Файл: Организационно-экономическая характеристика АО «МНС Групп».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность, значение и классификация конкурентных стратегий
1.1 Сущность, значение и проблемы разработки конкурентной стратегии
1.2 Классификация конкурентных стратегий
Глава 2 Анализ конкурентов и конкурентоспособности АО «МНС Групп» и оценка ее эффективности
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «МНС Групп»
Проведенный анализ показал, что фирма занимает среднее положение на рынке, по ряду критериев уступая лидерам «Эльдорадо», «М-Видео», но и обгоняя такого конкурента как «Энергия».
Далее необходимо провести анализ конкурентоспособности компаний - основных конкурентов посредством дифференцированного метода, основанного на использовании единичных показателей конкурентоспособности, т.е. анализе товара и базы сравнения.
Таблица 7
Основные параметры для оценки конкурентоспособности компаний
Параметры |
АО «МНС Групп» |
ООО «Эльдорадо» |
ООО «М-Видео» |
объемы производства и реализации, тыс. сделок |
2,3 |
2,5 |
1,5 |
номенклатура предлагаемых объектов, шт |
900 |
790 |
280 |
наличие эксклюзивных объектов, % |
50 |
39 |
75 |
профессионализм специалистов, балл |
5 |
5 |
4 |
уровень сервиса, балл |
5 |
5 |
4 |
дисконтная программа, ед. |
12 |
17 |
15 |
удобство получения документов, балл |
4 |
5 |
4 |
оперативное появление новинок, балл |
4 |
5 |
5 |
дополнительные сервисы, акции и возможности для покупателей, балл |
3 |
4 |
5 |
В таблице 7 приведен перечень параметров для анализа конкурентоспособности компаний – ближайших конкурентов: ООО «Эльдорадо» и ООО «М-Видео», так как остальные фирмы занимают пока слабые конкурентные позиции относительно лидеров, и не являются объектами бенчмаркинга на настоящий момент.
Проведем попарное сравнение АО «МНС Групп» с ближайшими конкурентами. В таблице 5 рассчитаны показатели конкурентоспособности АО «МНС Групп» и «Эльдорадо».
Таким образом, рассчитанный коэффициент показывает, что конкурентоспособность компании АО «МНС Групп» в целом чуть ниже, чем компании «Эльдорадо» (93,3 из 100).
Таблица 8
Расчет коэффициента конкурентоспособности АО «МНС Групп» и ООО «Эльдорадо»
Параметры |
АО «МНС Групп» |
ООО «Эльдорадо» |
Qi |
объемы производства и реализации, тыс. сд |
2,3 |
2,5 |
92,00 |
номенклатура предлагаемых объектов, шт |
900 |
790 |
113,92 |
наличие эксклюзивных объектов, % |
50 |
39 |
128,21 |
профессионализм специалистов, балл |
5 |
5 |
100,00 |
уровень сервиса, балл |
5 |
5 |
100,00 |
дисконтная программа, ед. |
12 |
17 |
70,59 |
удобство получения документов , балл |
4 |
5 |
80,00 |
оперативное появление новинок, балл |
4 |
5 |
80,00 |
дополнительные сервисы, акции и возможности для покупателей, балл |
3 |
4 |
75,00 |
Сводный индекс |
839,72 |
||
Сводный коэффициент конкурентоспособности |
93,30 |
При сравнении АО «МНС Групп» с ООО «М-Видео» (таблица 9) наблюдается превышение коэффициента конкурентоспособности АО «МНС Групп».
Если бы конкуренты были равны между собой, то КСП был бы равен 100. Разница КСП АО «МНС Групп» по сравнению с «Эльдорадо» составляет -6,7, по сравнению ООО «М-Видео» +23,49, т.е. АО «МНС Групп» в целом имеет более высокую конкурентоспособность в целом по сравнению с ООО «М-Видео», но уступает ООО «Эльдорадо»
Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование деятельности компании для сохранения конкурентного преимущества и обеспечение повышения эффективности функционирования ее деятельности. Основные пути повышения конкурентоспособности можно выявить, рассмотрев полученные параметры более подробно: именно те параметры, оценка по которым составила менее 100, являются резервами роста конкурентоспособности компании.
