Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда ..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Профессиональная деформация
1.1 Нормальное профессиональное развитие
1.2 Термин профессиональная деформация
1.3 Виды профессиональной деформации
1.4 Причины профессиональной деформации личности
ГЛАВА 2 Исследование деформации у людей разных профессий
2.1 Общие проявления профессионально-личностной деформации
2.2 Профессиональная деформация педагогов
Введение
Актуальность данной темы связана с тем, что люди на работе проводят около 8 часов в сутки и вопросы психологической деформации нельзя обойти стороной. Работа напрямую влияет на личность человека. И чем дольше период работы, тем сильнее деформация. Влияние профессии перевоплощается в черту характера человека.
Объект исследования данной работы – это деформация психики рабочих принадлежащих разным профессиям.
Предметом исследования являются поведение, взаимоотношения с семьей, взгляд на жизнь, характер, мировоззрение, речь, родственники, друзья наблюдаемого рабочего.
Цель –распознать профессиональную деформацию, выявить степень влияния на социальную жизнь. В случае негативного влияния дать рекомендации по устранению проблемы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) выявить положительное и отрицательное влияние деформации
2) раскрыть понятие профессиональной деформации
3) изучить виды профессиональной деформации
4) разработать методы профилактики и борьбы с деформацией.
1. Профессиональная деформация
1.1 Нормальное профессиональное развитие
Образец нормы развития человека в профессиональной деятельности задан представлением о свойствах субъекта труда и модели желательных для общества особенностей его сознания как субъекта труда [1]. Развитие личности и психики человека в период профессионализма подчиняется общим законам психологии развития, к которым можно отнести положение о детерминирующей роли выполняемой субъектом деятельности. Но, вместе с тем, сама деятельность и среда оказывают не прямое воздействие на личность субъекта и его психику, а опосредованное внутренними условиями субъекта (смысловой оценкой субъектом выполняемой деятельности, его способностями, состоянием здоровья, опытом) [2].
Нормальный труд - это труд безопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный, качественный, осмысленный. Такой труд - основа для нормального профессионального развития личности его субъекта. Работник, занятый им, имеет возможность самореализации, проявляет свои лучшие качества и развивается всесторонне и гармонично. Идеал прогрессивного развития личности в труде предполагает, что человек осваивает все более сложные виды профессиональных задач, накапливает опыт, который остается востребованным обществом. Человек получает удовлетворение от процесса труда, его результата, он участвует в построении замысла труда, В реализации, в совершенствовании средств деятельности, в Производственных отношениях; он может гордиться собой, достигнутым социальным статусом, может реализовать идеалы, одобряемые обществом, ориентированные на гуманистические ценности. Он успешно преодолевает постоянно нарождающиеся противоречия развития и конфликты. И это прогрессивное развитие происходит постепенно, сменяясь регрессивным, когда начинают преобладать периоды декомпенсации (обусловленные возрастными изменениями и болезнями)[3].
Полезно опираться также на некий эталон психического здоровья взрослого человека трудоспособного возраста, включающий следующие ориентиры: разумная независимость, уверенность в себе, способность к самоуправлению, высокая работоспособность, ответственность, надежность, настойчивость, умение договариваться с коллегами по работе, способность к сотрудничеству, способность подчиняться правилам работы, проявлять дружелюбие и любовь, терпимость к другим людям, выносливость к фрустрации потребностей, чувство юмора, умение отдыхать и расслабляться, организовывать досуг, находить хобби[4].
Не всякий вид труда содержит в себе в одинаковой мере истоки благотворного влияния на развитие его субъекта. Существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны психики, личности (и тем самым стимулируют их развитие), в то время как другие оказываются невостребованными и по общим законам биологии их функционирование снижается. Возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых ущербных качеств субъекта труда, которые некоторые исследователи предлагают обозначать как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются в разной степени и характерны большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время.
1.2 Термин профессиональная деформация
Вопрос влияния профессиональной деятельности на психику человека интересовал еще древних философов, но особенную популярность она приобрела в конце ХIX в., а в начале ХХ в. социолог Питирим Сорокин ввел понятие «профессиональная деформация».
Деформация личности профессиональная —изменение качеств личности в следствие долгой профессиональной деятельности.
Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям. [5]
Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности... Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности" [6].
С позитивной точки зрения профессиональная деформация может быть оценена как эффективная и прогрессивная, но именно в условия труда. Профессиональная деформация складывается из нескольких слагаемых, одно из которых влияние природы профессиональной деятельности, а другое - внутренние субъективные наклонности. Деформация, как уже отмечалось выше, полезна в работе, но в нерабочей повседневности, обыденной жизнедеятельности может мешать человеку общаться с людьми непринужденно, или же являться причиной других подобного рода проблем. Отрицательный взгляд на профессиональную деформацию объясняется тем, что она может привести к нарушению целостности личности, к снижению ее приспособленности к общественной жизни.
Г.Д.Трунов феномен профессиональной деформации определяет как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. То есть после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии [7].
Как утверждает А.К.Маркова, профессиональная деформация проявляется в негативных изменениях в профессиональной деятельности и в поведении. Однозначно связывается данное явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности. Например, меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения и навыки, которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этом могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, перенос большей доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы и другие. Также профессиональная деформация вызывает нежелательные преобразования и собственно психических характеристик индивида. Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качествах, и структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты. Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей [8].
Выявлено, что представители типа профессий «человек-человек», объектом труда которых являются люди (врачи, преподаватели, социальные работники, психологи, милиционеры, менеджеры разного уровня и др.), в наибольшей степени подвержены профессиональной деформации. Это объясняется тем, при взаимодействие с другими людьми не только специалист влияет на объект труда, но и клиент влияет на специалиста. Испытывая эмпатию, понимая, сопереживая клиенту, специалист как бы принимает на себя особенности личности и проблемы клиента, что является небезопасным для собственного психического здоровья.
Профессиональная деформация личности может носить временный или продолжительный, поверхностный или глубокий, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном лексиконе, в поведении, и даже во внешнем виде.
Синдром эмоционального сгорания является распространенным случаем деформации, реже встречаются управленческая эрозия и административный восторг.
1.3 Виды профессиональной деформации
Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;
2.Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);
3.Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности[5].
Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:
- Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).
- Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.
- Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:
а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);
б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).
в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность).
- Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. [6].
1.4 Причины профессиональной деформации личности
В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.
- Стрессовые условия труда
Напряженный график, нестабильность, негативные эмоции клиентов-пациентов. Профессионалы сталкиваются с недовольными клиентами, которые не стесняются выражать свое недовольство. А работник при любой конфликтной ситуации должен сохранять вежливый тон и не поддаваться эмоциям.