Файл: «Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
Другие федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов РФ исполняют функции по ценообразованию, ценоприменению и контролю в пределах их полномочий. Прежде всего, как уже отмечалось, это федеральные антимонопольные органы.
Основы порядка установления и применения цен определены Указы Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с ним Правительство РФ утвердило перечни продукции и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен.
Один из перечней включает продукцию и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Другой перечень включает продукцию и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
Третий перечень касается услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Названные перечни могут пересматриваться по необходимости, но только в целях дальнейшей либерализации цен (тарифов). К продукции и услугам, не включенным в эти перечни, запрещается применять меры государственного регулирования.
Специальное регулирование цен (тарифов) осуществляется в отношении продукции и услуг естественных монополий. Так, в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» государственное регулирование тарифов в данной сфере обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предварительного уровня указанных тарифов.
Установление тарифов на федеральном оптовом рынке электрической энергии осуществляет Федеральная энергетическая комиссия РФ. Установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ, осуществляют региональные энергетические комиссии.
Цены на природный газ регулируются Федеральной энергетической комиссией РФ посредством установления экономически обоснованных предельных уровней цен на природный газ и сбытовых надбавок к оптовой цене на природный газ в соответствии с требованиями Закона о естественных монополиях и постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 863 «О совершенствовании государственного регулирования цен на природный газ».
Порядок регулирования тарифов и ставок сборов на железнодорожном транспорте определен постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1997 г. № 410 «О порядке регулирования тарифов и ставок на железнодорожном транспорте в 1997 г.». Установлено, что изменение этих тарифов и ставок сбора не должно превышать индекса роста оптовых цен производителей промышленной продукции.
Свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия - изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим законодательством.
В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (в зависимости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия - изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения и налог на добавленную стоимость, а также прибыль.
Реализация товаров (продукции) предприятиями розничной торговли внерыночным потребителям и предприятиям бытового обслуживания населения осуществляется также по свободным розничным ценам, кроме товаров (продукции), по которым применяются регулируемые торговые надбавки.
Если органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предоставленными правами установлены предельные размеры торговых надбавок, то при отпуске мелкооптовых партий товаров розничными предприятиями торговли расчеты с юридическими лицами следует производить по свободным отпускным ценам с добавлением части надбавки с тем, чтобы последние для возмещения своих транспортных и других расходов также могли применять надбавку, по совокупности не превышая предельного ее размера.
С учетом конъюнктуры рынка, а также повышения цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на изменение затрат на производство и реализацию товаров, продукции и услуг, свободные оптовые и отпускные цены (тарифы) на них могут быть изменены предприятием - изготовителем (поставщиком) по согласованию с потребителями.
Изменение свободных цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги снабженческо-сбытовыми, заготовительными предприятиями и организациями, оптово-посредническими фирмами, торгово-закупочными предприятиями, предприятиями и организациями оптовой торговли может осуществляться по согласованию с потребителями в зависимости от конъюнктуры рынка без изменения свободной отпускной цены (тарифа) предприятия - изготовителя (цены закупки).
При применении в установленном порядке предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок, изменение свободной цены указанными предприятиями осуществляется в пределах этих надбавок.
Свободные розничные цены на товары народного потребления могут изменяться розничным торговым предприятием в зависимости от конъюнктуры рынка за счет изменения размера торговых надбавок (при применении в установленном порядке предельных размеров торговых надбавок изменение цен продавцом производится в пределах этих размеров).
Новые цены регистрируются указанными предприятиями и организациями в реестрах.
Свободные цены на платные услуги населению могут изменяться в связи с изменением конъюнктуры рынка, а также изменением расходов на оказание услуг.
При изменении цен на услуги, а также сырье и материалы, отдельно оплачиваемые сверх цен на услуги, может производиться перерасчет с заказчиками на дату введения новых цен только в случае неполной оплаты заказчиком материалов и услуг при оформлении заказов.
Остатки готовых изделий, изготовленные предприятиями сферы услуг без предварительных заказов, и образцы - модели могут переоцениваться на дату введения новых цен как в части материалов, так и работ по их изготовлению.
2.2. Государственный контроль за регулируемым ценами
В условиях либерализации цен важное значение приобретает государственный контроль за соблюдением порядка установления и применения цен.
Такой контроль возложен на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы субъектов РФ и местного самоуправления. Государственный контроль за соблюдением порядка установления и применения цен в связи с нарушениями антимонопольного законодательства осуществляют федеральные антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий.
К лицам, нарушившим нормы законодательства о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выдержки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере.
Завышение регулируемых цен (тарифов) на продукцию, работы, услуги, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с Порядком применения экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен суммы санкций за ценовые правонарушения подлежат взысканию в бюджет в бесспорном порядке. Органы ценообразования и контроля за ценами на основании проведенных ими проверок принимают решения о взыскании в доход бюджета сумм, полученных субъектом хозяйственной деятельности в результате нарушения государственной дисциплины цен, и штрафа.
Данное решение направляется государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей субъекта хозяйственной деятельности в качестве налогоплательщика, для исполнения. Решение органа ценообразования может быть обжаловано в арбитражный суд.
Санкции за нарушение антимонопольного законодательства, связанные с ценообразованием, определены в антимонопольном законодательстве. Так, например, за повышение цен (тарифов), установленных органом естественной монополии, субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения, и уплатить штраф в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких цен или монопольно низких цен, установления или поддержания единых цен влекут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 178 УК РФ.
2.3. Учет типа рынка при установлении цены
Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего (стандартного) товара, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, за счет предложения покупателям различных вариантов товаров и сопутствующих услуг.
Олигопольный рынок состоит из небольшого числа крупных продавцов на которые приходится основная часть продажи отрасли (автомобильная промышленность, компьютеры и т.д.). Продавцы весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга, однако, избегают ценовых войн.
При чистой монополии на рынке всего один продавец. В случае частной нерегулируемой монополии продавец может установить любую цену, которую выдержит рынок.
Заключение
В заключении, хотелось бы отметить наиболее важные аспекты представленной работы.
Во исполнение Указа Правительством РФ в Постановлении от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» (в ред. от 30.07.98) были приняты три перечня товаров, работ, услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Перечни являются закрытыми и расширительному толкованию не подлежат.
При этом следует учитывать, что Правительство РФ может установить дополнительные виды товаров (работ, услуг), на которые распространяется государственное регулирование цен. Примером тому служат Постановление Правительства РФ от 07.08.95 № 793 «О перечнях услуг связи, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов)» (в ред. 07.03.97) и иные нормативные правовые акты.
В соответствии с действующим федеральным законодательством государственное регулирование цен осуществляется путем установления:
- фиксированной цены;
- предельной цены;
- надбавки;
- предельной цены на определенные виды продукции производственно – технического назначения, товаров народного потребления и услуг.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».
3. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
4. Закон РФ «О естественных монополиях».
5. Указ Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен».
6. Указ Правительства РФ в Постановлении от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» (в ред. от 30.07.98).
7. Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию».