Файл: «Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
Введение
Цена – это денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг. Разновидностью цены является тариф, который применяется к определенным услугам, например, тариф грузовых перевозок, определяющий расценки за расстояние перевозки.
Правовое регулирование цен - воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами как федеральными, так и региональными.
В предпринимательской деятельности применяются различные виды цен. В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые.
Свободная цена – это цена, складывающаяся на рынке под влиянием спроса и предложения и, следовательно, не регулируемая государством. Разновидностью свободной цены является договорная цена, определяемая свободным усмотрением сторон.
Регулируемая цена – цена, определяемая уполномоченным органом государства.
Методы определения такой цены могут быть разными: определение верхнего или нижнего предела цены, надбавок к цене, определение предельного коэффициента изменения цены, определение предельного уровня рентабельности, установление фиксированной цены.
Оптовые цены применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме покупателей в розничной торговле. Оптовая цена включает в себя затраты на производство продукции, работ, услуг, в том числе накладные расходы (по транспортировке, хранению, снабженческо-сбытовые надбавки и т.п.); суммы налога на добавленную стоимость; суммы акцизов (по товарам, облагаемым акцизами); а также норму прибыли изготовителей (продавцов) продукции, исполнителей работ и услуг, определяемую или самостоятельно (по свободным ценам) или с учетом требований законодательства о ценообразовании (по регулируемым ценам).
Розничные цены – цены, по которым продукция, работы, услуги реализуются населению.
Она складывается из оптовой цены и накладных расходов торгующих и других коммерческих организаций и включает торговую надбавку с расчетом получения определенной прибыли.
В практике ценообразования используются и другие виды цен. Например, хозяйствующие субъекты могут устанавливать расчетные цены, которые применяются для учета движения продуктов производства (деталей, узлов, других полуфабрикатов) в пределах данного хозяйствующего субъекта и не связаны с товарно-денежными отношениями непосредственно.
Цель работы – изучить правовое регулирование установления и применения цен.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
Дать общую характеристику правового регулирования цен, т.е. рассмотреть основные документы, с помощью которых регулируется установление и применение цен.
Рассмотреть порядок установления и применения цен.
Изучить порядок осуществления государственного контроля за регулируемыми ценами.
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования цен
В условиях рынка цена на продукцию, работы и услуги формируется под влиянием спроса и предложения на них. Роль государства ограничивается пределами обеспечения публичных интересов: сбалансированного развития экономики, решения социальных задач и т.п.
В таком случае государство посредством права организует систему органов ценообразования и определяет их компетенцию; регламентирует порядок разработки, утверждения и применения цен; предусматривает санкции за нарушения правил ценообразования и ценоприменения.
Право регулирует отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира.
В этом смысле правовое регулирование цен означает правовое
регулирование отношений по установлению и применению цен на продукцию, работы и услуги. Данные отношения регулируются нормами разных отраслей права. Одни отношения складываются между изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг и потребителями и потребителями этих продукции, работ и услуг (частные отношения) и регулируются нормами гражданского (коммерческого) права.
Другие отношения – отношения по установлению и применению цен – складываются между изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг (частные отношения) и регулируются нормами гражданского (коммерческого) права. Другие отношения – отношения по установлению и применению цен – складывается между органами государственной власти и изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг и потребителями (публичные отношения) и регламентируются нормами административного права.
В условиях рыночной экономики правовое регулирование цен отличается общедозволительной направленностью и выражаются формулой: цена определяется договором, кроме случаев, когда она предусмотрена законом или иными правовыми актами. В последнем случае договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Тот же принцип нашел закрепление в специальной норме ГК, посвященной цене: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, но в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Регламентируя отдельные виды договоров, ГК последовательно проводит принцип свободы ценообразования. Так, в соответствии со ст. 485 ГК, определяющей правила о цене товара по договору купли-продажи, покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. В договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Следует обратить внимание, что по действующему законодательству цена, по общему правилу, не является существенным условием договора. Если иное не предусмотрено законом, отсутствие в договоре условия о цене не влечет ее недействительность. Это вытекает их п.3 ст. 424 ГК: в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.
При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК, не применяются.
Принцип свободы ценообразования претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о ценах, представленным множеством нормативных актов различного уровня, нуждающихся в унификации.
Пока, к сожалению, нет единого закона о ценообразовании, который бы создавал законодательную базу реализации основ ценовой политики, отнесенных Конституцией РФ к ведению РФ Законодательство о ценах формируется по определенным сферам государственного регулирования и контроля.
Например, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется Федеральным законом РФ от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Общее законодательство о ценообразовании пока складывается на уровне Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Начало этому положил Указ Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен», установивших переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию, работы и услуги.
В целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочивания государственного регулирования цен (тарифов) в начале 1995 г. были приняты два важных нормативных акта: Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» и в его развитие – постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)».
В этих нормативных актах признана необходимость дальнейшей либерализации цен (тарифов). Государственное регулирование цен (тарифов) предусмотрено в основном только на продукцию естественных монополий:
- транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам; транспортировку газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожную перевозку, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Складывающемуся общему законодательству о ценообразовании корреспондирует законодательство о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, направленное по существу на контроль за ценообразованием и ценоприменением со стороны антимонопольных органов.
В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих лиц, в частности такие действия, как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, установление монопольно высоких или монопольно низких цен.
Также запрещаются и признаются недействительными соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах.
Запрещаются и признаются недействительными также соглашения органа власти или управления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения, направленные на повышение, снижение или поддержание цен (тарифов).
Наблюдая за товарным рынком, федеральной антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендации, в том числе об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен. Особенно жестко государство регулирует цены в сферах естественных монополий.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» ценовое регулирование является одним из основных методов регулирования деятельности субъектов естественной монополии и осуществляется посредством прямого определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Глава 2. Порядок установления регулируемых цен и контроль за ними
2.1. Порядок установления и применения регулируемых цен
Установление и применение регулируемых цен, а также контроль ха их соблюдением осуществляют различные государственные органы исполнительной власти. Функциональным органом, осуществляющим государственное регулирование установления и применения регулируемых цен и контроля за ними, является Министерство экономики РФ.
В соответствии с Положением о нем министерство формирует предложения по основам ценовой политики страны и реализует ее, разрабатывает предложения по совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги, а также в соответствии с действующим законодательством согласовывает, утверждает и регистрирует цены и тарифы, участвует в осуществлении контроля за их применением.
В субъектах РФ аналогичные функции возложены на соответствующие комитеты (департаменты) экономики администрации.