Файл: Опытно-экспериментальное исследование проблемы воспитания уважительного отношения к семье у младшего школьника.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность работы. Семья – ячейка (небольшая социальная группа) общества, важная форма организации собственного быта, основанная браке и родственных отношениях, то есть отношениях между супружеской парой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и иными родственниками, которые проживают совместно и ведут общее хозяйство, основываясь на единый семейный бюджет. Семейная жизнь обладает материальными и духовными процессами. Через замену поколений семьи, человек рождается и благодаря ему продолжается род.
Семья – один из самых важных и основных этапов человеческого существования. Только воспитываясь в семье, индивид может стать личностью. Семья сочетает в себе характеристики социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья – многосторонность, которая регулируется нормами морали и права. Семья сложное социальное образование, исследователи считают, как социальный институт и малую социальную структуру.
Теоретическая значимость исследования, содержащегося в решении семьи как феномена, как наиболее важный социальный институт, опять же в разработке теоретических вопросов, связанных с основными направлениями исследовании семьи, её формы, функции и тенденции его развития.
Цель исследования: изучение стиля семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение стиля семейного воспитания.
2. Подбор методик для эмпирического изучения стиля семейного воспитания.
3. Эмпирическое изучение и получение достоверной информации о стилях семейного воспитания ребенка среднего дошкольного возраста.
4. Анализ результатов и формулировка выводов.
Объект исследования: процесс воспитания у младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия воспитания уважительного отношения к семье у младшего школьника.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание уважительного отношения к семье у младшего школьника будет наиболее эффективно, если:
- расширять представления младших школьников о семье, семейных ценностях, внутрисемейных отношениях;
- создавать положительный эмоциональный фон ребенка по отношению к своей семье в процессе заданий творческого характера;
- накапливать опыт уважительного отношения младшего школьника к семье и ее членам в процессе ролевых игр;
- обеспечивать атмосферу доброжелательного взаимопонимания и взаимоуважения между участниками воспитательного процесса.
Все вышеперечисленное обуславливает постановку следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников.
3. Выявить психолого-педагогические условия и разработать методику, эффективно влияющую на воспитание уважительного отношения к семье у младшего школьника.
4. Доказать эффективность психолого-педагогических условий и разработанной методики, влияющей на воспитание уважительного отношения к семье у младшего школьника.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; проективный анализ; педагогический эксперимент и его этапы (констатирующий, формирующий, контрольный); беседа, тестирование, наблюдение.
База исследования: МБУ СОШ № 91 г.о. Тольятти.
Структура работы: отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные психолого-педагогические условия и разработанная на их основе методика позволили повысить качество процесса воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников. Также предложенные психолого-педагогические условия и разработанная методика могут быть использованы педагогом в организации воспитательного процесса.
Глава 1. Теоретические основы семьи
1.1. Семья в современном обществе
Важное и большое значение для понимания семьи играет анализ роли отношений в семье. Семейная роль – вид социальной роли человека в обществе. Семейные роли формулируются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются для начала на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Осуществление семейной роли обуславливается от выполнения ряда условий, преимущественно, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен иметь четкое представление о том, что значит быть мужем или женой, старшим или младшим в семье, обязан понимать какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение[1].
Важно точно определить индивидом свое место и место других в ролевой структуре семьи, для определения образа своего поведения. Например, может ли он справиться с ролью главы семьи, главного распорядителя материального состояния семьи. Важное значение имеет договоренность с личностью исполнителя. В современном обществе слабовольный индивид, хотя и старший в семье или даже по ролевому статусу, к примеру, муж, совсем не подходит к роли главы семьи[2].
Для благополучного формирования семьи одно из важных значений имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая способна выходить из одной роли и подключаться в другую мгновенно. К примеру, некий состоятельный член семьи играл роль материального попечителя других ее членов, следовательно, финансовое положение переменилось, исходя из этого его роль тоже требует исправления. При осуществлении конкретных функций, ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым соглашением или ролевым спором.
Социологи устанавливают, что ролевой конфликт часто отражается как[3]:
1) конфликт ролевых образов, неверное формирование у членов семьи;
2) межролевой конфликт, противоречие между разными ролевыми позициями. Подобные конфликты встречаются неоднократно в многопоколенных семьях, где супружеская пара второго поколения единовременно оказываются и детьми и родителями, они обязаны совмещать противоположные роли;
3) внутриролевой конфликт, заключает в себе пародоксальные требования. В современной семье с подобными проблемами чаще сталкиваются женщины. Например, когда роль женщины предполагает совокупность традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающий равное обеспечение материальными средствами семьи[4].
