Файл: Теории обучения и воспитания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Выявление особенностей изменения мотивов лжи в возрасте от 5 до 13 лет

Проведенное исследование было направлено на выявление особенностей изменения мотивов лжи в возрастном диапазоне от 5 до 13 лет. Для проведения эмпирического исследования была разработана технология социально-педагогической диагностики детской лжи. Разработанная технология является: по типу – частной (диагностической); по назначению – направленно целевой; по объекту – возрастной, индивидуально-групповой; по месту применения – для образовательных организаций; способ реализации определен по ведущей группе методов – диагностические социально-психологические.

Базой исследования стали: МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 231», МБОУ СОШ № 88 г. Краснодара. Контингент испытуемых составили: 1) дети дошкольного (5–6 лет) возраста (старшие группы детского сада, 42 человека), их родители (42 человека), воспитатели (5 человек); 2) дети младшего школьного (8–9 лет) возраста (второй класс общеобразовательной школы, 44 человека), их родители (44 человека), учителя (6 человек); 3) дети среднего школьного (шестой класс общеобразовательной школы, 12–13 лет) возраста (46 человек), их родители (46 человек), учителя (9 человек).

Родители дошкольников (83,3 %) уверены, что дети их обманывают, в среднем раз в один-два дня. Причины детской лжи родители определили следующим образом:

– первая по «популярности» группа мотивов: приобретение внимания и страх отторжения, получение подарка (награды), избегание наказания и пред- упреждение (сглаживание) конфликта между родителями;

– вторая по «популярности» группа мотивов – стремление к превосходству и стремление избежать поручения;

– третья по «популярности» группа мотивов – защита от огорчений или страха, избегание стыда и стремление развлечь и увлечь.

При этом большинство родителей основной причиной детской лжи считают стремление обратить на себя внимание (74,7 %) и боязнь наказания (66,4 %). По мнению воспитателей, обманывают все дети (100 %), ложь их всегда причинно обусловлена (100 %, детское фантазирование изначально не учитывалось), причем обманывают они как взрослых (родителей – 100 %, воспитателей – 83,3 %), так и сверстников (83,3 %). Ведущими мотивами лжи, по их мнению, выступают: желание получить похвалу (91,6 %), стремление избежать наказания (83,3 %), привлечь внимание (66,4 %), а также избегание отторжения (49,8 %) и стремление испытать чувство превосходства (41,5 %).


Сами дети отмечают, что обманывать взрослых плохо (100 %), а товарищей иногда можно (74,7 %). В качестве объяснения негативного отношения к обману взрослых они называют боязнь наказания (66,4 %) и просто то, что ложь – это плохо (41,5 %). В том, что иногда они обманывают родителей, сознались 49,8 % детей, воспитателей – 24,9 % детей, товарищей – 66,4 % детей (хотя, возможно, это недостоверные сведения, поскольку беседа не была анонимной).

Результаты изучения мнения родителей относительно особенностей лжи младших школьников свидетельствуют о следующем. Наиболее распространенной частотой лжи названы случаи обмана в среднем 2–3 раза в неделю (71,5 %). В качестве ведущих мотивов детской лжи родители склонны рассматривать: желание получить похвалу (71,5 %) или подарок (64,3 %) за школьную успеваемость или дисциплину, боязнь наказания за неуспеваемость (71,5 %), стыд от несоответствия ожиданиям родителей (64,3 %); желание порадовать (49,9 %) или не огорчать (35,6 %); боязнь ссоры с родителями, страх отторжения (28,5 %), желание привлечь внимание (28,5 %), стремление выглядеть в их глазах более значимым (повышение статуса, 21,4 %). По их мнению, дети чаще лгут родителям (71,5 %), затем учителям (64,3 %) и сверстникам (42,8 %).

Анкетирование педагогов показало, что младшие школьники лгут, в среднем, 1–2 раза в неделю (64,3 %), однако была отмечена сильная варьируемость частоты лжи у разных детей: от нескольких раз в день (14,2 %) до исключительной редкости (преимущественно реактивная ложь, 21,4 %).

Мотивы лжи детей, по мнению педагогов, распределяются следующим образом: на первом месте стоят желание получить высокую оценку (92,7 %) и в связи с этим быть отмеченным педагогом или родителями, сверстниками (85,6 %), стать первым, или одним из первых, учеником (64,3 %); далее следуют мотивы избегания стыда перед учителем (49,9 %), одноклассниками (42,8 %) и родителями (35,6 %) и желание обрадовать родителей (35,6 %), при этом важно отметить – защищать учителя от огорчения и избегать возможных поручений от него дети не настроены (только 7,1 %).

