Файл: Анализ бюджетной системы на современном этапе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Ужесточить ответственность получателей и распорядителей бюджетных средств

2. Ввести новую оценку эффективности расходов и доходов

3. Пересмотреть принцип формирования федеральных целевых программ. Эти программы будут направлены на развитие и рост государственного бюджета, а также на изменение бюджетного планирования. Также нужно отметить, что правительство РФ намерено принять специальный закон о введении практики среднесрочного или даже многолетнего бюджетного планирования [9].

Каждый год при подготовке финансового плана применяются результаты работы всех органов и ведомств, а работники в свою очередь предоставляют доклады с проектом данного бюджета. За последнее время в стране было принято много мер по усовершенствованию и изменению управления финансами. До настоящего времени бюджетная система еще не приняла тех мер для того, чтобы поднять рост экономики страны и повысить уровень жизни населения [11].

Самой важной целью бюджетного процесса является создание выгодных условий и совершенствование эффективных предпосылок для управления финансами.

Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям: а) реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;

б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

в) улучшение среднесрочного финансового планирования;

г) улучшение и увеличение сферы применения программных методов бюджетного планирования;

д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Из международного опыта следует, что для перехода к новой системе нужно сбалансировать государственный бюджет для того, чтобы произошли преобразования всей системы финансового и государственного управления. Из этого следует, что внедрение каких-либо дисциплин могут привести к уменьшению или снижению использования бюджетных средств в стране, росту государственных расходов, а также к усложнению бюджетного администрирования [13]. Для этого государство создает практическую отработку. Для формирования плана федерального бюджета нужно проводить методы бюджетного планирования, которые вносят изменения в финансовое законодательство. Каждый год в стране происходит оценка результативности бюджетных расходов и качество управления бюджетных средств, которыми руководствуются органы исполнительной власти и реализуются по их программам, т.е. предоставляются заявки и вносятся в себя доклады о результатах и основных направлениях деятельности [9].


Выполнение мероприятий, включенных в Программу, позволит не только существенно повысить эффективность и результативность работы органов государственной власти, но и создать условия для улучшения социально – экономического развития и улучшения инвестиционного климата в стране. Бюджет является формой дохода и расхода денежных средств для органов государственной власти [6].

Накопление денежных средств, финансовых ресурсов реализуются в финансовой политике. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Связь между видами бюджета образуют ее отдельные центры, а принципы и организации бюджетной системы называют бюджетным устройством. Важную роль в реализации финансовой политики выполняет бюджетная система. Бюджетные отношения формируют финансовые отношения на разных уровнях государства, таких как федеральные, региональные и местные.

Также характерно формирование с государственными, акционерными и иными предприятиями. Центральной проблемой развития бюджетного устройства РФ является пересмотр отношений между бюджетами различных уровней. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности [10].

Многие люди привыкают к частому развитию бюджетных отношений. Общество нуждается в сильной и авторитетной власти, которая способна контролировать те или иные процессы в развитие рыночного регулирования. Бюджет позволяет стимулировать финансовые ресурсы и осуществлять их использование [12].

Таким образом, для развития рыночной системы характерно совершенствование бюджетного устройства. Это совершенствование должно осуществляться как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, так и по отношению к количественным и качественным показателям. Эти совершенствования способны превратить государственный бюджет в мощный стимул экономического роста. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

2. Анализ бюджетной системы на современном этапе


2.1 Анализ доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет состоит из двух частей, которые дополняют друг друга, это доходная и расходная части. Доходная часть бюджета показывает откуда поступают средства на финансирование деятельности государства и какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов является непостоянной и зависит она от определенных экономических условий развития страны [12].

Любые изменения структуры бюджетных доходов будет отражать и изменения в экономических процессах. Расходная часть бюджета показывает на какие цели будут направлены аккумулированные средства. Расходы бюджета представляют собой затраты, которые возникают в связи с выполнением государством определенных функций. Такие затраты выражают экономические отношения, на их основе происходит процесс использования средств государства по разным направлениям [11].

Так как государство учитывает экономические интересы в целом, то расходная часть охватывает полностью всю экономику. Расходы бюджета–это денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение задач и функций государства, а также местного самоуправления [7].

Такие затраты выражают экономические отношения, на их основе происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели. Бюджетополучателями являются такие организации непроизводственной и производственной сферы, которые являются получателями или распорядителями бюджетных средств. Следовательно, бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, непосредственные расходы осуществляют уже сами бюджетополучатели.

Анализ динамики доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации за 5 лет на основе официальных данных представлен ниже (табл.1).