Таблица 9
Расчет коэффициента конкурентоспособности АО «МНС Групп» и ООО «М-Видео»
Параметры |
АО «МНС Групп» |
«М-Видео» |
Qi |
объемы производства и реализации, тыс. сд |
2,3 |
1,5 |
153,33 |
номенклатура предлагаемых объектов, шт |
900 |
280 |
321,43 |
наличие эксклюзивных объектов, % |
50 |
75 |
66,67 |
профессионализм специалистов, балл |
5 |
4 |
125,00 |
уровень сервиса, балл |
5 |
4 |
125,00 |
дисконтная программа, ед. |
12 |
15 |
80,00 |
удобство получения документов , балл |
4 |
4 |
100,00 |
оперативное появление новинок, балл |
4 |
5 |
80,00 |
дополнительные сервисы, акции и возможности для покупателей, балл |
3 |
5 |
60,00 |
Сводный индекс |
1111,43 |
||
Сводный коэффициент конкурентоспособности |
123,49 |
Произведем анализ сильных и слабых сторон компании, составляющих ее внутреннюю среду (таблица 10) (знак «+» проставляется в графе, соответствующей уровню и состоянию каждого оцениваемого критерия).
Таблица 10
Анализ сильных и слабых сторон АО «МНС Групп»
Критерии |
Оценка |
||
сильно |
средне |
слабо |
|
1. Менеджмент |
+ |
||
Постановка целей |
+ |
||
Динамичность |
+ |
||
Ориентация на рынок |
+ |
||
Планирование |
+ |
||
2. Финансы |
+ |
||
Финансовый потенциал |
+ |
||
Ликвидность |
+ |
||
Динамика прибыли |
+ |
||
Планирование инвестиций |
+ |
||
3. Маркетинг и сбыт |
+ |
||
Структура ассортимента |
+ |
||
Структура заказчиков |
+ |
||
Рост рынка |
+ |
||
Маркетинговая стратегия |
+ |
||
4. Производство услуг и сервис |
+ |
||
Оборудование |
+ |
||
Качество |
+ |
||
Организация производственных процессов |
+ |
||
Контроль затрат |
+ |
||
5. Материально-техническое обеспечение |
+ |
||
Поставщики |
+ |
||
Контроль качества |
+ |
||
Оборудование |
+ |
||
Логистика |
+ |
||
6. Организация |
+ |
||
Организационная структура |
+ |
||
Информационное обеспечение |
+ |
||
Координация |
+ |
||
Организация процессов и операций |
+ |
||
7. Учет |
+ |
||
Планирование затрат |
+ |
||
Учет затрат |
+ |
||
Плановые расчеты |
+ |
||
Расчеты сумм покрытия |
+ |
||
8. Персонал |
+ |
||
Квалификация |
+ |
||
Образование |
+ |
||
Опыт работы |
+ |
||
Методы подготовки кадров |
+ |
Из анализа видно, что сильной стороной АО «МНС Групп» является производство услуг и сервис, а самой слабой – маркетинг и персонал. Следовательно, в процессе совершенствования управления и разработке дальнейшей стратегии хозяйственной деятельности необходимо учитывать именно эти факторы.
2.3 Пути совершенствования конкурентной стратегии
Проведем итоговый анализ по методу SWOT. После того, как составлен конкретный список слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей, переходим к этапу установления связей между ними. Для этого создаётся матрица SWOT (таблица 11), для удобства берется по два основных фактора каждой группы, в которой указываются основные стратегические и тактические направления деятельности компании на основе использования сильных сторон, усиления слабых с учетом внешних возможностей и угроз.
