Файл: Общее понятие о гражданском праве (Отличие гражданского права от других отраслей)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени отечественная правовая система, развивавшаяся как система советского права, представляла собой комплекс весьма многочисленных самостоятельных правовых отраслей, количество которых насчитывало несколько десятков. Ее главной особенностью было многообразие составляющих элементов при принципиальном отказе от их общего, традиционного деления на сферы частного и публичного права.

К числу известных преимуществ такого подхода можно было отнести возможность максимального учета специфики разнообразных видов общественных отношений, регулируемых правом, тщательность и разветвленность их регламентации. Однако при этом неизбежными стали сложности и громоздкость сложившейся системы, необходимость последовательного размежевания правовых комплексов, затрудняющие их взаимную согласованность. Это было особенно заметно в "пограничных", переходных ситуациях, складывавшихся "на стыке" отдельных правовых отраслей. Решение проблемы нередко искали в создании новых, "комплексных", или "вторичных" правовых отраслей наряду с прежними, общепризнанными, что еще более усложняло всю систему.

Однако главной задачей правовой системы является не разграничение правовых отраслей и их сфер (хотя очевидно, что без этого просто нельзя говорить об их системе), а обеспечение их единого, комплексного воздействия на регулируемые общественные отношения. Поэтому система права должна характеризоваться внутренней согласованностью всех входящих в нее подсистем (элементов), опирающейся на социально-экономические и организационно-правовые факторы.

Прежний правопорядок в той или иной мере достигал этих целей с помощью построения системы правовых отраслей по иерархическому принципу. Она представляла собой некую "пирамиду", во главе которой находилось конституционное (государственное) право. Затем следовали подчиненные ему "основные" отрасли - гражданское, уголовное, административное, процессуальное право, - в свою очередь возглавлявшие группы правовых отраслей, большей частью выделившихся из базовых, "материнских" (например, из гражданского права выводилось семейное и трудовое право, из административного - финансовое и т.д.). Таким образом, всю эту систему пронизывали публичные начала, оформлявшие безграничное, по сути, вмешательство государства в любые сферы жизни общества и его членов и обеспечивавшие преимущественную защиту государственных и общественных (публичных) интересов. Данный подход вполне соответствовал и административно-плановому характеру огосударствленной экономики, и реальной роли тогдашнего государства в общественной жизни.


Кардинальное реформирование экономического и общественного строя в качестве одного из неизбежных следствий имело изменение данной системы. Восстановление частноправовых начал и переход к принципиальному делению всей правовой сферы на частноправовую и публично-правовую привели к тому, что место "пирамиды" соподчиненных отраслей заняла новая их система, основанная на равенстве частноправового и публично-правового подходов. В этой системе две взаимодействующие, но не соподчиненные сферы частного и публичного права поглощают множество отдельных правовых отраслей и их групп.

Система частного права уже была охарактеризована ранее. Более сложную структуру должна, очевидно, приобрести сфера публичного права, в основном сохраняющая многообразие правовых отраслей (хотя, возможно, и требующая их известного "укрупнения", например, за счет расширения сферы действия классического конституционного и административного права). Очевидно также, что в этой системе не остается места для "комплексных правовых образований", представлявшихся иногда в виде новых правовых отраслей. Однако обе составляющие ее сферы пока еще находятся в состоянии формирования и окончательные ответы на возникающие при этом вопросы должна дать наука теории государства и права, учитывая также состояние и выводы отраслевых правовых наук.

Ясно также, что новая система права в большей мере соответствует задачам формирования правового государства и гражданского общества, которое не должно более находиться под постоянным и всеобъемлющим государственным воздействием. Единство и согласованность этой системы обеспечиваются не иерархической соподчиненностью ее элементов, а единством лежащих в ее основе общих правовых принципов, а также критериев выделения (обособления) правовых отраслей, определяющим функциональные особенности каждой из этих подсистем. Социально-экономическую базу такого положения составляют признание ключевой роли неотъемлемых прав и свобод личности, федеративная система государственного устройства, основанная на возрастающей роли регионов и местного самоуправления, а также рыночная организация хозяйства.

Основными общепризнанными критериями самостоятельности отраслей права являются наличие самостоятельного предмета правового регулирования, т.е. особой области общественных отношений, и метода правового регулирования, т.е. известной совокупности приемов, способов воздействия на данную группу общественных отношений, соответствующих их особому характеру. В качестве дополнительных критериев указывается также наличие особых, самостоятельных функций отрасли права, что связано с ее положением элемента общей системы права, и общих положений (Общей части), свидетельствующих о юридической однородности составляющих отрасль правовых институтов и норм. Гражданское право как самостоятельная правовая отрасль в полной мере отвечает всем перечисленным критериям.


1. Понятие гражданского права

Гражданское право составляет основу частноправового регулирования. Тем самым определяется его место в правовой системе как основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования частных, прежде всего имущественных отношений.

В настоящее время происходит известное расширение сферы действия гражданского права. Так, к нему теперь относится ряд отношений землепользования и природопользования, изменивших свою экономическую и юридическую природу в связи с признанием права частной собственности на некоторые земельные участки и другие природные объекты. Гражданско-правовые начала все больше проникают в сферу семейных отношений. Взаимоотношения индивидуального управляющего с нанявшей его компанией (например, акционерным обществом) строятся по нормам акционерного (гражданского), а не трудового законодательства. Все это свидетельствует о возрастании социальной ценности гражданского права как наиболее эффективного регулятора формирующихся рыночных отношений.

Таким образом, гражданское право занимает центральное, ключевое место в частноправовой сфере и в целом в регламентации большинства имущественных и многих неимущественных отношений. Косвенным показателем этого являются даже распространенные, хотя и необоснованные попытки применения гражданско-правовых норм к имущественным отношениям, входящим в предмет публичного, а не частного права.