Из таблицы 2.1 видно, что расходы Российской Федерации с 2014 года превышают доходы, обра­зуя дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит возникает вследствие отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Это может происходить по следующим причинам: со­знательное допущение бюджетного дефицита в целях стимулирования экономического роста; большие централизованные вложения в структурные преобразования в экономике; выход из кризисных ситуаций; проводимая государством милитаризация экономики; неспособность действующего правительства чет­ко контролировать и регулировать ситуацию в финансовой сфере [14].


Таблица 2.1

Доходы и расходы государственного бюджета

Показатель

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Доходы

23425,1

24442,7

26766,1

26922,0

27746,7

Ежегодные темпы роста, %

104,3

109,5

100,6

103,1

Средний темп роста, %

104,3

Расходы

23174,7

25290,9

27611,7

29741,5

30888,8

Ежегодные темпы роста, %

109,1

109,2

107,7

103,9

Средний темп роста, %

107,5

Профицит(+)/дефицит(–)

250,4

–848,2

–845,6

–2819,5

–3142,1

Наглядно доходы и расходы государственного бюджета представлены на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 – Динамика показателеей дохода и расхода государственного бюджета за 2013-2017 годы

Понимание сбалансированности государственного бюджета дают дополнительные расчеты от­носительных показателей дефицита бюджета .

Результаты расчета представлены ниже в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Относительные показатели дефицита (профицита государственного бюджета)

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Коэффициент покрытия расхо­дов бюджета его доходами (от­ношение доходов бюджета к расходам)

1,011

0,966

0,969

0,905

0,898

Соотношение дефицита (профицита)бюджета и его расходов

0,011

–0,034

–0,03

–0,095

–0,102

Соотношение дефицита (про­фицита) бюджета и его доходов

0,011

–0,035

–0,032

–0,105

–0,113

Соотношение дефицита (про­фицита) бюджета и ВВП

0,004

–0,012

–0,011

–0,034

–0,037

Из таблицы 2.2. видно, что за анализируемый период состояние бюджета изменилось от профици­та в 2013 году на дефицит в последующие годы. При этом уровень дефицита государственного бюдже­та увеличивается ежегодно. Соотношение дефицита бюджета и ВВП отражает финансовое положение страны. И в 2016, 2017 годахэто соотношение превысило норму в 3%.

Наглядно динамика коэффициента покрытия расходов бюджета его доходами представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Динамика коэффициента покрытия расходов бюджета его доходам за 2013-2017 годы


Если накапливается бюджетный дефицит, образуется государственный долг, тогда сокращается возможность участия государства в инвестиционных проектах и социальных программах, так как возни­кает необходимость дополнительных расходов на обслуживание государственного долга [16].

Подробнее расходы на обслуживание госдолга рассмотрим в таблице 2.3.

Можно отметить, что с каждым годом расходы на обслуживание госдолга увеличиваются в сред­нем на 20%. Но заметно перераспределение в структуре государственного долга в пользу внутреннего долга. Это означает, что затраты, связанные с погашением внутреннего долга все же остаются внутри страны, в то время как погашение внешнего долга предусматривает передачу определённой части со­зданного внутри страны продукта за рубеж.

Так, было выяснено, что при отсутствии в бюджете страны задолженностей по налоговым плате­жам и сборам дефицит государственного бюджета в 2017 г. мог быть ниже на 32,6%, а в 2015г. на 93,9%.

В результате подобных процессов экономическое развитие страны имеет снижающийся произ­водственный потенциал, что приводит к ослаблению экономики.

Таблица 2.3

Динамика основных показателей государственного долга Российской Федерации, млрд. р. [17].

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Внешний долг

2076,5

2944,6

3236,1

3152,6

2900,1

Ежегодные темпы роста, %

141,8

109,8

97,4

91,9

Средний темп роста, %

108,4

Внутренний

долг

4190,6

4977,9

5722,2

7241,2

7307,6

Ежегодные темпы роста, %

118,8

114,9

126,6

100,9

Средний темп роста, %

115,1

Расходы на обслуживание госдолга РФ

308,6

360,1

443,7

525,5

650

Ежегодные темпы роста, %

116,7

123,2

118,4

123,7

Средний темп роста, %

120,2

Однако, на данный момент в российской экономике намечается положительная динамика сокра­щения дефицита государственного бюджета с 3,16 % ВВП в 2018 году до 2,15 % в 2019 году и 1,15 % в 2020 году соответственно. Это является серьезной предпосылкой к восстановлению и дальнейшему развитию отечественной экономики .

Таким образом, наблюдается рост расходов по трем направлениям – национальная оборона, социальная политика, обслуживание долга.