Файл: Подходы к определению сущности рыночной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены барьеры для входа на рынок, которые позволяют компаниям, имеющим достаточную долю на рынке, поддерживать свою рыночную власть. При отсутствии барьеров входа новые компании-конкуренты могли бы беспрепятственно заходить на рынок и снижать уровень концентрации и власти у доминирующей компании. Барьеры делятся на стратегические, которые компании намеренно выстраивают для поддержания своего положения, и нестратегические, которые продиктованы структурой отраслевого рынка.

2.3. Основные показатели рыночной власти

Исследователи-экономисты помимо попыток определения причин рыночной власти, занимались вычислением показателя степени рыночной власти отдельной компании. Для вычисления показателей рыночной власти необходимо провести сравнение реального рынка с рынком совершенной конкуренции [11, с. 42]. О степени приближения рынка к идеалу свободной конкуренции, можно судить исходя из поведения фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным [15, с. 76].

Согласно микроэкономике, выделяют следующее соотношение между ценой и предельными издержками для разных типов рынков:

Таблица 3

Соотношение между ценами и предельными издержками для разных типов рынка

Вид рынка

P-MC

Прибыль

Конкуренция

0

0

Монополия

+

+

Олигополия

+

+

Монополистическая конкуренция

+

0

Источник: Розанова, Н. М. Теория отраслевых рынков. Учебное пособие / Н.М. Розанова. - М.: Юрайт, 2015. – С. 46.

Основным результатом использования положения рыночной власти является получаемая компанией прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния. Большая часть показателей рыночной власти, так или иначе, связаны с показателем прибыльности деятельности фирм, а точнее доходности капитала, используемого фирмой [18, с. 14].

Для определения доходности на капитал фирмы важное значение имеет необходимость разграничить бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между общей выручкой фирмы и явными (денежными издержками) [7, с. 183]. Нормальная прибыль – это альтернативная ценность собственных ресурсов фирмы (акционерный капитал).


При анализе рынка на величину рыночной власти нормальная прибыль является максимальным доходом, который могли бы получить акционеры фирмы, инвестировав свои деньги иным образом [10, с. 18]. Таким образом, речь идет о норме доходности или стоимости капитала.

Для оценки поведения фирм на рынке и вида рыночной структуры, а также измерения рыночной власти фирмы используют следующие коэффициенты:

  • коэффициент Бейна;
  • коэффициент Лернера;
  • коэффициент Тобина;

Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на одну денежную единицу собственного инвестированного капитала. Данный коэффициент определяется согласно формуле 2.

(2)

В условиях конкуренции на товарном рынке норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой). Если норма прибыли на каком-либо рынке превосходит конкурентную норму, то рынок считается не свободно конкурентным. Это указывает на наличие у такой фирмы рыночной власти.

В случае, когда цена у всех фирм одна и та же, но наблюдаются разные предельные издержки, то это говорит о том, что разница между издержками и ценой у разных фирм неодинакова [20, с. 285]. Какая же степень рыночной власти у таких компаний. Для определения данного показателя Лернер предложил измерять рыночную власть согласно формуле 3.

(3)

В данном случае индекс также можно вычислить как обратное отношение к ценовой эластичности спроса. Коэффициент Лернера может принимать значения от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Чем выше значение индекса, тем выше рыночная власть и дальше рынок от идеала совершенной конкуренции [21, с. 116].

Индекс Лернера также показывает, что монополист имеет лишь ограниченный контроль над ценой. Когда ценовая эластичность спроса велика (значительно превышает единицу по абсолютной величине), то цена, максимизирующая прибыль монополиста, будет лишь немного превышать предельные издержки MCm1. Менее эластичная кривая рыночного спроса D2 обеспечивает большую монопольную надбавку к конкурентной среде, как это представлено на рисунке 7.

Однако сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую норму прибыли, так как прибыль зависит от соотношения цены и средних издержек. Фирма может обладать большей рыночной властью, но получать меньшую прибыль, если ее средние издержки существенно выше [15, с. 77].

Рис. 7. Спрос, предельный доход и предельные издержки монополиста


Источник: Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. - М.: Проспект, 2017. – C. 115.

Коэффициент Тобина высчитывается как связь рыночной стоимости фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов [8, с. 261]. Формула 4 представлена ниже.

