Файл: Проблема детской лжи(Детская ложь: особенности и причины ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Феномен лжи издавна интересовал исследователей и до сих пор является недостаточно изученным. В наши дни, без сомнения, очевидна актуальность изучения проблемы лжи и отношения к ней в современном мире, так как с ее проявлениями мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Отечественные авторы уделяют внимание на то, как ребенок понимает смысл слов «обман», «правда», «ложь», каким образом возникает у дошкольников первая внутренняя моральная инстанция, в какое время возникают нравственные чувства, которые побуждают к действию мотивы поведения ребенка. В зарубежных же исследованиях изучаются эмоциональные переживания ребенком при соблюдении и нарушения моральных требований. Особое значение авторами исследований занимает изучение основных мотивов лжи у детей и подростков. К настоящему времени в науке накоплен опыт изучения феномена детской лжи, ее причин, факторов и механизмов развития. Тем не менее, проблема изменения мотивов лжи в процессе возрастного развития детей изучена недостаточно, при том, что наличие соответствующих знаний может стать основой для целенаправленной, системной коррекционной социально-педагогической работы с детьми разных возрастных групп, а также с их педагогами и родителями.

Цель работы – рассмотреть особенности и причины детской лжи и выявить психолого-педагогические условия ее коррекции.

Задачи работы:

1) определить особенности, истоки, виды детской лжи;

2) выявить факторы, влияющие и на развитие лжи у детей;

3) определить психолого-педагогические методы коррекции детской лжи;

4) рассмотреть методы диагностики детской лжи.

Объект исследования. Базой исследования стали: МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 231», МБОУ СОШ № 88 г. Краснодара. Контингент испытуемых составили: 1) дети дошкольного (5–6 лет) возраста (старшие группы детского сада, 42 человека), их родители (42 человека), воспитатели (5 человек); 2) дети младшего школьного (8–9 лет) возраста (второй класс общеобразовательной школы, 44 человека), их родители (44 человека), учителя (6 человек); 3) дети среднего школьного (шестой класс общеобразовательной школы, 12–13 лет) возраста (46 человек), их родители (46 человек), учителя (9 человек).

Предмет исследования: феномен детской лжи и методы ее коррекции.

Научно-методическая основа работы: литературные источники по вопросам педагогики, детской психологии.


Глава 1. Детская ложь: особенности и причины

1.1. Особенности детской лжи

Под ложью понимают фактор общения, проявляющийся в намеренной
и осознанной передаче искаженной информации, с целью ввода собеседника в заблуждение.

Ложь начинает появляться достаточно рано - уже в дошкольном возрасте мы можем увидеть ее проявления. Но на данном этапе она еще не является окончательно сформировавшейся, так как ребенок использует ее неосознанно и ее появление больше свидетельствует о нормальном развитии психики ребенка. Но с начала младшего школьного возраста, в период, когда ребенок по ступает в школу и уже способен к осознанию человеческих отношений, он начинает познавать и переживать свою уникальность, стремится утвердить себя среди других[1]. Поэтому именно в данной возрасте следует обратить особое внимание на особенности проявления лжи у младшего школьника и на его отношение к ней. В младшем школьном возрасте закладываются как нравственные, так и психические основы личности. Именно в этом возрасте, ложь начинает проявлять себя как преднамеренное и осознанное действие[2].

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учение. Именно начало обучения в школе приводит к изменению социальной ситуации развития, когда ребенок начинает осознавать себя. У детей младшего школьного возраста, ложь уже приобретает основные свои критерии фактор общения, осознанность и преднамеренность[3]. Само использование лжи становится более успешным, потому, что дети младшего школьного возраста уже обладают хорошей памятью, что помогает им помнить, что они сказали, чтобы не получились ситуации противоречий. Так же дети могут уже предвидеть на несколько шагов вперед и мыслить стратегически. Приобретая новые речевые навыки, дети могут описать то, чего на самом деле не было[4].

В младшем школьной возрасте, важным новообразованием является произвольность поведения, вследствие чего дети становятся более самостоятельными и сани принимают решения в определенных ситуациях. Младшие школьники оценивают результаты своего поведения и на основе этого планируют свои будущие действия, что, на наш взгляд, - является важным критерием для появления лжи. Поэтому детская ложь - это нечто иное, как продолжение освоения «не Я», только не во внутренней диалоге, а во внешней - со взрослым или сверстником[5].


Доминирующим мотивом лжи у ребенка является избегания наказания, оправданная ложь и ложь с целью защиты товарища. Это можно объяснить
тем, что дети, в этом возрасте, сильно подвержены социальному влиянию и поэтому они прибегают ко лжи, так как боятся наказания из-за невыполнения требований родителей, учителей и воспитателей. Младшие школьники полагают, что к ним предъявляют слишком большие требования, и вследствие чего и прибегают ко лжи. Можно констатировать, что именно у младших школьников, появление лжи имеет, прежде всего, социальные причины. Именно у детей младшего школьного возраста наиболее отчетливо можно увидеть, что одной из причин появления лжи является отсутствие искреннего и правдивого отношения к нему со стороны взрослых. Это в свою очередь это может препятствовать тому, что у ребенка не формируется такое качество личности как честность.

На проявление лжи влияет отношение ребенка ко лжи и осознание, понимание им данного феномена[6]. Что может свидетельствовать, что ложь у детей младшего школьного возраста уже имеет осознанный характер, а также на ее проявления влияют многие социальные факторы, формирующиеся в процессе социализации личности[7].

