Файл: Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования бюджета субъекта РФ
1.1 Экономическая сущность регионального бюджета
1.2 Состав и структура доходов региональных бюджетов
1.3 Направления расходования бюджетных средств и проблемы бюджетной сбалансированности
Глава 2. Анализ финансового состояния и проблем сбалансированности бюджета Воронежской области
2.1 Общая экономическая характеристика Воронежской области
2.2 Анализ обеспеченности доходами бюджета Воронежской области
2.2 Анализ обеспеченности доходами бюджета Воронежской области
В структуре доходов областного бюджета в 2016 году налоговые поступления составили 65,3% (47,8 млрд. рублей), неналоговые доходы - 2,1% (1,5 млрд. рублей), безвозмездные перечисления - 32,6% (23,9 млрд. рублей).
По сравнению с предыдущим годом доходы возросли на 3,4 млрд. рублей (4,9), что связано с увеличением налоговых и неналоговых поступлений на 4,3 млрд. рублей (9,5%). Безвозмездные перечисления, наоборот снизились на 895 млн. рублей или на 3,6%.
В 2016 году собственные доходы почти на 60% сформированы за счет двух источников - налога на доходы физических лиц - 30,1% (14,8 млрд. рублей) и налога на прибыль организаций - 29,4% (14,5 млрд. рублей).
Доходы консолидированного, областного и местного бюджета представлены ниже:
Таблица 1
Доходы консолидированного бюджета
Таблица 2
Доходы областного бюджета
региональный бюджет доход сбалансированность
Таблица 3
Доходы местного бюджета
Объем налога на прибыль с 2012 года увеличился в 2,3 раза и составил в 2016 году 14,5 млрд. рублей.
В структуре налога почти по 20% поступает от обрабатывающих производств и торговли, и более 18% - от операций с недвижимостью.
Поступление налога на доходы физических лиц в 2016годусоставило 24,9 млрд. рублей, с ростом к 2015году на 11,5% (2,6 млрд. рублей).
Общую сумму поступление по НДФЛ на 19% формирует бюджетная сфера.
Снизилась зависимость от федеральных . Если в 2012 году доходы составляли - 53,1% доходов областного , то в 2016 году доля увеличилась 67,4%, то есть 14,3 процентных пункта. этом объем за 5 лет не изменился, а удельный вес в объеме доходов бюджета снизился 7,1 процентных пункта и в 2016 году 10,7 %.
Поступление к уровню 2016 года на 9,8%, что ростом основных -экономических показателей: организаций (на 20,3%) и торговли (на 7,2%;), промышленного производства ( 7,6%), а также объема платных услуг (2,0%). Однако наибольший вес в поступлении составил налог доходы физических - 25%.
Акцизы в областной в прошлом году перечислены в сумме 7 . 352 млн. 241 тыс. . Более чем в раза увеличился неналоговых платежей, обусловлено увеличением за нарушение дорожного движения, органами ГИБДД, и разовых платежей.
касается расходов, здесь основная пришлась на содержания учреждений сферы: объем , формирующих фонд труда, социальные , медикаменты, продукты , коммунальные услуги, мероприятия социальной в 2014 году составили 66,4% фактически произведенных бюджета.
На ряда лет нагрузка на сохраняется на безопасном уровне. задолженность по обязательствам отсутствует.
2.3 Направления обеспечения сбалансированности и повышения устойчивости регионального бюджета Воронежской области
объёму собственных среди регионов Воронежская область вышла на место после и Московской области. И отрадно, дотационная региона от средств за годы снизилась.
В экономической ситуации сбалансированностью региональных становится неотъемлемой бюджетной политики субъекта РФ, а и комбинация методов ее обеспечению новое значение. [12,С. 79]
Воронежской области 2017-2019 годы должен бюджетом, посредством решаются задачи качества жизни , повышения эффективности , стимулирования инвестиционного и развития области.
решения приоритетных нужно активно все имеющиеся в Правительства Воронежской инструменты: налоги, собственность, нормативное . Такой подход сконцентрировать средства ключевых направлениях, повысить эффективность расходов, в том и за счет наиболее оптимального решения конкретных и системных вопросов.
В перспективе приоритеты Воронежской области в формирования доходов и налоговой политики на обеспечение стабильности, долгосрочной и устойчивости бюджетов области.
Предстоит работу по налогового законодательства , обеспечению стабильности и налоговой политики, эффективности администрирования и привлечению дополнительных в бюджеты области.
В налоговой политики положена оценка региональных налоговых , в основном, за сокращения льгот и от предоставления в условиях отсутствия и (или) социального . При этом приоритетами при налоговых льгот стать стимулирование региональной экономики, в модернизацию производства и инноваций, а также в развития малого , и, в первую очередь, в сферы туризма и в развития технологий, , рекреационных ресурсов туристского рынка.
новых льгот осуществлять на основе, с тем, по истечении срока решение о действия льготы также по оценки эффективности.
В перспективе необходимо удельного веса региональных налоговых в сумме налоговых бюджета Воронежской на уровне пяти процентов.
быть продолжена осуществления согласованных исполнительных органов Воронежской области, федеральных органов власти, органов самоуправления по собираемости доходов, дополнительных финансовых в бюджеты области, доходов и определению увеличения доходов муниципальных образований.
