Файл: Теории обучения и воспитания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1

Ира – рисунок 2 (последний рисунок). На рисунке изображены папа и мама Иры и сама Ира, просящая прощение у родителей за свой проступок, стоя на коленях.

Рисунок 2

Маша (рисунки 3, 4, 5). У Маши нет друзей. Дети говорят, что она — «вруша». Маша долго размышляла, прежде чем взяться за рисование. Сначала расчертила лист на прямоугольники, но отложила его. Затем взяла несколько стандартных листов. На первом из них девочка нарисовала желтое солнце. Затем фиолетовым и желтым цветами изобразила женщину, которую вскоре зачеркнула черным фломастером (рис. 3).

Рисунок 3

На втором листе — вновь солнце, только уже в виде хаотичных линий. У женщины желтые волосы, но все остальное нарисовано черным (рис. 4).

Рисунок 4

Поскольку и этот рисунок не удовлетворил Настю, она решила еще раз повторить первую картинку своей «истории одной лжи».

На сей раз солнца не было, а женщина совсем «почернела» (рис. 5)

Рисунок 5

Как выяснилось в процессе пострисуночного опроса, девочка рисовала маму.

Остальные картинки — драма о «преступлении и наказании». Маше очень хотелось собаку. «Дома раньше была собака, но ее продали, потому что кормить надо...», — сказала девочка. Она нашла одинокого, замерзшего щенка и принесла домой. Вечером, когда мама вернулась с работы, Настя солгала, что воспитательница поручила ухаживать за собакой и вести дневник наблюдений. За это даже отметки будут ставить. «Когда все выяснилось, мама наказала меня ремнем», — написала девочка на последнем рисунке.

Интересно, что на мое предложение представить эту ситуацию по-новому, Настя сказала, что уговорила бы воспитательницу не выдавать ее. Ведь без верного друга так плохо.

Понятно, что в данном случае в роли триггера, запускающего ложь и отрицательные эмоциональные переживания ребенка, выступают нарушенные взаимоотношения с мамой, что ярко проявилось в серии рисунков. Таким образом, полученный диагностический материал должен послужить основанием для длительной коррекционной работы, как с самой Машей, так и с ее родителями.

Таким образом, использование техники «Рассказ в картинках» («Рисуночного диалога», «Линий коммуникации») позволяет выявить и другие значимые проблемы ребенка.


Подчеркнем также, что коммуникативные возможности изобразительного искусства наряду с его диагностическими возможностями помогают реализовать тот внутренний потенциал человека, который и составляет основу позитивных изменений личности в будущем.

Выводы. Таким образом, полученные в ходе исследования результаты показали, что детская ложь, прежде всего, мотивируется этапными новообразованиями, сменой ведущих типов деятельности, а также трансформацией социальной ситуации развития детей на различных возрастных этапах. В дошкольном возрасте мотивы детской лжи обусловлены: во-первых, взрослым. Во-вторых, стремлением быть активным участником игрового взаимодействия. В-третьих, развивающимся воображением ребенка и появившимися пониманием возможности и способностью «украшать» действительность посредством фантазирования.

Заключение

 Нет ни одного ребенка, который хотя бы однажды не солгал. Наступает определенный момент, когда ребенок начинает осознавать, что есть вещи, которые выглядят непривлекательно в своем истинном виде. В таком случае, полагает он, лучше сказать неправду. На первый взгляд, кажется, что это замечательная возможность избежать проблем. Но если посмотреть глубже (ребенок еще не может сделать это в силу своего возраста), то обнаруживается, что ложь-это начало самых серьезных проблем в отношениях родителей с их детьми, и самая главная из которых - доверие. При том, что у лжи может быть много объяснений, она всегда означает одно: наступление нового этапа в развитии вашего ребенка.

Безусловно, люди часто говорят неправду, но не всегда необходимо это обнаруживать. Вежливость иногда требует подобного снисхождения. Мы не считаем тактичность ложью, хотя она часто предполагает недомолвки преувеличения, слова, далекие от истины.

Другое дело - ложь в отношениях родителей и детей. Это то, что может разрушить близость людей, породить недоверие, преодолеть которое будет нелегко. Как же вести себя родителям, чтобы сохранить доверие, поощрить искренность, не переходя границ личного мира ребенка? Здесь существует серьезная опасность: не заметить тонкую грань между излишней доверчивостью родителей и подозрительностью, переходящей во что-то нездоровое.

Мы редко задумываемся над природой лжи как таковой: когда и почему дети лгут? Тем не менее, большинство взрослых людей лгут чаще, чем отдают себе в этом отчет, и совершенно не задумываются над тем, как это отражается на детях. Таким образом, часто складывается ситуация, когда родители своим поведением поощряют ребенка ко лжи. Дети осмысливают увиденное и услышанное, пропуская все через себя.