(4)

Восстановительная стоимость активов фирмы в данном случае будет равна сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам [14, с. 102].

Если оценка активов фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка [9, с. 23].

Многочисленные исследования установили, что коэффициент Тобина в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты (рыночной власти). Фирмы с небольшим значением этого коэффициента действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Для того чтобы проиллюстрировать изученные материал проведем расчет показателей рыночной власти наиболее крупных фирм. Для примера будут взяты всемирно известные бренды, которые работая на одних рынках выступают конкурентами. Исходные данные включим в таблицу 4.

Таблица 4

Балансовые данные компаний за 2016-2017 год, млрд. долларов

Компания

Активы компании по балансу

Рыночная капитализация

Цена бренда по балансу компании

Оценка бренда в компании Interbrand

Apple

375,319

869,34

131,749

184,154

Samsung

208,805

408,47

149,732

56,249

Coca-Cola

90,515

195,05

44,972

69,733

Pepsi

78,463

166,01

2,054

20,491

Таблица составлена по: Биржа акций высокотехнологичных компаний. URL: http://www.nasdaq.com/ (дата обращения: 07.12.2017)

Рассчитаем коэффициенты Тобина и индекс соотношения цены бренда к собственному капиталу и представим в таблице 5. Анализ полученных результатов свидетельствует, что согласно коэффициенту Тобина рыночная власть Apple превышает ближайшего конкурента Samsung. При этом рыночная власть компании Сoca-Cola выше показателя рыночной власти Pepsi. Результаты этих расчётов не вызывают сомнений, поскольку Apple на данный момент является лидером в производстве телефонов, а Coca-Cola лидирует в производстве напитков.


Таблица 5

Показатели рыночной власти

Компания

Коэффициент Тобина

Индекс соотношения цены бренда к собственному капитала

Модификация коэффициента

Apple

231,62%

35,1%

21%

Samsung

195,63%

71%

13%

Coca-Cola

215,4%

49,9%

35%

Pepsi

212,9%

2,6%

12%

Таблица составлена по: Биржа акций высокотехнологичных компаний. URL: http://www.nasdaq.com/ (дата обращения: 07.12.2017)

Показатель коэффициента соотношения цены бренда к собственному капиталу, имеет ряд недостатков, поэтому можно рассматривать модифицированный коэффициент, приведенный в четвертой колонке. Он рассчитывается как отношение оценки бренда к рыночной капитализации. По расчету в таблице 5 можно сделать вывод, что рыночная власть компании Соса-Соla в три раза превышает компанию Pepsi, а Apple доминирует над компанией Samsung.

Таким образом были рассмотрены основные коэффициенты, которые позволяют количественно определить степень рыночной власти компании. Вычисление показателей рыночной власти требует сравнения реального рынка с рынком совершенной конкуренции. От степени приближения рынка к идеалу свободной конкуренции, можно судить исходя из поведения фирм в отношении цены и издержек. На основе коэффициента Тобина был проведен анализ наиболее популярных мировых компаний, в результате чего, количественно было установлено превосходство рыночной власти компании Coca-Cola над брендом Pepsi и большая рыночная власть фирмы Appple по сравнению с компанией Samsung.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыночная власть позволяет фирмам, которые действуют на отраслевом рынке, возможность влиять на других участников рыночных отношений. Большая величина рыночной власти способствует аккумулированию ресурсов для увеличения дополнительных вложений в производство. Такие фирмы могут развивать инновации, вводить прогрессивные разработки, что ведет к технологическому прогрессу и росту благосостояния населения.

Источники рыночной власти появляются из-за нарушений условий совершенной конкуренции. Существующие четыре типа рыночных систем отличаются разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть позволяет производителю или потребителю оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Когда рыночный механизм заменяется внутрифирменным, рыночная власть позволяет компании или группе компаний влиять на поведение своих конкурентов.


Основными источниками и причинами появления рыночной власти у фирмы выступает концентрация фирм на рынке, естественная монополия, эластичность спроса на продукцию фирмы, административные барьеры, эффект масштаба от производства. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть. Помимо перечисленных причин группа фирм может получить рыночную власть, если они вступят в сговор и заключат картельное соглашение.

