Файл: «Особенности исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих»..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы статуса и уголовной ответственности военнослужащих
1.1. Понятие и правовое регулирование организации военной службы
1.2. Уголовная ответственность военнослужащих
Глава 2. Анализ исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих
2.1. Уголовно-правовые и криминологические аспекты исполнения наказаний в отношении военнослужащих
2.2. Проблемы назначения и исполнения наказаний в отношении военнослужащих
Ключевой нормой, определяющей содержания и пределы уголовной ответственности за преступления против военной службы, является ст. 331 УК РФ, в которой указано понятие ( преступление против военной службы) «Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов».
Исходя из выше указанной норм, можно сделать определенные выводы.
Во-первых, связь уголовного законодательства и устройства военной службы, а именно обеспечение боевой готовности через уголовно правовые средства.
Во-вторых, возможность применения в мирное время, так как уголовная ответственность в военное время будет определяться законами военного времени, а также особый статус субъектов преступлений против военной службы.
Военно-служебные отношения делятся на общие и специальные. Общие - это те отношения субъекты которых являются все военнослужащие. Специальные соответственно устанавливаются в особых сферах военной службы,
К общим относятся преступления против порядка подчиненности и нарушения воинских уставных взаимоотношений - ст.ст. 332-336 УК РФ. Против порядка пребывания на военной службе - ст.ст. 337-339 УК РФ. Также против порядка сбережения военного имущества - ст.ст. 345-348 УК РФ. К особенным будет относиться - ст.ст. 340-344, 349-352 УК РФ[9].
При всем при этом в уголовном законодательстве и исходя из правового положения военнослужащего, присутствуют некие
обстоятельства, исключающие ответственность военнослужащих.
Глава 8 УК РФ содержит все обстоятельства, исключающие ответственность, к ним относятся:
Статья 37 - Необходимая оборона;
Статья 38 - Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;
Статья 39 - Крайняя необходимость;
Статья 40 - Физическое или психическое принуждение;
Статья 41 - Обоснованный риск;
Статья 42 - Исполнение приказа или распоряжения.
Но учитывая военную службу, деятельность которой обуславливают в определённой ситуации, признание необходимой обороны не просто правом, но и обязанность. В такие «определённые ситуации» входит несение боевого дежурства, караульная служба и другие специальные службы. Военнослужащие выполняющие такие боевые задачи не вправе ссылаясь на состояние крайней необходимости, уклониться от выполнения воинских обязанностей, даже если их жизни и здоровью угрожает опасность[10].
Таким образом, уголовная ответственность военнослужащих представляет собой совокупность предусмотренных военно-уголовным законодательством мер государственного принуждения, которые в соответствии с приговором военного суда применяются к лицу, совершившему преступления в период прохождения военный службы. Существование института уголовной ответственности военнослужащих - объективная социально-правовая необходимость, обусловленная важностью объекта уголовно-правовой охраны, посягательство на который создает реальную угрозу причинение вреда военной безопасности государства, а также вызванная спецификой военной службы, воинских правоотношений и особым правовым статусом военнослужащих. Содержание уголовной ответственности военнослужащих определяется теми неблагоприятными последствиями физического, имущественного и морального характера, которые претерпевают военнослужащие, признанные приговором суда виновными в совершении преступлений. Реализуются эти правовые последствия в форме осуждения преступника, применения к нему наказания и судимости.
Глава 2. Анализ исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих
2.1. Уголовно-правовые и криминологические аспекты исполнения наказаний в отношении военнослужащих
В соответствии с уголовным законодательством, военнослужащим могут быть назначены большая часть наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ. Вместе с тем, применение некоторых санкций допускает возможность сохранения за осужденным правового статуса военнослужащего. По данному основанию, наказания, предусмотренные уголовным законом можно разделить на две большие группы. К первой относятся наказания, назначение которых влечет к увольнению военнослужащего с военной службы, и, как следствие, к потере им его воинского статуса. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53- ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" такими наказаниями являются: ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, лишение воинского звания, лишение права занимать определенные (воинские) должности. Исходя из общих принципов права и судебной практики, к рассматриваемой группе наказаний следует отнести так же пожизненное лишение свободы и смертную казнь.
Ко второй группе мы должны отнести наказания, назначение которых может совмещаться с дальнейшим прохождением военной службы, следовательно, военнослужащий, в данном случае, сохраняет свой воинский статус, хотя некоторые его элементы могут претерпеть изменения, вызванные необходимостью отбывания наказания. Примерами здесь могут служить следующие наказания: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград.
Особенностью перечисленных наказаний, составляющих как первую, так и вторую группу, является тот факт, что они могут быть назначены как военнослужащим, так и иным лицам (за исключением наказания в виде лишения воинского звания), в этом смысле данные виды наказаний применяются к военнослужащим на общих основаниях.
Вместе с тем, ко второй группе также необходимо отнести наказания, которые могут быть применены исключительно к военнослужащим (в литературе зачастую данные санкции называются воинскими наказаниями). К наказаниям данного рода относятся: ограничение по военной службе, арест с отбыванием на гауптвахте, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение воинского звания. Данные наказания принято выделять в отдельную подгруппу[11].
