Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью( Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Оперативно-розыскная деятельность имеет глубокие исторические корни, объективная необходимость которой подтверждена многовековым и историческим опытом борьбы с преступностью специфическими, только ей присущими силами, средствами и методами.

Оперативно-розыскная деятельность является наиболее эффективным и поэтому важным направлением правоохранительной деятельности государства по защите личности и общества от преступных посягательств. Эффективность этого вида деятельности определяется преимущественно негласным характером, расширяющим возможности компетентных государственных органов в борьбе с преступностью.

Основные правовые и организационные аспекты оперативно-розыскной деятельности излагаются в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом министерства и ведомства, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, разрабатывают и издают подзаконные нормативные акты, непосредственно регламентирующие ее организацию и тактику.

Переосмысление человеческих ценностей, ориентация государства на защиту прав и свобод человека и гражданина вызывают необходимость в жесткой регламентации вторжения оперативных аппаратов правоохранительных органов в охраняемые законом права и свободы личности. В этой ситуации каждый должен знать о возможностях государства по ограничению его прав и свобод, основаниях и условиях такого ограничения. Именно этим и было обусловлено принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

В условиях демократизации и гуманизации общества это имеет исключительно важное значение, поскольку на законодательном уровне обеспечиваются гарантии неприкосновенности личности, защита ее прав, законных интересов и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и другими законами.

В качестве объекта курсовой работы выступает система общественных отношений, складывающихся в оперативно-розыскной сфере при реализации контроля за оперативно розыскной деятельностью.

Предметом исследования являются нормы законодательства, составляющего правовую основу оперативно-розыскной деятельности, в том числе в части установления контроля за осуществлением оперативно-розыскных мероприятий.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, изучив и проанализировав в комплексе контроль за оперативно розыскной деятельностью, показать проблемы данного института.


Поставленная цель конкретизируется в ряде исследовательских задач:

- определить субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней;

- рассмотреть правовые основы контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью;

- обосновать значение контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью;

- раскрыть понятие контроля за оперативно-розыскной деятельностью и рассмотреть его виды;

- рассмотреть судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью;

- рассмотреть предварительный судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

Нормативную основу курсовой работы составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации.

Проблемы контроля за оперативно розыскной деятельностью рассматривались в работах таких ученых, как: В.В. Абрамочкин, В.И. Басков, В.А. Гусев, В.И. Елинский, В.Д. Зорькин, К.Б. Калиновский, В. Крюков, Л.К. Савюк, А.Е. Чечетин, А.И. Хорошильцев, В.М. Фокин и др.

В работе использовались методы: всеобщий диалектический метод познания, а также основанные на нем общенаучные, специальные и частноправовые методы исследования.

Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. СУБЪЕКТЫ, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАДЗИРАЮЩИЕ ЗА НЕЙ

Определение субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней. Этими субъектами являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением ОРД, а равно Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением ОРО законов России.

Реализуя специфические функции в ОРД (функции контроля и надзора), эти субъекты исполняют предусмотренные российским законодательством обязанности и пользуются соответствующими правами[1].

Классификация субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней. Всех этих субъектов классифицируют в зависимости от трех основных критериев. Во-первых, их группируют по функциям. Таких групп две:


1) субъекты, контролирующие ОРД (реализующие функцию контроля), и 2) субъекты, надзирающие за исполнением законов в ОРД (реализующие функцию прокурорского надзора) (Приложение 1).

Согласно законодательству за реализацией законов в ОРД надзирают Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (см. ч. 1ст. 21 ФЗ об ОРД). Во-вторых, по сфере осуществления предоставленных «контролерам» полномочий различают субъектов, которые проводят внешний контроль и надзор (иначе -вневедомственный) и внутренний контроль (иначе — ведомственный). В соответствии с ФЗ об ОРД ведомственный контроль осуществляют руководители ОРО (см. ч. 3 ст. 19 и ст. 22) и должностные лица специальных контролирующих подразделений ОРО (инспекторских, организационных, кадровых и др.). В-третьих, всех субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней, делят на юридических и физических лиц. Первыми являются соответствующие государственные органы (их подразделения), вторыми - их должностные лица (например, руководитель ОРО, прокурор).

Контроль за ОРД, осуществляемый перечисленными в ст. 20 ФЗ об ОРД субъектами, является контролем со стороны федеральных органов государственной власти РФ. Он выражается в системе наблюдения и проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государства задачам, принципам и правилам, установленным ФЗ об ОРД и принятыми в его исполнение подзаконными актами. Конечная цель данного контроля состоит в том, чтобы не допустить в ОРД отклонений от установленных нормативов, а при необходимости — скорректировать деятельность соответствующих органов и должностных лиц, устранить препятствия на пути их эффективной работы[2].

