Файл: Государственное и муниципальное управление (Понятие и содержание конфликтов).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
Конфликт интересов в системе государственной службы нельзя рассматривать односторонне, как простое противоречие личных интересов государственного служащего и государства, общества, граждан и их объединений, социальных групп. Это сложное социальное явление, в основе которого находится множество различных факторов объективного и субъективного свойства, определенных условий исполнения государственными служащими должностных обязанностей, институциональных погрешностей в организации государственной службы.
Федеральным законом № 79-ФЗ заложены основы механизма урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы. [1]
Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Комиссия образуется правовым актом государственного органа. Указанным актом определяются состав комиссии и порядок ее работы. В состав комиссии, образуемой в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, входят:
представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, где гражданский служащий, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению или об урегулировании конфликта интересов, замещает должность гражданской службы);
представитель соответствующего государственного органа по управлению государственной службой;
независимые эксперты (представители научных организаций и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, других организаций) без указания персональных данных.
Основными задачами комиссий являются:
содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими Российской Федерации требований к служебному поведению;
содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Возможно принятие иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы урегулирования конфликта интересов и отражающих специфику деятельности государственных органов, должностных лиц, наделенных определенными специфическими полномочиями.
Так, например, постановлением Правительства РФ от 2 марта 2006 г. № 113 утверждено положение об устранении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в процессе регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования и инвестирования средств. В то же время действующее законодательство не создает условий для последовательного урегулирования конфликта интересов на государственной службе, предстоит решить еще целый ряд вопросов, а именно:
кто должен предоставлять информацию;
какую информацию следует предоставлять;
когда следует предоставлять информацию;
какие сведения следует предавать гласности;
какие средства можно использовать для устранения конфликта интересов;
как наказывать нарушителей нормативных правовых актов, регулирующих конфликт интересов. [3]
Успешная профилактика и разрешение конфликтов интересов на государственной службе будет возможна только после принятия антикоррупционного законодательства, тщательно проработанного административно-процессуального механизма урегулирования конфликта интересов на государственной службе.
1.2 Анализ конфликтного потенциала государственной службы
В системе гражданской службы потенциалом обладают отношения:
1) административно- отношения, т.е. отношения гражданскими служащими и как лицом, интересы государства;
2) отношения, т.е. отношения гражданскими служащими работниками и нанимателем;
3) отношения, т.е. отношения мужчинами и женщинами, на государственной службе;
4) властно- отношения, т.е. отношения, , с одной стороны, чиновниками, обладающими принятия управленческого или распоряжения средствами, а с другой - с (акторами), которые в качестве лиц, в удовлетворении их . [31, С. 24]
Отношения, поставленные первые три , обладают потенциалом «» конфликтов, т.е. тех , которые динамически непосредственно внутри организации, протекают, а определенных условиях и воздействия на конфликтов завершаются, , не без -либо последствий.
касается конфликтного властно-распорядительных , присущих административной , то конфликты, на этой «», не относятся к внутриорганизационных. Объясняется тем, что из сторон является внешней отношению к административной . По сути, какой-либо или какое- юридическое лицо требования или к деятельности (бездеятельности) служащих, то возникнуть реальный между тем , которое требует и что-либо, и организацией.
Включение в потенциал административной такого элемента трудовые отношения определенного пояснения той причине, под ними отношения между служащими и представителем . На данном развития современного между правоведами единой точки о природе отношений указанными субъектами. группа ученых , что эти являются административными, а их федеральный - административным. Другая - считает, что отношения являются .
Существует третья зрения, которая, наш взгляд, обоснована. Она в том, что в организациях взаимодействия должностными лицами, управление подчиненными, и лицами, выступающими в подчиненных, являются отношениями. Основанием этого служат только критерии -трудовых отношений, были обобщены Н.Г. Александровым, но и принципы и нормы права. К числу относятся Конвенции организации труда (), из которых , что все , занятые трудовой на условиях , состоят с предпринимателями в отношениях. Среди МОТ можно Конвенцию № 151 (1978 г.) о трудовых на государственной (1978 г.). В ней, в частности, термины и категории, к такой отрасли как трудовое .
трех ранее основных типов , присущих конфликтам государственной службе, трудовые отношения традиционно всестороннюю регламентацию - от возникновения правовых между работником и до коллективных работников. В силу что трудовая граждан, занятых гражданской службе, имеет подобной нормативной регламентации -служебной отраслью , законодатель распространил Трудового кодекса (ТК РФ) всех государственных .
Рассмотрение и разрешение как элементов «улаживания» конфликта с достижения его (исхода) объединяет емкое понятие, теории социального . Речь идет о «управление конфликтом».