Наиболее распространенные мотивы лжи: избегание наказания; самозащита или защита другого человека; избегание стыда; охрана личной жизни; стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих; стремление доказать свое превосходств над тем, в чьих руках власть; желание не создавать неловкую ситуацию.

Вымыслы малышей – еще не ложь в полном смысле этого слова. Они редко по-настоящему корыстны и не рассчитаны на то, чтобы причинить вред другому. Ложь детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и лживость сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укоренится и станет настоящим бедствием и для него самого, и для окружающих.

С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами – не образец правдивости.

Ребенок должен усвоить, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит. Как ни странно, но даже самым изощренным маленьким хитрецам плохо дается ложь «из приличия» и, чтобы приучить ребенка к «вежливой» лжи, иногда нужно немало усилий.

Бессознательная ложь пройдет сама. Для этого надо, чтобы ребенок развился. Рассказы ребенка, склонного к бессознательной лжи, надо проверять, и, если они невероятны, показать, в чем ошибка (возобновить перед ребенком ту картину, которую он рисует себе иначе, чем следует).

При борьбе с сознательной ложью надо обратить внимание ребенка на то неудовольствие, которое причиняет ложь, внося смятение в его душу. Стараться, чтобы неприятное чувство, сидящее в совести, не замирало, а сохраняло свою остроту - это сможет предохранить их в будущем от скверных поступков.

Надо быть особенно осторожным, когда ребенок еще не солгал, но близок ко лжи, когда он хитрит. Хитрость бывает остроумна, красива, что вызывает смех родителей, но она ведет ко лжи.

Не запрещать ничего ребенку нельзя, но надо позаботиться, чтобы запрещалось как можно меньше. Слишком легко запретить, сказав ребенку «нельзя», но надо прежде подумать, легко ли это «нельзя» исполнить.

Искоренить ложь очень трудно. Для того, чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем себя. Как средство против лживости важно воспитание нравственного мужества.


Список литературы

  1. Гаранина Ж.Г., Лашманова Т.И. Проблема детской лжи в психологии // В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. С. 29-31.
  2. Козлова А.А., Куликова Т.А. Психолого-педагогические исследования детской лжи // В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет; Редакционный совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л.Белых, И.В. Егоров, О.И. Ключко, В.А. Кривова, Л.И. Ларионова, Т.А. Павленко, В.М. Поставнев, И.В. Поставнева, А.И. Савенков, С.Н. Толстикова, А.А. Чекалина, О.А. Шаграев. 2015. С. 343-346.
  3. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) // Социальная психология: Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 5–35.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2006.
  5. Николаева Е. И. Детская ложь // Воспитание дошкольников. 2015. № 3. С. 36-45.
  6. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - Санкт-Петербург, 2012. Сер. Сам себе психолог.
  7. Смирнов Д. В. Проблема лжи и ее коррекции в детском возрасте // Психология обучения. 2010. № 2. С. 104-113.
  8. Юрченко О. Вся правда о детской лжи // что нужно знать родителям юных обманщиков / Ольга Юрченко. Санкт-Петербург, 2010. Сер. Для любящих родителей.
  1. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2006. – С. 286.

  2. Николаева Е. И. Детская ложь // Воспитание дошкольников. 2015. № 3. С. 36-45.

  3. Юрченко О. Вся правда о детской лжи // что нужно знать родителям юных обманщиков / Ольга Юрченко. Санкт-Петербург, 2010. Сер. Для любящих родителей

  4. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - Санкт-Петербург, 2012. Сер. Сам себе психолог

  5. Николаева Е. И. Детская ложь // Воспитание дошкольников. 2015. № 3. С. 36-45.

  6. Юрченко О. Вся правда о детской лжи // что нужно знать родителям юных обманщиков / Ольга Юрченко. Санкт-Петербург, 2010. Сер. Для любящих родителей

  7. Козлова А.А., Куликова Т.А. Психолого-педагогические исследования детской лжи // В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет; Редакционный совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л.Белых, И.В. Егоров, О.И. Ключко, В.А. Кривова, Л.И. Ларионова, Т.А. Павленко, В.М. Поставнев, И.В. Поставнева, А.И. Савенков, С.Н. Толстикова, А.А. Чекалина, О.А. Шаграев. 2015. С. 343-346.

  8. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - Санкт-Петербург, 2012. Сер. Сам себе психолог

  9. Гаранина Ж.Г., Лашманова Т.И. Проблема детской лжи в психологии // В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. С. 29-31.

