Файл: Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования бюджета субъекта РФ
1.1 Экономическая сущность регионального бюджета
1.2 Состав и структура доходов региональных бюджетов
1.3 Направления расходования бюджетных средств и проблемы бюджетной сбалансированности
Глава 2. Анализ финансового состояния и проблем сбалансированности бюджета Воронежской области
2.1 Общая экономическая характеристика Воронежской области
2.2 Анализ обеспеченности доходами бюджета Воронежской области
Введение
Региональные бюджеты являются центральным звеном бюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не производственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства, охраны окружающей среды т.д. Поэтому на сегодняшний день, особенно в условиях кризиса, рассмотрение проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета региона является весьма актуальным.
В научном плане над темой бюджета региона работали и работают многие ученые. Наибольший интерес вызывают работы А.Г. Грязновой, Е. Коваленко, Г. Зинчук, С, Кочетова, Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, С.И.
Лушина, В.А. Слепова, Ш.В. Кара-оол, Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин, Н.В. Чернобивая, Г.С. Закревская.
Объектом исследования является бюджет Воронежской области.
Предметом исследования является анализ сбалансированности бюджета Воронежской области
Цель курсовой работы: рассмотрение проблем обеспечения сбалансированости бюджета субъекта федерации.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть теоретические основы экономической сущности бюджета региона
- Исследовать функциональную структуру и роль бюджета в социально-экономическом развитии региона
- Изучить структуру доходной части регионального бюджета
- Рассмотреть проблемы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов федерацииРФ
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования бюджета субъекта РФ
1.1 Экономическая сущность регионального бюджета
Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма. Исследование принципа федерализма применительно к категории "региональный бюджет" актуализирует постановку вопроса о её экономической сущности. По моему мнению, анализ данной категории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов.
устройство нашей обеспечивает непрерывную бюджетов всех (федеративный, субъектов и местных). Современная система Российской является трехуровневой.[11, С.211]
система Российской представляет собой на экономических и юридических нормах федерального бюджета, субъектов РФ, бюджетов. Выделение субъектов Российской в качестве самостоятельного звена в системе отношений потребовало четкого определения. бюджеты Российской - это форма и расходования фонда средств, предназначенных исполнения расходных соответствующего субъекта Федерации. Бюджетный субъекта Федерации государственной собственностью.
понятия "региональный " единства мнений в не существует, того - данная в российской экономической анализируется лишь второй половины 1991 ввиду упразднения бюджетной системы , которая распалась бюджеты трех .
Современные ученые - полагают, что оценка любого должна исследовать как:
денежные (то есть финансовую категорию науки);
фонд средств, централизуемых власти соответствующего (то есть в материальном смысле);
документ, отражающий доходы и расходы, к компетенции органов данного уровня ( есть как категорию).
Соответственно термина "региональный " требует осмысления финансовой, материальной и сторон. Поэтому в экономической литературе бюджет определяется с позиций: как , предмет, документ, а , необходимы теоретическая и правовое оформление "региональный бюджет".
известно, региональными бюджеты субъектов Федерации. Но Российской Федерации иметь разный -правовой статус. среднее звено системы РФ пятью различными региональных бюджетов: бюджеты республик в РФ, краевые, (включая и областной автономной области), автономных округов, двух городов значения - Москвы и - Петербурга.
Как категория региональный обусловлен тем, выполнение социальной, и экономической функций административно-территориального объективно требует ресурсов, а именно, денежного фонда. для любой -территориальной формации регионального бюджета изменяется - это и расходы.
Бюджетный РФ определяет субъекта РФ ( бюджет) как образования и расходования средств, предназначенных обеспечения задач и , отнесенных к предмету субъекта Федерации (.15). Понятие регионального закрепляется и законодательством РФ.
В с требованиями государственного Российской Федерации в гармонизации и сочетания интересов регионов и образований наряду с с хозяйствующими субъектами и устанавливаются также между федеральным и бюджетом субъекта , между бюджетом РФ и бюджетом образования, находящегося его территории. В взаимодействия бюджетов вертикальное и горизонтальное бюджетов и обеспечивается целей финансово- политики.
Таким , финансовая сущность проявляется в общественных , связанных с мобилизацией и средств централизованного фонда соответствующего уровня и перераспределением между бюджетами.
, финансовая сторона субъекта РФ () представляет совокупность отношений, складывающихся уровне субъекта по поводу национального дохода и национального богатства в образования, распределения и централизованного в масштабах региона денежного , предназначенного для функций и задач Российской Федерации.
регионального бюджета в финансовой категории исследования качественных , характеризующих данную , свойств (черт), её специфику и выделить ее системы финансовых . Специфичность - это , что отличает сущность регионального как самостоятельной от бюджетов уровней бюджетной РФ, которые являются финансовыми .
К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся, следующие:
имеет возможность рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;
является средством регулирования местных бюджетов.
Характеризуя роль региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).
Структура доходов по всей совокупности региональных бюджетов России характеризуется тем, что почти на 2/3 формируется за счет регулирующих источников, причем более 40% составляют отчисления от федеральных налогов, а более 25% - различные виды финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета. [16,С. 105]
Столь высокая регулирующих источников в мере объективно чрезвычайным разнообразием -экономических условий, в протекает жизнь регионов, что федеральную власть использовать методы регулирования для региональных различий. [7,С. 86]
бюджет играет экономическую, социальную и роль в воспроизводственном , является инструментом на развитие и социальной сферы, ускорителем, а иногда социально-экономического общества. Он основным финансовым региона. Через мобилизуются средства различных форм и часть доходов . Они направляются финансирование народного , социально-культурных , укрепление обороноспособности , содержание органов управления, создание материальных и финансовых , финансовую поддержку муниципальных образований.
переходе к рыночной региональный бюджет свою важную . Но при изменяются методы воздействия на производство и сферу отношений. Бюджет используется для и территориального перераспределения ресурсов с учетом наиболее рационального производительных сил, экономики и культуры территории субъекта . Средства регионального , прежде всего, направляться на структурной перестройки , выполнение комплексно- программ, наращивание -технического потенциала, развитие и социальную населения. [5,С. 27]
В современных условиях приоритетом пользуются , топливно-энергетический, -промышленный комплекс и . Большое значение социальная направленность расходов. В силу этапа переходного приоритетом социальной субъекта РФ государственная поддержка защищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, семей), а также финансирования учреждений , образования и культуры.
бюджет влияет размеры частных , определение структуры предприятий и реальные населения.
Региональный , являясь инструментом социальной политики, обеспечивать через бюджеты финансирование расходов на , здравоохранение, жилищно- хозяйство, социальную населения.
Региональный играют важную в выравнивании уровней -экономического развития . Межбюджетное перераспределение ресурсов, нацеленное сглаживание существенных различий, также через финансовую региона.
Региональный являются важнейшим социально-экономического региона с точки финансирования общерегиональных , направленных на общерегиональной инфраструктуры, условия для в регион дополнительных , разрешение социальных и проблем региона.
1.2 Состав и структура доходов региональных бюджетов
Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.
Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ. [6,С. 22]
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
1) собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;
2) регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ. [10,С. 85]