Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты бюджетной системы
1.1.Сущность, элементы и принципы бюджетной системы РФ
1.2. Устройство и реформирование Бюджетной системы РФ
2. Анализ бюджетной системы на современном этапе
2.1 Анализ доходов и расходов государственного бюджета
1. Ужесточить ответственность получателей и распорядителей бюджетных средств
2. Ввести новую оценку эффективности расходов и доходов
3. Пересмотреть принцип формирования федеральных целевых программ. Эти программы будут направлены на развитие и рост государственного бюджета, а также на изменение бюджетного планирования. Также нужно отметить, что правительство РФ намерено принять специальный закон о введении практики среднесрочного или даже многолетнего бюджетного планирования [9].
Каждый год при подготовке финансового плана применяются результаты работы всех органов и ведомств, а работники в свою очередь предоставляют доклады с проектом данного бюджета. За последнее время в стране было принято много мер по усовершенствованию и изменению управления финансами. До настоящего времени бюджетная система еще не приняла тех мер для того, чтобы поднять рост экономики страны и повысить уровень жизни населения [11].
Самой важной целью бюджетного процесса является создание выгодных условий и совершенствование эффективных предпосылок для управления финансами.
Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям: а) реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;
б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
в) улучшение среднесрочного финансового планирования;
г) улучшение и увеличение сферы применения программных методов бюджетного планирования;
д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Из международного опыта следует, что для перехода к новой системе нужно сбалансировать государственный бюджет для того, чтобы произошли преобразования всей системы финансового и государственного управления. Из этого следует, что внедрение каких-либо дисциплин могут привести к уменьшению или снижению использования бюджетных средств в стране, росту государственных расходов, а также к усложнению бюджетного администрирования [13]. Для этого государство создает практическую отработку. Для формирования плана федерального бюджета нужно проводить методы бюджетного планирования, которые вносят изменения в финансовое законодательство. Каждый год в стране происходит оценка результативности бюджетных расходов и качество управления бюджетных средств, которыми руководствуются органы исполнительной власти и реализуются по их программам, т.е. предоставляются заявки и вносятся в себя доклады о результатах и основных направлениях деятельности [9].
Выполнение мероприятий, включенных в Программу, позволит не только существенно повысить эффективность и результативность работы органов государственной власти, но и создать условия для улучшения социально – экономического развития и улучшения инвестиционного климата в стране. Бюджет является формой дохода и расхода денежных средств для органов государственной власти [6].
Накопление денежных средств, финансовых ресурсов реализуются в финансовой политике. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Связь между видами бюджета образуют ее отдельные центры, а принципы и организации бюджетной системы называют бюджетным устройством. Важную роль в реализации финансовой политики выполняет бюджетная система. Бюджетные отношения формируют финансовые отношения на разных уровнях государства, таких как федеральные, региональные и местные.
Также характерно формирование с государственными, акционерными и иными предприятиями. Центральной проблемой развития бюджетного устройства РФ является пересмотр отношений между бюджетами различных уровней. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности [10].
Многие люди привыкают к частому развитию бюджетных отношений. Общество нуждается в сильной и авторитетной власти, которая способна контролировать те или иные процессы в развитие рыночного регулирования. Бюджет позволяет стимулировать финансовые ресурсы и осуществлять их использование [12].
Таким образом, для развития рыночной системы характерно совершенствование бюджетного устройства. Это совершенствование должно осуществляться как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, так и по отношению к количественным и качественным показателям. Эти совершенствования способны превратить государственный бюджет в мощный стимул экономического роста. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
2. Анализ бюджетной системы на современном этапе
2.1 Анализ доходов и расходов государственного бюджета
Государственный бюджет состоит из двух частей, которые дополняют друг друга, это доходная и расходная части. Доходная часть бюджета показывает откуда поступают средства на финансирование деятельности государства и какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов является непостоянной и зависит она от определенных экономических условий развития страны [12].
Любые изменения структуры бюджетных доходов будет отражать и изменения в экономических процессах. Расходная часть бюджета показывает на какие цели будут направлены аккумулированные средства. Расходы бюджета представляют собой затраты, которые возникают в связи с выполнением государством определенных функций. Такие затраты выражают экономические отношения, на их основе происходит процесс использования средств государства по разным направлениям [11].
Так как государство учитывает экономические интересы в целом, то расходная часть охватывает полностью всю экономику. Расходы бюджета–это денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение задач и функций государства, а также местного самоуправления [7].
Такие затраты выражают экономические отношения, на их основе происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели. Бюджетополучателями являются такие организации непроизводственной и производственной сферы, которые являются получателями или распорядителями бюджетных средств. Следовательно, бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, непосредственные расходы осуществляют уже сами бюджетополучатели.
Анализ динамики доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации за 5 лет на основе официальных данных представлен ниже (табл.1).
Из таблицы 2.1 видно, что расходы Российской Федерации с 2014 года превышают доходы, образуя дефицит бюджета.