Конфликт может усилиться, когда в социальной или профессиональной сфере жена занимает высокий статус и перемещает ролевые функции своего статуса в семейные отношения. В похожих случаях необходима ловкость супругов к тактичному переходу из одной роли в другую. Одно из важных мест среди условий ролевого конфликта овладевают трудности с психологическим освоением роли, они связаны с неполной моральной и эмоциональной зрелостью, неготовностью к осуществлению супружеских и родительских ролей. К примеру, девушка, будучи замужем, совершенно против того, чтобы взять на себя хозяйственные заботы семьи или же родить ребенка, совершает попытки вести прежний образ жизни.
Подводя итог, следует отметить, что семья – ведущий социальный институт, включающий в себя задачи, цели, осуществляющий конкретные функции и обладающий своей законотворческой базой.
Современная семья лишилась многих функций, связывающие ее в прошлом: производственной, охранительной, образовательной. Все же часть функций являются устойчивыми к изменениям[5].
С.С. Фролов исследует функции семьи как основной социальный институт:
- функция сексуального регулирования – семья основной институт, с помощью которого общество ориентирует и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Однако почти любое общество имеет различные варианты удовлетворения сексуальных нужд. Невзирая на то, что есть конкретные нормы супружеской верности, большинство легко прощает несоблюдение этих норм. При этом как нигде наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. К тому же не редко нормы семьи позволяют сексуальные связи супругов вне семьи. Добрачные сексуальные отношения в современных обществах полагают организование к браку, а в патриархальных семьях запрещены добрачные сексуальные отношения (хотя бы по отношению к женщинам).
- репродуктивная функция – одной из главных задач всякого общества воспроизводство нового поколения. К тому же важно, чтобы дети были как физически, так и психически здоровы и имели возможность к обучению и социализации. Немало важным условием существования общества является урегулирование рождаемости, избежание демографических регрессов или прогрессов. Семья – основной институт ответственный за воспроизводство нового поколения. Остальные варианты нерезультативны, а также обществом не приветствуются. Следовательно, рождение ребенка вне семьи обычно поддается осуждению.
- функция социализации – большое количество институтов участвуют в социализации личности, но главное место, естественно, занимает семья. Именно в семье производится начальная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребенка является первичной группой, в семье ребенок развивается, и становиться личностью. Один из важных методов семейной социализации считается повторение детьми поведения взрослых членов семьи. Сложности социализации случаются, если ребенок нацеливается на безуспешные модели поведения родителей. К тому же не редко появляется недовольство действиями родителей, и ребенок приступает искать у других личностей модели поведения.
- функция эмоционального удовлетворения – немаловажной потребностью для человека является интимная близость. Психиатры утверждают, что первопричиной эмоциональных и поведенческих сложностей в общении, а также физических болезней считается недостаток любви, интимной близости в семье и тепла. Многочисленные факты убеждают в том, что совершение преступлений и девиантное поведение случаются у тех, кто в семье был лишен любви, заботы и ласки, дети, которые выросли в детских домах без заботы в семье, чаще склонны к заболеваниям, девиантному поведению, повышенной смертности.
Доказано, что потребность людей в общении, интимной близости и эмоциональном выражении чувств является жизненно необходимым элементов существования. Семья является главным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
- статусная функция – любой человек получивший воспитание в семье, приобретает некие статусы, похожие на статус членов его семьи. В классовых обществах особенность семьи к определенному социальному слою дает ребенку возможности и вознаграждения, присущие для этого слоя, и нередко решают его дальнейшую жизнь. Разумеется, классовый статус вследствие усилиям человека изменится, но основание будущего следует искать в семье данного человека. Семья непременно обязана устраивать подготовку ребенка к статусам, схожим на статус его родителей и родственников, приучая определенные интересы, ценности, образ жизни.
- защитная функция – в любом обществе институт семьи совершает всевозможную физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Затрагивая интересы и сохранность любой личности, мы затрагиваем и его семью, которая в свою очередь оберегает своего близкого или же мстят за него. Во многих случаях вину или позор за человека переживают все члены его семьи.
- экономическая функция – вступление членами семьи совместного хозяйства, в то время когда они работают, как единая команда благоприятствуют развитию надежных экономических связей меж ними. Следует отметить, что семья является самой крепкой экономической ячейкой общества. Нормы семейной жизни включают необходимую помощь и поддержку каждого члена семьи, на случай если у него появляются экономические трудности. Данная функция связана с питанием семьи, обзаведением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, установлением и использованием домашнего бюджета.