Мотивы лжи в младшем школьном возрасте определяется отношением ко лжи и о сознанием им данного феномена, а именно, при отрицательном отношении ко лжи и сформированном понимании данного феномена, у детей наблюдается мотив защиты себя и других, атак же оправданная ложь, положительное отношение и сформированное представление о лжи определяет мотив избегания наказания, и положительно относятся ко лжи, но не до конца понимают ее значение дети, которые используют мотив получения удовольствия и желания получить что-либо[8].

Использование лжи младшим школьником часто носит вынужденный характер и является фактором защиты его личности. Особое внимание нужно уделить сформированности представления ребенком понятия лжи и его правильному отношению к данному понятию. Таким образом, отношение ребенка ко лжи, должна зависеть от конкретной ситуации, в которой приемлемо или нет ее использование, и так же от осознания последствия ее использования[9].

1.2. Мотивы лживого поведения детей


Ложь в той или иной мере характерна для представителей всех слоев общества, независимо от их статуса и социального положения. Однако, как полагают ученые, она не является имманентным свойством человека, поскольку ребенок на начальных этапах развития не умеет лгать. В процессе усвоения социального опыта и развития интеллекта, воображения, восприятия у детей формируется способность лгать, а также оправдывать совершенный обман конкретными субъективными причинами[10].

В. А. Лабутанская отмечает, что появившаяся в раннем детстве порочная черта личности сначала не проявляется без особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять ее в экстренных случаях. Чтобы у ребенка не сформировалась склонность и не закрепилась привычка к лживому поведению, необходима целенаправленная воспитательная работа[11]. Ее эффективность во многом зависит от того, какие внутренние причины породили детскую ложь, каковы ее истинные мотивы[12]. То есть начало воспитательной или коррекционной работы должно быть связано с изучением мотивов детской лжи, которые различны в разном возрасте и обусловлены особенностями развития сознания ребенка[13].

Детская ложь, прежде всего, мотивируется этапными новообразованиями, сменой ведущих типов деятельности, а также трансформацией социальной ситуации развития детей на различных возрастных этапах. В дошкольном возрасте мотивы детской лжи обусловлены: во-первых, стремлением ребенка «стать равным» взрослым[14]. Во-вторых, стремлением быть активным участником игрового взаимодействия. В-третьих, развивающимся воображением ребенка и появившимися пониманием возможности и способностью «украшать» действительность посредством фантазирования. В младшем школьном возрасте мотивация лжи ребенка определяется новой социальной ролью ученика и стремлением наилучшим образом проявить себя в этой роли; появлением трех значимых социальных групп – учителей, родителей и сверстников, в чьих глазах ребенок желает выглядеть достойно; значимостью учения как ведущей деятельности и стремлением быть высоко оцененным в этой деятельности; присущей данному возрасту склонностью к страхам и желанием избежать реальных или мнимых угроз; освоением этических норм и правил и стремлением быть высоко оцененным за соответствие этим нормам. Для среднего школьного возраста характерным является стремление быть или казаться взрослым. Часто это проявляется посредством владения атрибутами взрослой жизни. В связи с этим меняется детерминанта детской лжи, она характеризуется стремлением изолировать лично себя и свой внутренний мир от взрослых. В то же время возрастает потребность в общении со сверстниками, растет стремление иметь широкий круг товарищей, возникает зависимость самооценки подростка от мнения ближнего окружения друзей – это так же способствует появлению лжи[15].


В процессе возрастного развития детей меняется соотношение выраженности эгоистических и альтруистических мотивов лжи, связанных с разными ее объектами, причем отмечается снижение разнообразия мотивов. Так, в дошкольном возрасте ложь родителям детерминируется, прежде всего, мотивами приобретения внимания или страха отторжения, получения подарка (награды)[16]. На втором месте – мотивы избегания наказания и предупреждения (сглаживания) конфликта между родителями. Более низкие места в рейтинге мотивов занимают стремление к превосходству и стремление избежать поручения; реже проявляются мотивы защиты от огорчений или страха, мотивы избегания стыда и стремление развлечь и увлечь[17].

В младшем школьном возрасте иерархия мотивов лжи родителям следующая: на первых позициях находятся желание получить подарок и похвалу, страх наказания или осуждения, страх стыда; далее следуют желание порадовать и оградить от огорчения; еще дальше расположены мотивы избегания отторжения, привлечения внимания, приобретения превосходства или повышения статуса. В среднем школьном возрасте ложь родителям побуждается склонностью к обособлению, сокрытию от них своих мыслей и чувств, стремлением обрести самостоятельность, избежать наказания в виде запрета на общение с друзьями[18]. На втором месте по значимости идут такие стремления, как получение подарка и уклонение от поручений. Считаем необходимым отметить, что альтруистические мотивы проявляются крайне редко.

Иерархия мотивов лжи педагогам выглядит следующим образом. В дошкольном возрасте первые рейтинговые позиции занимают мотивы привлечения внимания, получения похвалы, избегания наказания; альтруистические мотивы занимают самые низкие места в рейтинге[19].

В младшем школьном возрасте доминирующее положение занимают: стремление получить награду (хорошую отметку), быть замеченным и отмеченным, занять лидирующее положение; затем расположены мотивы избегания стыда и желания обрадовать; мотивы защиты от огорчения избегания поручений встречаются крайне редко. В среднем школьном возрасте ложь педагогам обусловливается, прежде всего, мотивами защиты друзей и защиты от неблагоприятной ситуации. Следующие по значимости мотивы – это уклонение от наказания и роста значимости и востребованности со стороны товарищей. Отдельно отметим, что альтруистические мотивы, связанные с защитой учителя или желанием сделать ему что-то приятное, – не выражены[20].