Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью( Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
Палаты Федерального Собрания РФ вправе образовывать специальные комиссии для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах, но деятельность этих комиссий не может касаться проверки законности проведения оперативной проверки и разработки, работы с негласными сотрудниками.
Третьим субъектом вневедомственного контроля законодателем указано Правительство РФ. Именно оно осуществляет исполнительную власть России (см. ч. 1 ст. 110 Конституции).
Полномочия Правительства определены Конституцией (см. ст. 114) (В частности, к ним относится осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, по 10)<Ране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью). и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Оно наделено широкими полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (см. ст. 12), а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (см. ст. 19) и по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ (см. ст. 20). Вместе с тем следует учитывать, что согласно ст. 32 Закона о Правительстве РФ именно Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел и некоторых др., утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Правительство РФ же только координирует деятельность этих федеральных органов исполнительной власти.
Правительство РФ компетентно проверять полноту и эффективность использования министерствами и ведомствами предоставленных им полномочий по ведению ОРД для решения задач успешной борьбы с преступностью. Эти функции реализуются в процессе анализа соответствующей информации, имеющейся в распоряжении Правительства РФ, заслушивания докладов и отчетов на заседании Правительства РФ руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Одним из направлений контрольной деятельности Правительства РФ является проверка соответствия ведомственных актов, касающихся ОРД, Конституции РФ и федеральному законодательству.
Механизмом данного контроля является государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер. Государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств регламентирована Указом Президента РФ от 21 января 1993 г. «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», правительственными постановлениями от 8 мая 1992 г. «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов», «О регистрации и опубликовании ведомственных нормативных актов».
Суть государственной регистрации ведомственных нормативных актов сводится к тому, что акт после подписания руководителем федерального министерства и ведомства представляется в Министерство юстиции РФ. Там он оценивается на предмет соответствия Конституции, действующему законодательству и ему присваивается соответствующий номер государственной регистрации. Только после этого данный акт вступает в силу.
Если выявлены противоречия действующему законодательству, то нормативный акт возвращается на доработку.
Правительство имеет право отменять другие правовые акты министерств и ведомств, правомочных осуществлять ОРД, в тех случаях, когда они противоречат закону и выходят за пределы компетенции органов исполнительной власти.
К компетенции Правительства РФ относится проверка обоснованности расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД. Такая проверка осуществляется Министерством финансов РФ через специально выделяемых для этих целей сотрудников. Все эти субъекты, как указывалось выше, осуществляют контроль за ОРД в пределах полномочий, определяемых Конституцией, ФКЗ и ФЗ.
Субъекты финансового контроля в ОРД, их предмет ведения и компетенция. Данными субъектами выступают: а) руководитель ОРО (см. ч. 3 ст. 19 и ст. 22 ФЗ об ОРД) и б) представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля (см. ч. 3 ст. 19 ФЗ об ОРД).
Руководители ОРО в ходе финансового контроля пользуются полномочиями, предоставленными ими ФЗ об ОРД и другими законодательными актами. На представителей Минфина России возлагаются обязанности и им предоставляются права в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Минфина России (в частности, Положением о Министерстве финансов РФ, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273). Представители Минфина России должны проходить процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, после чего они становятся полномочными должностными лицами, которым соответствующие документы о финансировании ОРД должны предоставляться в полном объеме.
Глава 2. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Оперативно-розыскная деятельность относится к исключительно эффективному виду правоохранительной деятельности, позволяющей своевременно выявлять замышляемые и подготавливаемые преступления, раскрывать наиболее опасные преступления, совершенные в условиях неочевидности, решать другие ответственные задачи по борьбе с преступностью. Однако в силу ее преимущественно негласного характера возрастает риск вторжения должностных лиц оперативных аппаратов в охраняемые законом конституционные права и свободы личности. Конспиративность осуществляемых оперативными аппаратами оперативно-розыскных мероприятий не позволяет своевременно обнаружить факт их проведения как отдельными гражданами, так и должностными лицами, осуществляющими контрольные и надзорные функции за законностью в оперативно-розыскной деятельности[4].
Широкие возможности оперативно-розыскной деятельности по вторжению в частную жизнь, другие охраняемые законом права и интересы физических и юридических лиц, ограниченность контроля и надзора в силу ее конспиративного характера вызывают необходимость обстоятельной правовой регламентации контроля и надзора за рассматриваемым видом правоохранительной деятельности. В связи с этим в ФЗ «Об ОРД» содержится комплекс норм, предусматривающих основания, виды и особенности контроля и надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Так, контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют:
1. Президент Российской Федерации.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации.
4. Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ведомственный контроль).
5. Суд (судебный контроль).
Надзор за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
Юридические основания контроля и надзора определяются содержанием гл. VI «Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью», а также ст. 3 «Принципы оперативно-розыскной деятельности», ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» и другими статьями ФЗ «Об ОРД», иными федеральными законами и ведомственными нормативными актами[5].
В организационном отношении, наряду с плановыми проверками законности в сфере оперативно-розыскной деятельности в форме контроля и надзора, исходными (поводами) для реализации их оснований являются:
1) запрещения:
– осуществлять оперативно-розыскную деятельность для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом;
– проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
– принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
– разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан (за исключением предусмотренных федеральным законом случаев);
– подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);
– фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности;
2) обжалование действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, лицом, полагающим, что такие действия привели к нарушению его прав и свобод.
Формы и методы (приемы) контроля и надзора определяются соответствующим законодательством и подзаконными (в том числе ведомственными) нормативными актами с учетом специфики органов, их осуществляющих[6].
Таким образом, контроль и надзор в оперативно-розыскной деятельности представляет собой основанный на законе и подзаконных нормативных актах комплекс организационных мер и проверочных действий, осуществляемых должностными лицами государственных контрольных и надзорных органов в пределах своих полномочий путем определения соответствия реализуемых оперативными аппаратами прав и обязанностей требованиям нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения законности, а также соблюдения прав и свобод личности в рассматриваемой сфере правоприменения.
Как уже отмечалось, виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью устанавливаются в ФЗ «Об ОРД». Из содержания норм названного Закона можно выделить три вида контроля:
1) общий контроль;
2) ведомственный контроль;
3) судебный контроль.
Общий контроль и его особенности определяются ст. 20 ФЗ «Об ОРД». Эта же статья называет и подвиды общего контроля, включающие в себя:
– президентский контроль;
– парламентский контроль;
– правительственный контроль.
Основная особенность перечисленных подвидов общего контроля состоит в установлении регламентации основ оперативно-розыскной деятельности и общих положений контроля и надзора за ней[7].
Президентский контроль основывается на полномочиях Президента Российской Федерации, который, являясь главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, определяет основные направления внутренней и внешней политики, обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России, обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, в том числе в сфере борьбы с преступностью. Формируя и возглавляя Совет Безопасности Российской Федерации, Президент определяет политику государства в сфере защиты общества и личности от внешних и внутренних угроз, укрепления правопорядка, включая борьбу с преступностью с использованием оперативно-розыскных возможностей[8].
Президентский контроль за оперативно-розыскной деятельностью предполагает:
– личный контроль со стороны Президента Российской Федерации;
– контроль в организационно-управленческой сфере оперативно-розыскной деятельности со стороны Главного контрольного управления (ГКУ) Администрации Президента Российской Федерации;
– полный контроль за оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов и спецслужб по поручению Президента Российской Федерации. Осуществляется исключительно сотрудниками специализированного подразделения ГКУ из числа специально прикомандированных к нему сотрудников МВД России и ФСБ России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну[9].
Парламентский контроль представляет собой право «представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать у них отчета о своей деятельности…»[10], он «призван не только обеспечить соблюдение и исполнение принятых им законов, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны»[11]. Парламентский контроль выражается в деятельности депутатского корпуса Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному, финансовому и иному обеспечению сферы оперативно-розыскной деятельности, включая обеспечение режима законности в работе оперативных аппаратов правоохранительных органов и спецслужб.
К формам парламентского контроля принято относить деятельность членов Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, а именно:
– законотворческую работу, связанную с формированием законодательства, регламентирующего правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности, включая поправки (изменения и дополнения) в ФЗ «Об ОРД»;
– участие в формировании и принятии федерального бюджета, содержащего статьи по выделению средств ведомствам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
– парламентские слушания по вопросам, касающимся оперативно-розыскной деятельности;
– деятельность Счетной палаты по проверке исполнения бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности;
– участие в работе комиссий и комитетов, затрагивающих вопросы оперативно-розыскной деятельности;
– проведение парламентских расследований и депутатские запросы, касающиеся оперативно-розыскной деятельности.