  10. Николаева Е. И. Детская ложь // Воспитание дошкольников. 2015. № 3. С. 36-45.

  11. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) // Социальная психология: Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 5–35.

  12. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) // Социальная психология: Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 5–35.

  13. Юрченко О. Вся правда о детской лжи // что нужно знать родителям юных обманщиков / Ольга Юрченко. Санкт-Петербург, 2010. Сер. Для любящих родителей

  14. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - Санкт-Петербург, 2012. Сер. Сам себе психолог

  15. Николаева Е. И. Детская ложь // Воспитание дошкольников. 2015. № 3. С. 36-45.

  16. Козлова А.А., Куликова Т.А. Психолого-педагогические исследования детской лжи // В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет; Редакционный совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л.Белых, И.В. Егоров, О.И. Ключко, В.А. Кривова, Л.И. Ларионова, Т.А. Павленко, В.М. Поставнев, И.В. Поставнева, А.И. Савенков, С.Н. Толстикова, А.А. Чекалина, О.А. Шаграев. 2015. С. 343-346.

  17. Гаранина Ж.Г., Лашманова Т.И. Проблема детской лжи в психологии // В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. С. 29-31.

  18. Юрченко О. Вся правда о детской лжи // что нужно знать родителям юных обманщиков / Ольга Юрченко. Санкт-Петербург, 2010. Сер. Для любящих родителей

  19. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - Санкт-Петербург, 2012. Сер. Сам себе психолог

  20. Гаранина Ж.Г., Лашманова Т.И. Проблема детской лжи в психологии // В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. С. 29-31.

  21. Юрченко О. Вся правда о детской лжи // что нужно знать родителям юных обманщиков / Ольга Юрченко. Санкт-Петербург, 2010. Сер. Для любящих родителей

  22. Гаранина Ж.Г., Лашманова Т.И. Проблема детской лжи в психологии // В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. С. 29-31.

  23. Николаева Е. И. Детская ложь // Воспитание дошкольников. 2015. № 3. С. 36-45.

  24. Смирнов Д. В. Проблема лжи и ее коррекции в детском возрасте // Психология обучения. 2010. № 2. С. 104-113.

  25. Юрченко О. Вся правда о детской лжи // что нужно знать родителям юных обманщиков / Ольга Юрченко. Санкт-Петербург, 2010. Сер. Для любящих родителей

  26. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - Санкт-Петербург, 2012. Сер. Сам себе психолог

  27. Юрченко О. Вся правда о детской лжи // что нужно знать родителям юных обманщиков / Ольга Юрченко. Санкт-Петербург, 2010. Сер. Для любящих родителей

  28. Козлова А.А., Куликова Т.А. Психолого-педагогические исследования детской лжи // В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет; Редакционный совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л.Белых, И.В. Егоров, О.И. Ключко, В.А. Кривова, Л.И. Ларионова, Т.А. Павленко, В.М. Поставнев, И.В. Поставнева, А.И. Савенков, С.Н. Толстикова, А.А. Чекалина, О.А. Шаграев. 2015. С. 343-346.

  29. Гаранина Ж.Г., Лашманова Т.И. Проблема детской лжи в психологии // В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. С. 29-31.

  30. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - Санкт-Петербург, 2012. Сер. Сам себе психолог

  31. Гаранина Ж.Г., Лашманова Т.И. Проблема детской лжи в психологии // В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. С. 29-31.

  32. Козлова А.А., Куликова Т.А. Психолого-педагогические исследования детской лжи // В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет; Редакционный совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л.Белых, И.В. Егоров, О.И. Ключко, В.А. Кривова, Л.И. Ларионова, Т.А. Павленко, В.М. Поставнев, И.В. Поставнева, А.И. Савенков, С.Н. Толстикова, А.А. Чекалина, О.А. Шаграев. 2015. С. 343-346.

  33. Гаранина Ж.Г., Лашманова Т.И. Проблема детской лжи в психологии // В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. С. 29-31.

  34. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - Санкт-Петербург, 2012. Сер. Сам себе психолог

  35. Козлова А.А., Куликова Т.А. Психолого-педагогические исследования детской лжи // В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет; Редакционный совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л.Белых, И.В. Егоров, О.И. Ключко, В.А. Кривова, Л.И. Ларионова, Т.А. Павленко, В.М. Поставнев, И.В. Поставнева, А.И. Савенков, С.Н. Толстикова, А.А. Чекалина, О.А. Шаграев. 2015. С. 343-346.

  36. Гаранина Ж.Г., Лашманова Т.И. Проблема детской лжи в психологии // В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. С. 29-31.

  37. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - Санкт-Петербург, 2012. Сер. Сам себе психолог