Файл: Особенности инновационных проектов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 369

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жизненный цикл инновации — это совокупность временных периодов от начала ее разработки до снятия ее с производства и продажи.

Ф.Котлер рассматривает жизненный цикл продукта (услуги) относительно развития продаж товара и получения прибыли, который состоит из четырех этапов:

■   выведение новшества на рынок;

■   рост;

■   зрелость и замедление роста;

■   упадок.

Рисунок 2. Жизненный цикл инновации.

Этап выведения товара на рынок характеризуется медленным ростом сбыта выпускаемой продукции.

Этап роста — это период быстрого восприятия товара рынком и роста прибыли.

Этап зрелости и замедления роста связан с насыщением рынка и замедлением темпов сбыта продукта.

Этап упадка характеризуется падением сбыта и снижением прибыли.[7]

1.3 Разработка инновационного проекта

Инновационный проект  — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Реализация инновационного проекта — процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Цель инновационного проекта — создание новой или изменение существующей систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Инновационный проект - комплексное понятие, включающее:

Форму целевого управления инновационной деятельностью.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Процесс осуществления инноваций.

Как процесс осуществления инноваций инновационный проект - это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.

Комплект определенных документов.

Третий содержательный элемент инновационного проекта -это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации Целей проекта.


Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.

Структура инновационного проекта.

Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы:

  • Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме.
  • Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях.
  • Продукт, его характеристика.
  • Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция.
  • Стратегия маркетинга инновационного продукта.
  • Организация производственного процесса.
  • Организация управления.
  • Риски и их страхование.
  • Стратегия финансирования.[8]

Порядок разработки инновационного проекта.

Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели разработки проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно- сметной документации.

Рисунок 3. Схема управления инновационным проектом.

Разработка концепции проекта.

Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность инновационного проекта.

В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы : формирование инновационной идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта.

Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Возникновение инновационной идеи является отправной точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта.

Маркетинговые исследования идеи проекта. Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования. Целью этого этапа является определение сферы влияния проекта на развитие какой-либо отрасли и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам.


С этой целью:

  • устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;
  • анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;
  • изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т. д.;
  • анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта;
  • исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта.

На этапе маркетинговых исследований должны использоваться общие методы маркетинга инноваций. Результаты маркетинговых исследований выражаются в конкретных количественных значениях целевых параметров проекта.

Структуризация инновационного проекта.

Установленные на предыдущих этапах целевые параметры проекта являются основой для формирования перечня проектных мероприятий по достижению конечной цели проекта. Для определения состава необходимых мероприятий конечные цели предварительно структурируются, т. е. разбиваются на составные элементы.

Практика показала, что в структуризации проекта необходимо различать две разновидности: функциональную и проблемную.

Функциональная структуризация проекта. При структуризации инновационного проекта сначала устанавливается состав функциональных элементов, являющихся условием полного и комплексного его решения. Инструментом такой функциональной структуризации проблемы при разработке проекта служит «дерево целей».

Рисунок 4. Дерево целей.

Кроме целевых показателей, по каждому из элементов «дерева целей» рекомендуется устанавливать ограничивающие параметры, определяющие особые условия достижения целей.

Таким образом, установление состава ограничивающих параметров проекта и их качественных значений может рассматриваться как первая и самая укрупненная стадия технико-экономического обоснования варианта реализации проекта.

Проблемная структуризация проекта. Построенное «дерево целей» переформулируется затем в проблемно выраженную систему заданий и мероприятий, имеющую также иерархическую структуру и называемую «деревом работ». Если «дерево целей» устанавливает необходимые средства достижения целей проекта, то комплекс мероприятий («дерево работ») должен определять пути и способы получения этих средств.

Рисунок 5. Дерево работ.

Получаемое «дерево работ» представляет собой один из возможных вариантов реализации проекта.


Результатом структуризации проекта является перечень мероприятий (состав заданий, тем и работ), выполнение которых необходимо для обеспечения достижения в установленные сроки целевых значений проекта по каждому из вариантов его реализации.

Анализ риска и неопределенности. Одной из наиболее существенных особенностей инновационных проектов является то, что выполнение проектов осуществляется в условиях риска и неопределенности. Эти факторы подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны.

Результат анализа рисков при разработке инновационного проекта выражается в определении вероятности реализации альтернативных вариантов.

Выбор варианта реализации инновационного проекта.

Выбор из альтернативных вариантов инновационного проекта наиболее жизнеспособного представляет собой одну из наиболее ответственных процедур разработки проекта.

Основными задачами этого этапа являются следующие:

  • установление основных критериев (показателей) эффективности инновационного проекта;
  • расчет показателей эффективности альтернативных вариантов проекта с учетом вероятности их реализации;
  • сравнение и выбор варианта инновационного проекта для реализации.

Для оценки эффективности инновационных проектов используется система показателей, установленная Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.

Для учета неопределенности условий реализации варианта проекта рассчитываются показатели ожидаемого интегрального эффекта (экономического - на уровне народного хозяйства, коммерческого - на уровне ИП). Если вероятности различных условий реализации проекта известны точно, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания.

Сравнение различных вариантов проекта и выбор лучшего из них рекомендуется проводить с использованием следующих методов: чистого дисконтированного дохода (ЧДД) или ожидаемого интегрального эффекта; индекса доходности (ИД); внутренней нормы доходности (ВНД); срока окупаемости; расчета точки безубыточности и других,

Разработка концепции инновационного проекта охватывает проведение исследований и всех этапов технико-экономического обоснования инновационного проекта (от определения цели до выбора наиболее эффективного варианта ее достижения).

Планирование инновационного проекта.


Основная цель планирования - интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта.

План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи. Таким образом, план содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы.

Виды планов инновационного проекта.

Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематический, календарный, технико-экономический (ресурсный) и бизнес-план.

Продуктово-тематический план инновационного проекта представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий НИОКР, а также работ по их обеспечению для эффективной реализации целей проекта.

Календарный план инновационного проекта определяет продолжительность и объемы работ, даты начала и окончания выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта.

Техника-экономический план (или ресурсный) представляет собой план ресурсного обеспечения инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного) и определяет состав и потребность в ресурсах, сроки поставок и потенциальных поставщиков и подрядчиков.

Бизнес-план инновационного проекта позволяет оценить и обосновать возможность реализации проекта в условиях конкуренции. При составлении бизнес-плана необходимо ответить на такие вопросы: так ли уж хороша сама идея, на кого рассчитаны новый продукт или услуга, найдут ли эти продукт или услуга своего покупателя, с кем придется конкурировать?

Бизнес-план представляет собой краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах инновационного проекта.[9]

В результате внедрения новой техники и технологии в деятельность предприятия, повышается качество и прогрессируют характеристики изделий, а также совершенствуются средства, методы и организация производства.

Задачи комплексного совершенствования техники и организации производства напрямую увязываются с потребностями рынка. В первую очередь определяется продукция, которую предприятию следует осваивать, её потенциальные потребители и конкуренты. Эти вопросы решаются инженерами, маркетологами и экономистами, которые разрабатывают стратегию развития предприятия и его техническую политику. На основе этой политики определяются направление технического развития производства и сектор рынка, на котором предприятие собирается закрепиться .