Файл: Подходы к определению сущности рыночной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: Юсупова Г. Ф. Теория отраслевых рынков. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – С. 8.

В зависимости от содержания каждого признака и их сочета­ния формируются разные типы отраслевых рынков (разные мо­дели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии [18, с. 14]. Все перечисленные типы отраслевых рынков представлены в таблице 1.

Соответственно при совершенной конкуренции характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ­водителям стандартизирован ной продукции. Рыночные доли каждой компании очень малы, поэтому рыночной властью не обладает ни одна компания [19, с. 31].

Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конку­ренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополи­стическими рынками. Чистая монополия является примером, где одна фирма обладает полной рыночной властью. При такой структуре отсутствует конкуренция, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли­рующей цену [8, с. 185].

Монополистическая конкуренция предполагает такой типа рынка, при котором продавцы дифференцируемой про­дукции конкурируют между собой за объемы продаж. Главным фактором достижения конкурентного пре­имущества на рынке выступает неценовая конкуренция. Рыночная власть здесь может иметь место, однако более выражена она будет при олигополии. В рамках такой рыночной структуры как олигополия несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую­щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе­мы продаж) [13, с. 735].

Таким образом, каждая из этих рыночных структур отличается разной сте­пенью рыночной власти отдельного производителя, которая на­ходится в обратной зависимости от степени развития отноше­ний конкуренции на рынке. Рыночная власть позволяет производителю или потребителю оказывать влияние на ситуа­цию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Рыночная власть производителя заключается в наличии или отсутствии у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену произво­димой продукции за счет изменения объемов выпуска.


1.2. Подходы к определению сущности рыночной власти

В современной экономической литературе существует множество определений рыночной власти фирмы. В некоторых источниках происходит объединение понятий рыночной и монопольной власти, что приводит к сложности при исследовании таких явлений на рынке. В западных экономических исследованиях в большинстве работ используют определение рыночной власти с позиции институциональной школы, которая определяет рыночную власть, как способность фирмы влиять на своих конкурентов [2, с. 351]. Основным в этом определении является именно возможно у фирмы повлиять на других участников рынка.

Рыночная власть возникает тогда, когда рыночный механизм заменяется внутрифирменным и компания начинает самостоятельно определять поведение других рыночных субъектов. Другими словами, компания, обладающая рыночной властью, может повлиять на действия своих конкурентов. Чем шире возможность фирмы навязать свои условия своим конкурентам, тем больше степень ее рыночной власти [10, с. 12].

В случае, когда на рынке имеется фирма со значительной рыночной властью, действия рыночных субъектов определяются не столько рыночной конъюнктурой, сколько являются следствием использования тех возможностей, которые предоставляет им доминирующая фирма. Самым распространенным примером такого поведения является модель "лидер-последователь". Такая модель демонстрирует ситуацию, при которой компания лидер самостоятельно определяет цену на свою продукцию, а компании из ее окружения, принимают эту цену и максимизируют свою прибыль при заданных ограничениях [5, с. 147].

При монополизации рынка власть доминирующей фирмы становится абсолютной, и в таком случае это называется монопольной властью. Исходя из выше сказанного, монопольная власть более узкое понятие и является частным случаем рыночной власти. Если при рыночной власти мы говорим о возможностях фирмы влиять на поведение других субъектов рынка, то при монопольной на первый план выходят проблемы злоупотребления своей монопольной властью.

Приведенное определение рыночной власти дает возможность максимально широко анализировать это явление. Рассматривая различные подходы к определению рыночной власти необходимо отметить формулировку неоклассиков, данную в учебнике «Экономикс» авторами которого являются Самуэльсон и Нордчаус: «Рыночная власть показывает степень влияния, которой обладает отдельная фирма или несколько фирм, на уровень цен и объем производства в отрасли» [8, с. 151]. Приведенное определение характеризует возможности у компании влиять на цены и объем выпуска, однако игнорирует другие возможности воздействия на конкурентов. Например, изменение качества своих товаров, улучшение имиджа компании или развитие вертикальных ограничений и создание и продажа франшиз. Несомненно, цена и объем выпуска являются основными рыночными индикаторами, однако необходимо рассматривать и другие, на первый взгляд не столь заметные, но, в настоящее время, не менее важные показатели [9, с. 12]. Таким образом, классическое определение рыночной власти имеет недостаточный охват.