Большинство младших школьников (71,5 %) считают, что, хотя лгать и нехорошо, но иногда иначе невозможно. Категоричные мнения распределились следующим образом: лгать нельзя никогда – 21,4 %, во лжи нет ничего плохого – 7,1 %. Среди респондентов 92,7 % отметили, что ситуации, когда ложь необходима или возможна, время от времени возникают в их жизни. К ситуациям, в которых ложь необходима, школьники отнесли: «получил плохую оценку и знаю, что за это сильно накажут, а обман проверить сразу нельзя» (64,3 %), «нечаянно (забыл, не успел, помешали) не выполнил или не до конца выполнил домашнее задание» (71,5 %), «когда все поняли объяснение и справились с домашним заданием, а я – нет» (71,5 %).


Среди мотивов лжи родителям младшие школьники назвали: страх наказания за учебу (85,6 %), потребность в похвале (78,6 %), желание их порадовать (71,5 %) и привлечь внимание (57,1 %). Мотивы их лжи педагогам распределились следующим образом: желание получить высокую отметку (92,7 %), желание, чтобы похвалили перед классом и перед родителями (комплекс потребности в том, чтобы отметили, в повышении статуса и, возможно, желания возвыситься – 71,5 %), стремление избежать стыда (64,3 %).

Сверстниками они лгут по причинам: стремления к положительному вниманию и, возможно, зависти одноклассников (78,6 %), желания выглядеть в их глазах «лучше всех» (57,1 %), желания рассмешить (но с целью повышения своего статуса, 49,9 %) и уберечь от страха (перед родителями или учителями ввиду невыполненного задания, плохой отметки – 35,6 %). Обучающиеся отмечают, что их ложь чаще всего выглядит как недоговорка (78,6 %), преувеличение (64,3 %) и блеф (49,9 %).

Родители подростков в наибольшей степени, по сравнению с родителями детей других возрастных групп, озабочены проблемой лжи, отчего несколько преувеличивают опасность. Так, 81,4 % из них отметили, что их дети лгут часто, при этом сама частота составила в среднем раз в день (75,1 %). Мотивами лжи, по мнению родителей, выступают: стремление к самостоятельности, избегание опеки и контроля (87,6 %), страх запрета на общение со сверстниками (87,6 %), появившаяся скрытность (стремление к приватности – 75,1 %), а также желание получить какие-либо предметы, имеющиеся у друзей (стремление к подарку – 56,2 %).

Педагоги считают, что подростки лгут в среднем раз в 2–3 дня (75,1 %) и характеризуют эту частоту как «редко» (81,4 %) – то есть, по их мнению, в этом возрасте частота лжи не увеличивается. К типичным мотивам подростковой лжи они отнесли: защиту товарищей (81,4 %), избегание стыда перед сверстниками (81,4 %), повышение статуса среди друзей (75,1 %), избегание наказания в виде сообщения родителям о поведении, успеваемости (62,6 %).

Опрос подростков показал отсутствие категорических заявлений в отношении лжи: полный самозапрет и абсолютное приветствие лжи – по 6,3 %. Большинство опрошенных допускают альтруистическую ложь (68,9 %) и ложь безвредную (56,2 %), а также ложь по необходимости (62,6 %). Они отмечают, что в последнее время у них чаще стали складываться ситуации, вынуждающие их врать педагогам и родителям (75,1 %), связанные, прежде всего, с товарищами: возможностью общаться с ними (87,6 %), возможностью стать «своим» среди сверстников (62,6 %), защитить их от наказания (68,9 %). Эта ложь преимущественно касается поступков, поведения, успеваемости друзей (75,1 %). В то же время ложь товарищам подростки связывают с такими «темами», как «взрослые друзья» (75,1 %), наличие статусных предметов (75,1 %), дела и увлечения «на стороне» (62,6 %), отношения к окружающим людям или явлениям, фактам (с целью продемонстрировать согласие с группой – 87,6 %).