Так, при возврате налогоплательщикам неправильно удержанных сумм налогов на них иногда начисляются проценты, предусмотренные за нарушение денежного (гражданско-правового) обязательства ст. 395 ГК РФ. Между тем никаких гражданско-правовых, в том числе обязательственных, отношений между налогоплательщиком и налоговым органом не возникает, а потому нет и оснований для применения частноправовых правил. (Иное дело, что эту ситуацию можно рассматривать как деликт, т.е. причинение налогоплательщику имущественного вреда государственным налоговым органом, в силу которого последний обязан возместить потерпевшему все причиненные убытки.) В действительности же изложенная ситуация свидетельствует о необходимости учета в нормах публичного (налогового) права содержания соответствующих частноправовых отношений, а не только фискальных (публичных) интересов.

Гражданское право является одной из основных отраслей всей российской системы права и имеет глубокие исторические корни. Термин "гражданское право" использовался еще римскими юристами, а римское право в течение нескольких веков оставалось одной из фундаментальных аксиом в юриспруденции и оказало сильнейшее влияние на право многих стран континентальной Европы, в том числе и на российское гражданское право. В основе российского гражданского права лежат основные концепции, выработанные континентальной системой права. Из курса теории права известно, что право Российской Федерации образует определенную систему, крупные звенья которой являются отраслями права. Гражданское право, как любая отрасль в российской системе права, состоит из правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. С целью отграничения общественных отношений, регулируемых гражданским правом, от других отраслей права применяются понятия предмета и метода.


Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему особыми функциями или задачами. Функции правовой отрасли также характеризуют ее место в системе права, поскольку отдельные отрасли различаются по содержанию и характеру выполняемых ими функций. Основными функциями гражданского права являются регулятивная и охранительная. Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание регулятивных задач (в сравнении, например, с охранительными функциями, выполняемыми уголовным правом), которые предоставляют субъектам гражданского права возможности организации и самостоятельного регулирования их имущественных правоотношений.

Таким образом, роль гражданского права состоит, прежде всего, в регулировании нормальных экономических отношений в обществе, т.е. участники имущественных отношений самостоятельно организуют свою деятельность с целью достижения необходимых им результатов. Поэтому содержание и направленность этой функции имеет минимальное количество необходимых запретов и максимум возможных дозволений. В этом главное отличие регулятивных задач гражданских правоотношений от таких же задач, стоящих перед публичным правом, где регламентация соответствующих отношений носит жесткий определенный характер, почти не оставляющий места свободному волеизъявлению участников.

Первоочередной целью охранительной функции гражданского права является защита имущественных интересов участников гражданского оборота и направлена на поддержание имущественного состояния добросовестных субъектов в положении, существовавшим до нарушения их прав и интересов. Охранительная функция, по общему правилу, реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсацией потерпевшему причиненных ему убытков, т.е. носит компенсационно-восстановительную направленность, связанную со стоимостным характером имущественных товарно-денежных отношений.

Другой важный аспект охранительной функции гражданского права заключается в постановке предупредительно-воспитательной задачи, состоящей в стимулировании и организации такого поведения участников регулируемых гражданских правоотношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение других интересов. Данная функция характерна для регулирования в деликатных и иных правоохранительных обязательствах, а также в регламентации личных неимущественных отношений. В области личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, гражданское право ограничивается только охранительными или защитными задачами.


Под правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие правоприменительные положения системы права, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательный характер. Основные начала присущи как правовой системе в целом, так и отдельным правовым институтам, подотраслям и отдельным правовым отраслям.

При формировании нового Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель в ст. 1 заложил основные принципы гражданского права. Основные начала гражданского законодательства отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регулирования, что позволяет лучше понимать их смысловую направленность, правильно применять и толковать гражданско-правовые нормы.

Принципы гражданского права позволяют при обнаружении пробелов в действующем законодательстве применять конкретные правовые нормы по аналогии, что характерно для данной отрасли права, которая чаще других отраслей сталкивается с подобными ситуациями. Дело в том, что независимость и самостоятельность участников гражданского оборота носит дозволительный характер и гражданско-правовое регулирование заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, которые не предусматриваются действующим законодательством. Гражданско-правовое регулирование таких отношений, с учетом правомерности возможного их поведения, осуществляется на общих началах гражданского законодательства (ст. 6, 8 ГК РФ). Одна из особенностей закрепления в гражданском законодательстве общих правовых принципов заключается в том, что они носят общеобязательный характер и их соблюдение и применение при рассмотрении конкретных правовых ситуаций является обязательным требованием закона.

Гражданский кодекс РФ в общих положениях заложил основные начала гражданского законодательства - основные принципы гражданского права, которые следует рассмотреть более подробно.

Принцип юридического равенства участников регулируемых гражданско-правовых отношений. Принцип юридического равенства правого режима для всех субъектов гражданского права характеризует правовой статус участников гражданских правоотношений. Все субъекты гражданского права - физические лица, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и Российская Федерация - в целом имеют одинаковые юридические возможности для участия в гражданском (товарном) обороте, ни один из них не обладает какими-либо преимуществами перед другими участниками гражданского оборота, и на них распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы. Все исключения, связанные с применением данного принципа, прямо указываются в законе и преследуют дополнительные правовые гарантии для защиты гражданских интересов некоторых субъектов гражданского права. Например: в Законе "О защите прав потребителей" устанавливаются более жесткие повышенные требования к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью, с целью защиты потребителей как слабейшей стороны гражданских правоотношений.