для целей налогообложения.
Составлять и утверждать бухгалтерскую и налоговую учетную политику (полностью весь текст) на каждый год не нужно. Обязательно проводить ее актуализацию путем внесения изменений и (или) дополнений в связи с изменением законодательства, появлением и/или изменением фактов хозяйственной жизни организации. Именно изменения и дополнения учетной политики нужно «привязывать» к конкретному году.
По общему правилу, изменения и дополнения в бухгалтерскую и налоговую учетную политику формируются организацией в конце года и применяются, начиная с 1 января следующего года. Поэтому приказ об изменениях и дополнениях в учетную политику на 2015 год должен быть датирован концом декабря 2014 года.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
В 2015 году организация при формировании учетной политики должна руководствоваться Федеральным законом от 6 декабря 2014 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действует с 2016 года), а также следующими документами (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ):
- ПБУ (с 1/2008 по 24/2014);
- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998. № 34н;
- Приказом Минфина России от 02.07.2013 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
- Методическими указаниями и рекомендациями (по учету основных средств, МПЗ, спецодежды и др.) (согласно п. 8 ст. 21 Закона № 402-ФЗ рекомендации в области бухучета применяются на добровольной основе).