Среди основных причин лжи родителям подростки назвали: стремление к самостоятельности, избегание опеки – 87,6 %, стремление к приватности – 75,1 %, стремление избежать запрета на общение со сверстниками (93,8 %), а также стремление получить в подарок что-либо (56,2 %). Учителям они лгут, прежде всего, с целью избегать стыда, неудобной ситуации перед товарищами (81,4 %), защитить друзей, помочь им уйти от наказания (81,4 %), самим избежать наказания (75,1 %), развеселить друзей (56,2 %). Ложь сверстникам носит преимущественно альтруистический характер (защитить лучшего друга от остальных членов группы – 81,4 %; разнообразить досуг, развлечь – 75,1 %), но нередко встречаются и мотивы повышения собственной популярности (68,9 %), избегания отторжения (75,1 %).

2.3. Диагностика детской лжи с использованием арт-терапевтической техники

Арт-терапевтическая техника «Рассказ в картинках», по мнению различных специалистов, имеет большую диагностическую ценность. Она проста в использовании, высокоинформативна, позволяет психологу быстро и корректно приблизиться к пониманию истинных причин тех или иных отклонений в поведении ребенка.

Техника диагностики детской лжи была применена в МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 231». В экспериментальную группу вошли два ребенка: Вова (6 лет), Ира (5 лет), Маша (5 лет).

Техника диагностики детской лжи следующая. Детям была изложена следующая инструкция.

Инструкция

Представь, что на свете живет человек, очень похожий на тебя. У него такое же, как у тебя, имя, такая же одежда, такой же дом и такие же игрушки.

Все очень-очень похожее.

Однажды случилось так, что он солгал.

Закрой глаза и подумай, какая это могла бы быть история?

Возьми листы бумаги, карандаши или фломастеры и нарисуй «Историю одной лжи в картинках».

Желательно создать серию рисунков, из которых было бы видно, как поступил мальчик (девочка), почему это произошло, какова была реакция взрослых, что думал и чувствовал «автор» событий.

На последнем рисунке изобрази, как будет вести себя этот человек, если ситуация повторится.

Дополнительно детям было разъяснено, что необходимо нарисовать серию картинок, отражающих цепочку событий: создать своеобразный мультфильм.


Причем эстетические достоинства рисунка не имеют значения. Важно отразить свои чувства, мысли, переживания, постараться объяснить, почему ребенок лгал и что из этого получилось.

Нет необходимости в строгой регламентации размеров листа бумаги. К тому же самостоятельный выбор ребенком подходящего формата рисунков может рассматриваться как дополнительный диагностический показатель.

Таким образом, ребенок вправе изображать события на нескольких листах бумаги А4 или работать на одном листе, предварительно расчертив его на нужное количество прямоугольников.

Изобразительные средства также выбираются по желанию испытуемых.

Отметим, что демократичность инструкции заметно повышает уровень открытости детей, ослабляет их ситуативную тревожность, связанную с содержанием задания. Более того, некоторые участники отметили, что рисунки помогли им освободиться от «страшных секретов».

Интерпретация. Подчеркнем, что приоритет в интерпретации рисунков также должен принадлежать их авторам. Можно предложить каждому ребенку кратко описать собственные работы на отдельном листе бумаги. Или даже сделать «книгу с картинками». Однако проведение индивидуального пострисуночного опроса все-таки предпочтительней.

Создавая серию рисунков, автор невольно анализирует «историю собственной лжи». При этом он как бы смотрит на произошедшее со стороны, воспринимает себя глазами другого человека.

Известно, что последний рисунок всей серии работ является наиболее ценным, как обобщенный результат рефлексии какой-либо тревожащей ребенка проблемы. Поэтому для заключительного рисунка нами предлагалось прогностическое задание: «Как будет вести себя этот человек, если ситуация повторится?» (Варианты: «Нарисуй, как можно вести себя в аналогичной ситуации», «Нарисуй, как бы ты поступил в такой ситуации».)
Это способствует осознанию ребенком альтернативных вариантов развития событий, с иными, менее драматичными последствиями.

Кроме того, в процессе анализа всей серии картинок становятся очевидными некоторые стереотипы лживого поведения или лживости как личностного качества.

Нетрудно заметить так называемые «триггеры» (англ. trigger — пусковое устройство), вызывающие детскую ложь. Это могут быть ситуации, когда маленький человек чувствует страх, бессилие, несправедливое или унижающее его достоинство поведение взрослых.

В результате эксперимента были получены следующие рисунки.

Вова - рисунок 1 (последний рисунок). Это произведения красноречиво говорят о семейной ситуации и принятых в семье способах «принесения извинений» ребенком. На первом рисунке изображен папа и Вова. Папа изображен с ремнем в руках.