Субъекты внешнего контроля за ОРД. Согласно ФЗ об ОРД этот контроль за ОРД в пределах полномочий, определяемых Конституцией, ФКЗ и ФЗ, осуществляют:

- Президент РФ (см. ст. 20);

- Федеральное Собрание РФ (см. ст. 20);

- Правительство РФ (см. ст. 20);

- судья, санкционирующий ОРМ, влекущие ограничение конституционных прав граждан;

- уполномоченные прокуроры;

- представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля (см. ч. 3 ст. 19).

Общие положения контроля субъектов законодательной и исполнительной власти за ОРД.

Президент РФ осуществляет контроль за ОРД в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Согласно ст. 80-90 Конституции Президент РФ наделен широкими полномочиями, но га которые он не вправе выходить. Важнейшей функцией Президента РФ является то, что он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (см. ч. 2 ст. 80) В частности, в круг основных полномочий Президента РФ в сфере обеспечения безопасности России входит следующее: он формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом (см. п. «ж» ст. 83). при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, он вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (см. ст. 88).


Президент РФ как высшее должностное лицо государства осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных министерств и ведомств, в функции которых входит организация и осуществление ОРМ, практическое исполнение ФЗ об ОРД.

В ходе его оценивается:

- полнота и эффективность исполнения Закона в целом на территории России и в разрезе соответствующих министерств и ведомств;

- соответствие ведомственных схем организации ОРД задачам успешной борьбы с преступностью в реальных условиях оперативной обстановки, складывающейся в стране;

- состояние подзаконной правовой базы ОРД, ее соответствие ФЗ; общий уровень профессионализма субъектов ОРД;

- выполнение государственными органами и органами местного самоуправления гарантий правовой и социальной защиты, установленных для субъектов ОРД.

Президентскому контролю подлежит также исполнение изданных им правовых актов и поручений по вопросам, связанным с ОРД.

Рабочим аппаратом, с помощью которого Президент РФ выполняет контрольные функции, является Главное контрольное управление (ГКУ) Президента РФ. В соответствии с положением о нем оно призвано проверять исполнение федеральными органами исполнительной власти, их должностными лицами ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ и готовить на этой основе информацию для Президента РФ с конкретными предложениями по устранению выявленных нарушений. ГКУ Президента РФ предоставлено право:

- создавать комиссии с привлечением представителей и специалистов соответствующих органов и учреждений для проверки работы конкретных органов исполнительной власти;

- направлять своих должностных лиц на заседания Правительства РФ, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти и на совещания, проводимые федеральными органами исполнительной власти РФ; требовать самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов исполнительной власти от федеральных органов исполнительной власти, от организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимые для проведения проверок;

- вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ; вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки; ставить перед соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязанностей, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;


- направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти. При этом, однако, ГКУ Президента РФ не вправе вмешиваться в технологию ОРД, контролировать правомерность проведения конкретных ОРМ.

Согласно Положению о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утвержденном указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 президентский контроль за осуществлением ОРО в субъектах РФ реализуется также через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Федеральное Собрание РФ также является одним из субъектов, согласно ст. 20 ФЗ об ОРД осуществляющих контроль за ОРД. В соответствии со ст. 94 Конституции Федеральное Собрание — парламент РФ является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Контроль со стороны законодателя за ОРД является важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении. Однако с учетом предписаний Конституции парламентский контроль реален только:

- в ходе законотворческой работы, когда парламентарии вправе принять (отклонить) законопроекты в области ОРД;

- за расходованием выделяемых на осуществление ОРД финансовых средств[3].

Этот вид контроля так же, как и первый, опосредован, так как, во-первых, происходит в рамках контроля за исполнением федерального бюджета (см. ч. 5 ст. 101 Конституции), отдельные статьи которой предусматривают выделение финансовых средств тем или иным государственным органам, осуществляющим ОРД, и, во-вторых, через возможности Счетной палаты РФ, образуемой Государственной Думой и Советом Федерации РФ.

Таким образом, Федеральное Собрание РФ осуществляет общий контроль за исполнением ФЗ об ОРД. Он не распространяется (и не может распространяться) на основания и порядок проведения конкретных ОРМ, а преследует цель оценки общей ситуации, складывающейся с исполнением и соблюдением ФЗ об ОРД как в стране в целом, так и соответствующими министерствами и ведомствами.

Аналитическая информация о состоянии исполнения ФЗ об ОРД формируется на основе работы с избирателями, рассмотрения писем и заявлений граждан, заслушивания информации руководителей соответствующих министерств и ведомств на заседаниях палат федерального Собрания РФ, их комитетов, подготовки изменений и дополнений в законодательство об ОРД, рассмотрения документов и материалов, представляемых органами государственной власти.