Таблица 11
Матрица SWOT-анализа АО «МНС Групп»
Факторы внешней среды |
|||
Возможности Расширение рынка Использование современных технологий |
Угрозы Высокая рыночная конкуренция Нестабильное финансовое положение клиентов. |
||
Факторы внутренней среды предприятия |
Сильные стороны: Широта и качество ассортимента Качественная организация процессов |
СиВ (сила и возможности) 1 Рост числа постоянных клиентов за счет оказания квалифицированных услуг и расширения сервисных услуг 2 Привлечение новых клиентов при распространении достоверной информации о качестве 3 Заключение новых договоров за счет высокой организации процессов |
СиУ (сил и угрозы) 4 Удержание клиентов за счет дополнительных сервисов 5 Создание конкурентных преимуществ за счет высокого качества сервиса 6. Контроль и рационализация расходов |
Слабые стороны Отсутствие маркетинговых исследований Опережающий рост затрат над выручкой |
СлВ (слабость и возможности) 7. Изучение имеющихся и проведение собственных исследований рынка 8. Разработка качественной маркетинговой политики 9. Постоянные финансовые потоки при выходе на новые рынки |
СлУ (слабость и угрозы) 10. Изучение опыта конкурентов по минимизации издержек 11. Мониторинг конкурентной среды для принятия решений 12. Оптимизация расходов и максимизация выручки |
По результатам таблицы можно сделать вывод, что основные усилия компании следует направить на развитие программ маркетинга и продвижения, расширение перечня оказываемых услуг с целью наилучшего удовлетворения потребностей имеющихся и привлечения новых клиентов в рамках общего повышения конкурентоспособности предприятия.
В приложении 1, таблице 12 сформулированы сценарии развития АО «МНС Групп» на основе предположений об оптимальной, наилучшей или наихудшей складывающейся ситуации на рынке. Стратегические действия в данном случае представляют соответствующую реакцию руководства предприятия. Знание всех возможных альтернатив развития позволяет руководству фирмы перейти к следующему этапу стратегического планирования - выбору стратегии, целью которого является выбор альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации.
На основании проведенного анализа можно предложить АО «МНС Групп» следующие цели (рисунок 3 приложение 2). После целей третьего уровня уже начинается формулирование и постановка конкретных задач для достижения поставленных целей.
Проведенный в работе SWOT-анализ выявил основные направления дальнейшего стратегического развития АО «МНС Групп», которыми являются.
Разработка и внедрение новых услуг в деятельность АО «МНС Групп».
Разработка и внедрение маркетинговой стратегии, включая систему продвижения.
Привлечение новых квалифицированных кадров и повышение мотивации персонала.
Данные направления и будут являться основой стратегического развития АО «МНС Групп».
В связи с тем, что конкурентная позиция предприятия оценивается как сильная, а возможности роста рынка продукции и услуг можно считать умеренно быстрыми, то для предприятия наиболее приемлемыми являются стратегии центрированной или конгломеративной диверсификации: поиск и использование дополнительных возможностей новых продуктов и расширение предприятия за счет технологически не связанных с имеющимися продуктами.
Для дальнейшей разработки стратегии необходимо проанализировать возможность применения основных типов стратегий, и составить список стратегий.
Возможности применения эталонных стратегий для предприятия представлены в таблице 13.
Таблица 13
Выбор эталонной стратегии для АО «МНС Групп»
Стратегия |
Преимущества |
Ограничения |
Стратегия лидерства по издержкам |
Снижение издержек фирмы за счет применения эффекта масштаба |
Компания не может снизить стоимость услуг слишком сильно |
Стратегия дифференциации |
Использовать преимущества эксклюзивности представляемых марок |
Малая известность эксклюзивных марок в обществе |
Стратегия фокусирования |
Усиление влияния на отдельных сегментах рынка |
Опасность потери других сегментов и рыночной доли в целом |