Существует три основных фактора, которые влияют на рыночную власть компании. Во-первых, низкая эластичность спроса на товар или услугу компании приводит к возможности фирмы менять цену без опасения потери потребителей, что свидетельствует об увеличении влияния на рынке. Концентрация продавцов также оказывает влияние, поскольку при высоком количестве фирм с небольшими долями ни одна из них не обладает силой влиять на рыночную цену или спрос. Сговор между фирмами приводит к усилению концентрации и повышению уровня контроля над рынком. Помимо этого, сговор может привести к территориальному разделу рынка или же созданию барьеров для новых игроков, что несомненно негативно сказывается на общественном благосостоянии.

Барьеры для входа на рынок позволяют компаниям, имеющим достаточную долю на рынке, поддерживать свою рыночную власть. При отсутствии барьеров входа новые компании-конкуренты могли бы беспрепятственно заходить на рынок и снижать уровень концентрации и власти у доминирующей компании. Барьеры делятся на стратегические, которые компании намеренно выстраивают для поддержания своего положения, и нестратегические, которые продиктованы структурой отраслевого рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Паблишер, 2017.- 716 с.
  2. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. - М.: Проспект, 2017. - 448 с.
  3. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М.: Олимп Бизнес, 2014.- 288с.
  4. Дегтярев А.Н., Максимов В.А., Аношин В.В. Эволюция отраслевых рынков и нефтегазовый бизнес.- Уфа: БашГУ, 2013. - 100 c.
  5. Джуха В. М., Курицын А. В., Штапова И. С. Экономика отраслевых рынков.-М.:КноРус, 2012. - 288 c.
  6. Розанова, Н. М. Теория отраслевых рынков. Учебное пособие / Н.М. Розанова. - М.: Юрайт, 2015. - 492 c.
  7. Самсонова М.В., Белякова Е.А. Экономика отраслевых рынков. Практикум- Оренбург.: Оренбургский Государственный Университет, 2015. - 235 c.
  8. Шай О. Организация отраслевых рынков. – М.: Высшая Школа Экономики, 2014. - 504 с.
  9. Юсупова Г. Ф. Теория отраслевых рынков. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 280 c.
  10. Воробьев П.Ф., Светуньков С.Г. Новый подход к оценке уровня конкуренции// Современная конкуренция. -2016.-№ 6.-С. 5-19
  11. Жуковский М.С. Конкуренция как способ взаимодействия на рынке// Наукапарк.-2017.-№ 7.-С. 40-43
  12. Кислицын Е.В. Современные подходы к определению рынка// Актуальные вопросы экономических наук. -2016. -№ 51. -С. 34-38
  13. Левченко И.С. Рыночная власть и факторы ее обуславливающие// Экономика и социум.-2015.-№5-1.-С. 733-736
  14. Светуньков С. Г. Новый подход к измерению уровня конкурентной борьбы// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016.- № 7.- С. 101-104
  15. Северьянов О.И. Амбивалентность монополии// Вестник экономики, права и социологии.-2013.-№ 2.-С. 75-77
  16. Смирнова О.О. Ценовая дискриминация и рыночная власть фирмы: теоретический анализ// Крымский научный вестник.-2015.-№3.-С. 25-33
  17. Стрельцов М.А. Рыночная власть и факторы ее обуславливающие// Современный научный вестник.-2014.-№ 2.-С. 13-18
  18. Суслова Ю.Ю., Жигалин С.П. Анализ рыночных структур в условиях свободной конкуренции// Сегодня и завтра Российской экономики.-2013.-№ 62.-С. 13-19
  19. Таймазов А.В. Сущность и формы взаимодействия власти, бизнеса и общественных институтов в рыночной экономике// Экономика и управление.-2013.-№ 3.-С. 30-32
  20. Химич Ю.С. Определяющие признаки рыночных структур. Рыночная власть // Теория и практика развития социально-экономических систем.-2013.-№ 1.-С. 134-136
  21. Шлыков О.В. Новые формы отраслевой конкуренции в глобальной экономике// Государственно и муниципальное управление.-2016.-№ 1.-С. 116-119
  22. Юсупова А.Т. Рыночная власть крупных организаций// Регион: Экономика и Социология.- 2013.-№4.-С.281-299
  23. Биржа акций высокотехнологичных компаний. URL: http://www.nasdaq.com/ (дата обращения: 07.12.2017)