Исследования природы рыночной власти можно разделить на несколько групп. Исследования непосредственно рыночной власти в рамках теории отраслевых рынков, исследования в рамках теорий конкурентоспособности, исследования в рамках наук об обществе. Функционирование рыночных структур связано с ограничениями, такими как недостаток и асимметрия информации, эффект масштаба, дифференциация, внешние эффекты и другие факторы, которые ограничивают конкурентную борьбу на рынке [16, с. 30]. Все перечисленные факторы несут в себе предпосылки появления на отраслевом рынке фирм, обладающих рыночной властью. Соответственно, можно утверждать, что рыночная власть фирмы – это один из ключевых вопросов, исследованием которых занимается теория отраслевых рынков

Теории о создании и поддержании фирмами своих конкурентных преимуществ дают определения конкурентоспособности, которые очень близки к понятию рыночной власти [4, с. 69]. Анализ существующих концепций конкурентоспособности позволяет отметить общность этих двух понятий. Тем не менее, важно уточнить, что понятие рыночной власти более широкое нежели понятие конкурентоспособности. Например, в условиях совершенной (или близкой к ней) конкуренции в определенный момент времени фирма может производить товар с предельными издержками ниже текущей рыночной пены, получать экономическую прибыль и быть конкурентоспособной. Однако, этого еще недостаточно, чтобы она обладала рыночной властью.

Любая фирма, которая характеризуется высокой степенью рыночной власти конкурентоспособна [2, с. 107]. Именно поэтому для объяснения природы рыночной власти необходимо рассмотреть существующие взгляды на конкурентную борьбу, учитывая, что каждый подход, в конечном итоге, имеет целью предложить свои рецепты для достижения лидерства на рынке. Тем самым можно утверждать, что многие формы проявления рыночной власти фирмы и признаки устойчивой конкурентной позиции фирмы на рынке являются идентичными.

Таким образом, конкурентные преимущества – это одни из основ рыночной власти. С целью обобщения материала по конкурентным концепциям была составлена схема, представленная в таблице 2. Она позволяет обобщить вклад основных теорий конкурентоспособности в раскрытие такого явления, как рыночная власть фирмы.

М. Портер внес особый вклад в теорию конкурентоспособности фирмы. В своих работах он предложил основу для анализа конкурентоспособности компаний [1, с. 83]. Три его основополагающих концепции, которые касаются конкурентных сил, действующих в отрасли, типовых стратегий компаний и цепочки действий, генерирующих ценность производимого продукта, дали возможность для более полного анализа существующих отраслевых рынков. С помощью его подхода можно оценивать конкурентную среду на уже существующих рынках, выделять сильные и слабые стороны компаний, работающих на рынке, оценивать потенциал расширения власти компании на отраслевом рынке [1, с. 102].


Таблица 2

Вклад теорий конкурентоспособности в раскрытие понятия рыночная власть фирмы

Теория конкурентоспособности

Вклад в понятие рыночной власти

Матрица Бостонской консалтинговой группы

Выделено влияние внешних факторов на рыночное положение компании (доля рынка и темпы его роста).

Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера

Разработана целостная концепция конкурентных преимуществ компании

Теория конкуренции за будущие рынки

Выделен как ключевой и основополагающий фактор, инновационное лидерство компании, рассмотрен механизм конкуренции за лидерство на будущих рынках

Экосистема Джеймса Ф. Мура

Более глубоко рассмотрено влияние внешней среды на стратегии ведущих компаний.