пристального внимания проблема администрирования доходов бюджета. максимально эффективное и управление имущественными и ресурсами, в том за счет непрофильных активов, оценки активов, их вовлечение в , ограничения доступа к ресурсам неэффективных .
На особом должно быть налоговых и неналоговых организациями, находящимися в холдингов и групп, в вертикально-интегрированные .
Эффективное выстраивание расходов - это критерий, по можно судить о государственного управления. политика в области стремиться к обеспечению принципов регионального , направленных на социальной или эффективности.
В связи с 1 июля 2017 года периода введения форм оказания и обеспечения государственных нужно заблаговременно все необходимые этого решения, сформировать государственные для бюджетных и учреждений и нормативы финансового обеспечения.
методов обеспечения сбалансированности Воронежской в настоящее время в себя следующие управления:
планирование показателей бюджета;
по повышению базы и оптимизации бюджета;
целевое ;
управление государственной ;
секвестрирование расходов , финансово-бюджетный ;
внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и аудита эффективности использования бюджетных средств;
совершенствование межбюджетных отношений;
управление государственным долгом.
роль в обеспечении бюджетной системы играет межбюджетное , т.е. преодоление несбалансированности и расходов бюджетов системы Воронежской через межбюджетные . В настоящее время часть налоговых бюджета Воронежской формируется за отчислений от налогов и финансовой , имеет место несбалансированность предписанных "" расходных обязательств и их финансирования счет переданных "" доходных источников.
В межбюджетных отношений в области основными должны стать:
1. бюджетной обеспеченности образований для базовых бюджетных , позволяющих при эффективной бюджетной , реализовать полномочия решению вопросов значения без просроченной кредиторской .
2. Обеспечение единых индексации фондов труда работников государственных, так и учреждений исходя разграничения ответственности расходные полномочия и муниципального уровней и межбюджетного регулирования.
3. вертикальной сбалансированности системы, подразумевающей доходных потенциалов расходным обязательствам, в с передачей полномочий в здравоохранения с муниципального региональный уровень перераспределения отчислений налога на физических лиц.
4. Совершенствование методики расчета налогового потенциала муниципальных образований, применяемого при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
5. Изменение методики расчета субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере общего образования исходя из нормативных показателей количества учителей, приходящегося на фактическую численность обучающихся, соотношения педагогического и прочего персонала, соотношения окладной и стимулирующей частей заработной платы, материальных затрат и фондов оплаты труда работников общеобразовательных учреждений.
Таким образом, соблюдение баланса бюджета нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более нелегка она на региональном уровне. Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств регионального бюджета.
Для этого необходимо:
создавать благоприятный инвестиционный климат, для чего необходимо ввести налоговые льготы;
развивать наукоемкие отрасли и ускорять развитие экономики;
перестраивать систему экспортной ориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, вкладывать средства в развитие производства продукции с высокой степенью обработки;
необходимо не просто закрывать дыры в бюджете, а вкладывать средства так, чтобы в дальнейшем они приносили прибыль.
Таким образом, выбор методов и мероприятий, направленных на поддержание сбалансированности бюджета области в текущем периоде, должен основываться на анализе причин возникновения дефицита бюджета и оценке всех факторов, влияющих на состояние равновесия расходов и доходов бюджета, а также учитывать прошлый опыт обеспечения сбалансированности бюджета.
Итак, по данной главе можно сделать следующие выводы:
В целях реформирования механизмов управления доходами и расходами бюджета Воронежской области с целью снижения бюджетного дефицита должны способствовать следующие меры по стабилизации ситуации в экономике области в посткризисный период, усилению ее инвестиционной направленности.
1) Продолжить практику осуществления согласованных действий исполнительных органов власти области, территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по улучшению собираемости доходов, поиску дополнительных финансовых ресурсов в бюджеты области.
2) Необходимо обеспечить повышение эффективности администрирования доходов. Особо пристального внимания требует проблема администрирования неналоговых доходов бюджета. Следует повысить ответственность главных администраторов доходов, являющихся органами исполнительной власти Воронежской области, за качество осуществления бюджетных полномочий по администрированию доходов и выполнение плановых показателей по закрепленным доходным источникам.
3) Продолжить сотрудничество Правительства Воронежской области с крупнейшими предприятиями-налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории области.
4) Продолжить практику ограничения доступа неплательщиков к мерам государственной поддержки. Бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Действия по умышленному уклонению от уплаты налогов должны жестко пресекаться
В условиях нестабильной экономической ситуации своевременная реализация мероприятий по развитию собственного доходного потенциала, экономии и оптимизации бюджетных расходов позволит сохранить устойчивость бюджетной системы региона, обеспечит социальную стабильность, а также создаст условия для восстановления и дальнейшего роста региональной экономики.
Заключение
По результатам проделанной работы следует отметить, что региональный бюджет как финансовая категория - это денежные отношения, складывающиеся на уровне субъекта федерации, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта РФ, предназначенного для удовлетворения потребностей социально - экономического развития данного субъекта и финансовой поддержки его административно-территориальных единиц.
Важную роль в бюджетной системе РФ играют региональные бюджеты. Доходы региональных бюджетов - это финансовые ресурсы, сформированные при реализации определенных нормами права финансово-экономических отношений между органами власти субъектов РФ, предприятиями, организациями и гражданами относительно поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания финансовой базы для выполнения функций и задач.