Файл: Модели логистических систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целостность системы проявляется в том, что существует совокупность элементов, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В системах взаимодействие всегда обусловливает и взаимозависимость данной совокупности элементов.

Целостность можно определить как внутреннюю взаимосвязь частей системы с единой целенаправленной деятельностью. Противоположным является поведение объекта, который состоит из совокупных частей, не связанных между собой. Такое поведение называется обособленным. Целостность и обособленность – это крайние случаи одного и того же свойства. В сочетании с целостностью упоминают эмерджентность, как свойства системы, эффект организации, который является результатом возникновения синергических связей между элементами, что увеличивает общих эффекта этих элементов до значения большего, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.

Организованность совокупности элементов проявляется в способности логичтисекой системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздействия, которые направлены на достижение целостности.

Членимость описывает возможность системы делиться на отдельные части, например подсистемы. Данные подсистемы могут быть разнородными, но, в тоже время, совместимыми.

Структурированность отражает внутреннее строение чего-либо и конкретную взаимосвязь составных частей целого.

Интегративность определяет наличие специфических качеств системы, присущих только ей. Данные качества формируются определенной совокупностью элементов, которые не могут в отдельности воспроизвести качества системы.

Сложность логистической системы характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев); многофакторный характер взаимодействия между отдельными элементами; содержание функций, которые выполняет система; структура организованного управления; воздействие на систему неопределенного числа факторов внешней среды.

Из рассмотренных выше общих свойств систем выделяют отличительные признаки, которые присущи логистическим системам.

Во-первых, это наличие динамической составляющей логистической системы, то есть потокового процесса, выразителем которого выступает материальный поток.

Во-вторых, это определенные и четко выраженные системная целостность, объединенная единством, и своеобразная организованность, то есть планомерность, отличающаяся строгим порядком и взаимозависимостью материальных потоков.


В-третьих, это наличие системы взаимосвязанных и взаимозависимых потоковых процессов (материальных, финансовых и информационных).

Таким образом, после выделения указанных признаков можно утверждать, что логистическая система обладает всеми свойствами, присущими системам, а именно:

- целостностью и членимостью (делимостью): логистическая система рассматривается как единство подсистем M1 – M9, которые в определенное время можно выделить в отдельные самостоятельно функционирующие системы;

- организованностью и структурированностью: подсистемы M1 – M9 для осуществления логистической деятельности организованы и структурированы в определенном строгом порядке;

- интегративностью, ведь данное свойство обусловлено наличием определенных связей и взаимозависимости между подсистемами M1 – M9.

Эти связи, по сути, формируют такое уникальное и неповторимое «конечное» качество и одновременно возможность логистической системы, как доставка нужного товара, в нужном количестве, нужного качества, в нужное место и время, с минимальными затратами – конкретному потребителю. Такую возможность, способность, свойство принято называть интегративным качеством логистической системы, которое не свойственно ни одной из ее подсистем.

Кроме перечисленных общих свойств логистическая система обладает еще специфическими свойствами, к которым относятся:

- стохастичность выполняемой логистической функции, которая обусловлена использованием запасов для трансформации их в готовый продукт, необходимый рынку в конкретное время, в определенном месте;

- многофункциональность реализуются в логистической системе через планирование, организацию, учет, контроль и др.;

- адаптивность проявляется в приспособляемости к требованиям рынка;

- инерционность логистической системы заключается в том, что она не может приостановить свою деятельность в одночасье.

1.2. Модели логистических систем

При разработке моделей логистических систем следует помнить о влиянии большого количества объективных и субъективных факторов, которые действуют в определенный момент времени.

Среди них:

1. Количество субъектов, входящих в логистическую систему, и их размещение.

Логистическая система может включать одну или несколько юридически зависимых или независимых организаций области производства и обращения. Выбор модели логистической системы и маркетинговой стратегии на рынке товаров и услуг зависит от потребности в материальных, экономических и трудовых ресурсах.


Наличие и размещение поставщиков также необходимо учитывать при организации логистической системы и формировании новых производств. В связи с тем, что большинство хозяйственных структур не могут влиять на локализацию поставщиков или потребителей, они вынуждены располагать свои предприятия с учетом сокращения издержек транспорта.

2. Число и размещение складов и перевалочных пунктов.

Склады и перевалочные пункты зачастую устраиваются прямо на предприятиях, соединяясь в системы хранения и переработки материальных ресурсов, которые приняты от поставщиков, либо в складские трансформационные центры, которые ориентированы на удовлетворение запросов потребителей. В непосредственной близости от потребителей могут быть созданы промежуточные склады, если в этом возникает необходимость.

3. Транспортные модели.

Как правило, несколько вариантов транспортных моделей необходимо разработать при формировании логистических систем. При этом различия будут в издержках, типах транспорта, скорости поставки, надежности, ритмичности, оригинальности упаковки и складировании.

Условия для возникновения и реализации создаются лишь для оптимального на данный момент варианта. Если условия изменились и повлекли за собой изменение расчетных показателей, то у субъектов логистических систем должны иметься возможность для использования других вариантов транспортных моделей.

4. Связь.

Коммуникационная связь, наряду с транспортной и контрольной, осуществляет интеграцию всех функциональных подразделений логистической системы всех уровней. Она реализуется через телефон, телеграф, кабельную связь, компьютерную сеть и др. Каждый вид связи характеризуется с положительной и с отрицательной стороны.

В ходе функционирования логистической системы важна быстрая связь. Этот фактор связи прямо влияет на процессы принятия и реализации решений и уровень адаптации системы к окружающей среде.

5. Информационная система.

При создании логистических систем ее наличие информационной системы обязательно. При этом в ее структуру входят не только пользователи, как элементы определенной системы, но и внешней среды.

Система может быть централизованной и децентрализованной, что определяется подходом для обработки заказов.

Степень интеграции, по которой они различаются, зависит от поставленных целей.

Развитие логистических систем строится на логистических принципах и определяется согласованностью функциональных элементов при учете воздействия влияющих факторов.


В состав моделей логистической системы входит характерная организация связей и отношений между подсистемами и составными элементами системы, а так же взаимосогласованный состав этих подсистем и элементов со своей конкретной функцией.

Логистические системы отличает полиструктурность, которая находит свое отражение во взаимопроникновении разных подсистем, которые формируют несколько структур.

Особенность логистических систем проявляется в том, что они не статичны, организуются в зависимости от условий работы, поэтому способны быстро реструктуризироваться.

Теория логистики и практический опыт позволили все многообразие особенностей движения материальных, денежных и других ресурсов, а также информации на предприятиях к стандартным моделям.

Логистическое моделирование состоит в изучении объекта по его модели. Такой подход сокращает время и позволяет экономить средства на формирование индивидуальных программ.

При этом логистические субъекты классифицируются по различным признакам:

1. По типу производства организации (единичные, серийные и массовые).

2. По характеру технологических процессов (непрерывные и дискретные).

3. По структуре поставщика, удаленности поставщиков, уровню взаимодействия с другими предприятиями.

4. По материальности (материальные и абстрактные).

Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические и функциональные характеристики изучаемого субъекта или процессов.

Абстрактное моделирование по способу выражения может быть символическим и математическим. Символические модели бывают двух видов: языковые, в основе которых лежит определенная совокупность слов, понимаемых однозначно; знаковые модели, суть которых состоит в том, что отдельным понятиям присваиваются некие условные обозначения, т. е. знаки.

Наиболее эффективным в логистике является математическое моделирование, в котором два вида: аналитическое и имитационное.

Аналитическое моделирование осуществляется с целью получения максимально точных решений и состоит из трех этапов.

На первом формулируются математические законы и зависимости, которые связывают отдельные объекты системы.

На втором этапе происходит решение уравнений и получение теоретических результатов.

На третьем осуществляется сопоставление полученных результатов с реальностью, приводится проверка на адекватность.

Аналитическое моделирование дает большой потенциал обобщения и возможность многократного использования.


Имитационное моделирование применяется, если аналитическое моделирование невозможно или затратно.

В имитационном моделировании выделяются два этапа: на первом происходит конструирование модели реальной логистической системы, на втором осуществляются эксперименты на данной модели.

Имитационное моделирование имеет два недостатка, которые необходимо учитывать: высокая стоимость данного метода исследований; большая вероятность ложной имитации из-за приблизительного характера процессов.

Типичная логистическая система состоит из конкретного количества элементов и определенных взаимосвязей. Логистическое моделирование позволяет сопрягать не только возможные связи в условиях развития существующего рынка, но и эвристические отношения в прогнозируемом рынке. На моделирование логистических систем большое влияние оказывают различия в условиях деятельности предприятий и даже аналогичных подразделений.

Для того чтобы понять, будет ли эффективна логистическая система, следует использовать ряд критериев, которые представлены в Приложении 1.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

2.1. Подходы к классификации логистических систем и их содержание

Вопросы классификации логистических систем занимают существенное место в теоретических исследованиях логистики. Научно-методологический прием, который позволяет упорядочить знания об окружающей действительности путем распределения изучаемых предметов на взаимосвязанные классы и группы, называется классификацией[8].

Процессы создания, исследования и развития логистических систем должны базироваться на их классификации. Существует много различных подходов к классификации логистических систем по разным основаниям.

В.И.Сергеев различает логистические системы по масштабу и делит на микрологистические и макрологистические[9].

К микрологистическим системам относит те, которые касаются определенной организации бизнеса и предназначены для управления и организации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства или снабжения и сбыта. Соответственно различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.