Ресурсная концепция конкуренции

Подчеркнуто разделение внутрифирменных и внешних (рыночных) источников рыночной власти компании.

Теория рыночного лидерства

Показана необходима составляющая рыночной власти - активное поведение.

Применение теории игр к теории стратегического управления

Сделала попытка четко определить игроков, влияющих на ситуацию на рынке

Эволюция концепции М. Портера

Отдельно рассмотрены проблемы, связанные с внутрифирменными человеческими ресурсами.

Источник: Шай О. Организация отраслевых рынков. – М.: Высшая Школа Экономики, 2014. – C. 82.

Однако подход Портера не ставит своей задачей прогнозирование будущего, поэтому он не дает возможности спрогнозировать направление, в котором будут развиваться рынки и потребительские предпочтения [6, с. 351]. Вопрос будущего компании является существенным при рассмотрении рыночной власти компании, так как он касается ее стабильного положения и лидирующих полиций на рынке в долгосрочной перспективе.

Одной из наиболее удачных попыток ответа на вопрос о стратегии фирм и будущем рынков, а также принципов конкуренции на формирующихся рынках, является подход, предложенный профессорами Хамелом и Прахаладом. Основу их теории составляет предположение, что основа лидерства компаний лежит в начале их деятельности на определенном рынке. После анализ обширного фактического материала Хамел и Прахалад пришли к выводу, что некоторые команды менеджеров обладали большим даром предвидения, чем другие [3, с. 93]. Они смогли придумать еще не существующие продукты и даже целые отрасли, а затем и создать их.


Согласно данному подходу, конкуренция за будущее глобальное лидерство состоит из трех четких, перекрывающих друг друга этапов: конкуренция за отраслевое предвидение и интеллектуальное лидерство, конкуренция за начертание "миграционных дорожек" и конкуренция за положение на рынке и рыночную долю [10, с. 9]. Таким образом, данная концепция направлена на возможность предугадывать будущее, что является залогом успешной деятельности компании. Вопрос создания инноваций и их внедрения является ключевым при изучении рыночной власти, поскольку именно в таком подходе заложена концепция длительного обладания рыночной властью и доминирования на рынке [11, с. 42].

В общем множестве теорий конкурентоспособности сложно выделить главенствующую или первичную, так как каждая из них заостряет внимание на каком-то отдельном вопросе, отодвигая рассмотрение других па второй. Выше в параграфе была выделена теория М Портера по той причине, что она имеет целостный характер и охватывает практически все сферы стратегической деятельности компании. Теория Хамела и Прахалада, не отрицает идей Портера и дополняет их в части прогнозирования будущего и обеспечения стабильного положения компании в долгосрочной перспективе. Эти теории оказали и продолжают оказывать существенное воздействие на конкурентные стратегии компаний, объясняя факторы, влияющие на рыночную власть. Таким образом, когда рыночный механизм заменяется внутрифирменным, рыночная власть позволяет компании или группе компаний влиять на поведение своих конкурентов.

1.3. Источники и причины рыночной власти

Рыночную власть фирмы может характеризовать степень ее влияния на цену товара, устанавливаемую выше конкурентного уровня. Власть определяется влиянием на цену. Рыночная власть трансформируется в более высокую прибыль [16, с. 26]. Обретение и сохранение рыночной власти является важным элементом стратегии фирмы, направленной на максимизацию его стоимости.

Рассмотрим каков источник и причина рыночной власти у фирмы. Один из способов добиться рыночной власти - это воспользоваться правовой защитой от конкуренции, в результате чего установление высоких цен не сопровождается появлением на рынке новых конкурентов. Например, в 1960-х годах компания Xerox разработала технологию фотокопирования на обычной бумаге и оформила патент [18, с. 115]. Благодаря правовой защите, которую обеспечивали компании патенты, она смогла существенно увеличить цены, не опасаясь конкуренции.