В свою очередь, воинские наказания в силу их индивидуальных особенностей, могут быть разделены на несколько категорий. Во-первых, наказание в виде лишения воинского звания может быть назначено только как дополнительное наказание, остальные воинские наказания применяются только в качестве основных видов наказаний (ст. 45 УК РФ). Во-вторых, наказания, которые могут применяться только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ограничение по военной службе) (ст. 51 УК РФ). В-третьих, наказания, которые могут применяться только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо проходящим ее по контракту на должностях рядового и сержантского состава и не выслужившим на момент вынесения приговора срока службы по призыву (содержание в дисциплинарной воинской части) (ст. 55 УК РФ); В-четвёртых, наказания, которые могут применяться ко всем категориям военнослужащих (арест с отбыванием на гауптвахте) (ч. 3 ст. 54 УК РФ).
В соответствии с нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, целями применения уголовных наказаний являются: восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Вместе с тем в научной литературе можно встретить расширенное толкование данного правового института. В качестве одной из целей применения специальных видов наказаний к военнослужащим относит воинское воспитание. Кара является основной составляющей наказания. Существуют и другие позиции, однако, говоря о целях применения именно воинских наказаний, хотелось бы акцентировать внимание на сохранении за военнослужащими их воинского статуса, на использование данных взысканий с целью сохранения и укрепления кадрового потенциала вооруженных сил, следовательно, повышения степени безопасности общества и государства. В данном случае военнослужащие остаются в сфере воинских правоотношений, продолжают в той или иной степени военную подготовку, на них распространяют свое действие уставы Вооруженных Сил[12].
В настоящее время, по данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, отмечается снижение как общего числа военнослужащих, осужденных за совершение преступления (в 2016 г. - 5512 человек; в 2017 г. - 4928 человек; 2018 г. - 4591 человек; в 2019 г. - 3925 человек), так и числа назначаемых воинских наказаний (в 2016 г. - 394; в 2017 г. - 393; 2018 г. - 378; в 2019 г. - 302)[13].
Особенности структуры и динамики судимости по наиболее распространённым преступлениям и категориям осуждённых предлагаем рассмотреть на примере войск Центрального военного округа (ЦВО).
В связи с уменьшением судимости с 49 до 41 осужденных, то есть на 8 человек, судимость по воинским частям, подчиненным ЦВО, уменьшилась на 18 человек, с 27 до 9 осужденных, то есть на 66,7%.
Удельный вес осужденных за воинские преступления (осуждено 3 военнослужащих), что составляет 33,3% (было 65,38%) от числа осужденных по округу. В отчетном периоде всего за уклонение от военной службы осуждено 3 военнослужащих. В 2018 году за уклонение от военной службы осуждено 13 человек, что составило 86,7% от осужденных за воинские преступления.
Таблица 2.1
Структура и динамика судимости по наиболее распространённым преступлениям и категориям осуждённых на примере войск Центрального военного округа (ЦВО)
№ |
Категории преступлений |
2019 г. |
2018 г. |
1 |
Воинские преступления: |
3 чел. |
15чел. |
1.1 |
Уклонение от военной службы |
3 чел |
13 чел. |
1.2 |
Против порядка подчиненности |
- |
2 чел. |
2 |
Общеуголовные преступления: |
6 чел. |
12 чел. |
2.1 |
Хищение чужого имущества |
- |
2 чел. |
2.2 |
Превышение должностных полномочий |
4 чел. |
6 чел. |
2.3 |
Применение насилия в отношении представителя власти |
- |
- |
2.4 |
Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств |
1 чел. |
2 чел. |
2.5 |
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью |
- |
- |
2.6 |
Половые сношения и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста |
- |
1 чел. |
2.7 |
Нарушение правил дорожного движения |
1 чел. |
1 чел. |
Уменьшилась судимость и по общеуголовным преступлениям, с 12 до 6 человек, то есть на 50% (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Судимость и по общеуголовным преступлениям
Категория осужденных |
2019 |
2018 г. |
Офицеры |
3 |
5 |
Прапорщики |
- |
1 |
Военнослужащие по контракту |
6 |
18 |
Сержанты срочной службы |
- |
- |
Рядовые |
- |
3 |
Из приведенных данных видно, что в отчетном периоде при снижении уровня судимости по воинским частям округа на 66,7%, судимость офицеров снизилась с 5 до 3 человек, то есть на 40%. В 3 раза снизилась судимость военнослужащих проходящих военную службу по контракту, с 18 до 6 человек.
В 2019 году военнослужащие совершили следующие виды преступлений (таблица 2.3).
Таблица 2.3
Виды преступлений военнослужащих
Виды преступлений |
2019 год |
% к общему числу осужденных |
Против жизни и здоровья |
- |
- |
Хищения чужого имущества |
8 |
19,5% |
Уклонения от военной службы (все виды) |
14 |
34,2% |
Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими |
1 |
2,4% |
Превышение должностных полномочий |
5 |
12,2% |
Против порядка управления |
- |
- |
Иные преступления |
13 |
31,7% |
Общее число осужденных |
41 |
100% |
Из приведенных данных видно, что наиболее распространенными преступлениями явились уклонения от военной службы и должностные преступления - осуждено 19 человек или 46,3% от числа осужденных. В предшествующем периоде наиболее распространенными преступлениями явились уклонения от военной службы и преступления против собственности - было осуждено 26 (49,1%) человек. За должностные преступления осуждено 5 человек (в том числе 2 за получение взятки), что составляет 12,2% от числа осужденных (было 11 (20,6%)). За уклонение от военной службы осуждено 14 человек, что составляет 34,1% от числа осужденных (было 20 (37,7%)).