другие из перечисленных основных отношений нормативно регламентированы, то механизм управления , возникающими между гендерных отношений, -распорядительных отношений, .
Следует особо , что конфликты в гендерных отношений изучены, несмотря то, что гендерного равенства время приобретает современной России большее значение.
института конфликта на сферу управления вызвано предотвращения влияния публичного служащего -либо частных , которые могут на выполнение своих должностных . Хотелось бы подчеркнуть, что развитие механизма конфликта интересов государственной и муниципальной рассматривается в качестве по законодательному противодействия коррупции в плане противодействия , утвержденном Президентом .
В рамках реализации задачи в Федеральном № 273-ФЗ «О противодействии » сформулировано понятие интересов, а также его предотвращения и , то есть содержит нормы действия, рассчитанные непосредственное применение в государственной и муниципальной . [1]
Таким образом, регламентирование проблемы интересов в отношении и муниципальных служащих соответствующими отраслевыми и указанным федеральным .
Для эффективного результата, на которого направлены законы, их на практике должно вызывать . Однако анализ норм приводит к о том, что ними существует несогласованности. Некоторые них имеют дополняющих по друг к другу, не создадут при реализации. есть и такие, вносят разночтения, , по нашему , недопустимо и требует разрешения. Остановлюсь тех вопросах, относятся к муниципальной .
В понятии конфликта , сформулированном в Федеральном № 273-ФЗ, указывается, под конфликтом рассматривается ситуация, которой личная (прямая или ) государственного или служащего влияет может повлиять надлежащее исполнение должностных (служебных) и при которой или может противоречие между заинтересованностью государственного муниципального служащего и и законными интересами , организаций, общества государства, способное к причинению вреда и законным интересам , организаций, общества государства.
Одним значимых факторов потенциала государственной является проблема .
При поступлении государственную службу добровольно соглашается с , что его интерес должен подчинен интересам , и, в связи с этим, существовать механизм определенной активности лица. Федеральный «О государственной гражданской Российской Федерации» конфликт интересов. этом под заинтересованностью гражданского понимается возможность гражданским служащим исполнении должностных доходов в денежной натуральной форме, в виде материальной .
В российском законодательстве встретить примеры конфликта интересов только с материальными, и иными выгодами. , например, Положение установлении мер недопущению возникновения интересов в сфере -ипотечной системы обеспечения военнослужащих ( постановлением Правительства Федерации № 656 от 7 2005 г.) содержит понятия « выгода» и «личная » - то есть , выразившаяся в достижении очевидных личных , даже если выгода не к получению материальной . При этом являются личной повышение по и объявление благодарности.
усилить правовые для предотвращения использовать служебное для личной государственных и муниципальных можно только . Вместе с тем формулировку «личная » может попасть широкий перечень , возникающих в результате служебных обязанностей и муниципального служащего.А неопределенность содержания правовой нормы, не обеспечив ее единообразное понимание, породит противоречивую правоприменительную практику, ослабит гарантии защиты конституционных прав и свобод, и, в конечном итоге, может привести к произволу, следовательно, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона.
Принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», правовые нормы которого внесли ряд новаций, уточняющих понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и предложили новые механизмы его разрешения, явилось важнейшим этапом в совершенствовании законодательства. Однако возникла определенная коллизия между его положениями и нормами законодательства о государственной гражданской службе. Также, в отличие от закона о гражданской службе, вместо общего указания на натуральную форму получения доходов и доходов в виде материальной выгоды установлено, что речь может идти о получении ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Отказались и от подробного определения иных лиц, которые могут получить доход в случае использования государственным или муниципальным служащим своего служебного положения.
В законе о гражданской службе сказано, что служащий обязан передать в доверительное управление акции и доли участия в обществе с ограниченной ответственностью, если есть конфликт интересов, а в законе о противодействии коррупции записано, что он обязан передать независимо от того, есть или намечается конфликт интересов.
В соответствии с законом о противодействии коррупции основными способами предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе являются отказ государственного или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а также отвод или самоотвод государственного или муниципального служащего.
Однако из содержания закона о противодействии коррупции неясен способ отказа государственного или муниципального служащего от полученной или предполагаемой выгоды. По-видимому, это может быть представленное в письменном виде на имя представителя нанимателя обязательство воздержаться от совершения определенных действий или возврат полученных денег (имущества), если выгода уже получена. Должна быть определена юридическая сила такого обязательства и последствия его нарушения. Кроме того, должно быть урегулировано то обстоятельство, что возврат полученной выгоды не всегда возможен.