Бюджетный дефицит возникает вследствие отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Это может происходить по следующим причинам: сознательное допущение бюджетного дефицита в целях стимулирования экономического роста; большие централизованные вложения в структурные преобразования в экономике; выход из кризисных ситуаций; проводимая государством милитаризация экономики; неспособность действующего правительства четко контролировать и регулировать ситуацию в финансовой сфере [14].
Таблица 2.1
Доходы и расходы государственного бюджета
Показатель |
2013г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Доходы |
23425,1 |
24442,7 |
26766,1 |
26922,0 |
27746,7 |
Ежегодные темпы роста, % |
– |
104,3 |
109,5 |
100,6 |
103,1 |
Средний темп роста, % |
104,3 |
||||
Расходы |
23174,7 |
25290,9 |
27611,7 |
29741,5 |
30888,8 |
Ежегодные темпы роста, % |
– |
109,1 |
109,2 |
107,7 |
103,9 |
Средний темп роста, % |
107,5 |
||||
Профицит(+)/дефицит(–) |
250,4 |
–848,2 |
–845,6 |
–2819,5 |
–3142,1 |
Наглядно доходы и расходы государственного бюджета представлены на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – Динамика показателеей дохода и расхода государственного бюджета за 2013-2017 годы
Понимание сбалансированности государственного бюджета дают дополнительные расчеты относительных показателей дефицита бюджета .
Результаты расчета представлены ниже в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Относительные показатели дефицита (профицита государственного бюджета)
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Коэффициент покрытия расходов бюджета его доходами (отношение доходов бюджета к расходам) |
1,011 |
0,966 |
0,969 |
0,905 |
0,898 |
Соотношение дефицита (профицита)бюджета и его расходов |
0,011 |
–0,034 |
–0,03 |
–0,095 |
–0,102 |
Соотношение дефицита (профицита) бюджета и его доходов |
0,011 |
–0,035 |
–0,032 |
–0,105 |
–0,113 |
Соотношение дефицита (профицита) бюджета и ВВП |
0,004 |
–0,012 |
–0,011 |
–0,034 |
–0,037 |
Из таблицы 2.2. видно, что за анализируемый период состояние бюджета изменилось от профицита в 2013 году на дефицит в последующие годы. При этом уровень дефицита государственного бюджета увеличивается ежегодно. Соотношение дефицита бюджета и ВВП отражает финансовое положение страны. И в 2016, 2017 годахэто соотношение превысило норму в 3%.
Наглядно динамика коэффициента покрытия расходов бюджета его доходами представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Динамика коэффициента покрытия расходов бюджета его доходам за 2013-2017 годы
Если накапливается бюджетный дефицит, образуется государственный долг, тогда сокращается возможность участия государства в инвестиционных проектах и социальных программах, так как возникает необходимость дополнительных расходов на обслуживание государственного долга [16].
Подробнее расходы на обслуживание госдолга рассмотрим в таблице 2.3.
Можно отметить, что с каждым годом расходы на обслуживание госдолга увеличиваются в среднем на 20%. Но заметно перераспределение в структуре государственного долга в пользу внутреннего долга. Это означает, что затраты, связанные с погашением внутреннего долга все же остаются внутри страны, в то время как погашение внешнего долга предусматривает передачу определённой части созданного внутри страны продукта за рубеж.
Так, было выяснено, что при отсутствии в бюджете страны задолженностей по налоговым платежам и сборам дефицит государственного бюджета в 2017 г. мог быть ниже на 32,6%, а в 2015г. на 93,9%.
В результате подобных процессов экономическое развитие страны имеет снижающийся производственный потенциал, что приводит к ослаблению экономики.
Таблица 2.3
Динамика основных показателей государственного долга Российской Федерации, млрд. р. [17].
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Внешний долг |
2076,5 |
2944,6 |
3236,1 |
3152,6 |
2900,1 |
Ежегодные темпы роста, % |
– |
141,8 |
109,8 |
97,4 |
91,9 |
Средний темп роста, % |
108,4 |
||||
Внутренний долг |
4190,6 |
4977,9 |
5722,2 |
7241,2 |
7307,6 |
Ежегодные темпы роста, % |
– |
118,8 |
114,9 |
126,6 |
100,9 |
Средний темп роста, % |
115,1 |
||||
Расходы на обслуживание госдолга РФ |
308,6 |
360,1 |
443,7 |
525,5 |
650 |
Ежегодные темпы роста, % |
– |
116,7 |
123,2 |
118,4 |
123,7 |
Средний темп роста, % |
120,2 |
Однако, на данный момент в российской экономике намечается положительная динамика сокращения дефицита государственного бюджета с 3,16 % ВВП в 2018 году до 2,15 % в 2019 году и 1,15 % в 2020 году соответственно. Это является серьезной предпосылкой к восстановлению и дальнейшему развитию отечественной экономики .
Таким образом, наблюдается рост расходов по трем направлениям – национальная оборона, социальная политика, обслуживание долга.