Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты бюджетной системы
1.1.Сущность, элементы и принципы бюджетной системы РФ
1.2. Устройство и реформирование Бюджетной системы РФ
2. Анализ бюджетной системы на современном этапе
2.1 Анализ доходов и расходов государственного бюджета
ВВЕДЕНИЕ
Деньги в современном обществе являются универсальным эквивалентом обмена, что позволяет государству обеспечить собственные нужды путем расходования денег. Государство является важнейшим общественным институтом и практически не имеет самостоятельного дохода. Деньги необходимые для государства собираются с общества. Однако при особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение, что связано с тяжёлыми экономическими последствиями для страны, то есть инфляция.
Государственный бюджет – это система сбора и распределение денежных средств. С основной периодичностью в один год, в рамках государственного бюджета устанавливается схема расходов и доходов государства. В данной схеме отражаются потребности, которые подлежат удовлетворению за счет государства, также указываются размеры и источники ожидаемых поступлений от общества.
Целью исследования данной курсовой является изучение бюджетной системы.
Для достижения данных целей следует выполнить следующие задачи:
показать сущность, элементы и принципы бюджетной системы РФ;
рассмотреть устройство и реформирование Бюджетной системы РФ;
провести анализ доходов и расходов государственного бюджета;
оценить современное состояние бюджетной системы РФ;
выявить дисбаланс в финансировании отдельных отраслей и причины дефицита на примере государственного бюджета 2018 года.
Объектом исследования является государственный бюджет, как важнейшая часть бюджетной системы РФ
Предметом исследования является анализ бюджетной системы РФ.
Основным методом, применяемый в данной учебно-исследовательской работе будет метод системного анализа теоретической базы по поставленным вопросам и последующий сравнительный анализ расходной и доходной частей бюджета с целью выявления осиновых проблем функционирования механизма бюджетирования.
Структура исследования обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, основной части, двух глав, заключения, а так же списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты бюджетной системы
1.1.Сущность, элементы и принципы бюджетной системы РФ
Следует отметить, что на протяжении достаточно длительного периода понятие бюджетной системы и подходы к нему изменялись. Если говорить о современном этапе, то данная категория рассматривается с двух основных сторон, что позволяет выделить ее структурные элементы, ключевые признаки, и характеристики. Наиболее узкий подход, либо иначе он называется традиционный, сугубо юридический рассматривает сущность бюджетной системы как совокупность бюджетов различных уровней.
Такое понимание закреплено в статье 6 БК РФ [2]: бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством РФ категорию, которую составляют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Элементами бюджетной системы в таком понимании выступают бюджеты соответствующих публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов, юридико-формально разграниченные в соответствии со своей внутренней структурой, которая, в свою очередь, состоит из доходов и расходов, а также конкретных источников, на основе которых осуществляется финансирование[6]
Кроме того, названные бюджеты обладают самостоятельностью в разрезе того, что конкретное публично–правовое образование может осуществлять собственную бюджетную деятельность, однако в тоже время все структурные элементы бюджетной системы взаимосвязаны, так как опираются на единые правовые основы, за счет которых в целом обеспечивается государственная целостность РФ. В структуру бюджетной системы также входят восходящие и нисходящие межбюджетные отношения [11].
При этом некоторые исследователи подчеркивают, что государственные внебюджетные фонды являются не совсем обычным элементом, который отражен в структуре бюджетной системы, однако несмотря на это, они очень тесно встроены в бюджетную систем и не могут существовать вне ее [5]. Если применять к пониманию бюджетной системы широкий подход, то ее можно рассматривать как совокупность элементов, категорий, которые в целом составляют предмет бюджетного права [3].
То есть бюджетная система в этом смысле выражается структурой Бюджетного кодекса РФ, и во второй части под названием «Бюджетная система РФ» названы все элементы, которые входят в нее:
– бюджетное устройство РФ — это собственно структура бюджетов различных уровней, классификация и порядок их построения, основы организационного и правового регулирования и так далее;
– доходы бюджетов — их структура и их регулирование, организация поступления, порядок формирования и распределения и все то, что в принципе связано с бюджетными доходами;
– соответственно расходы бюджетов — все основные положения о них, а также специфика расходных обязательств;
– сбалансированность бюджетов — вопросы, связанные с профицитом и дефицитом, с внутренним и внешним государственными долгом, с функционированием стабилизационного фонда, с межбюджетными трансфертами и так далее [7].
Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П бюджетная система рассматривается как финансово-экономическая основа реализации публичных функций Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления. Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований [6].
Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно: они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Если говорить о структуре бюджетной системы в узком смысле, то ее отражает статья 10 БК РФ . При этом исходя из анализа указанной статьи под структурой бюджетной системы следует понимать совокупность бюджетов разных уровней [15]. И так, бюджетная система состоит из:
– федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
– бюджетов субъектов РФ, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
– местных бюджетов, которые, в свою очередь, имеют следующую структуру: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов [9]. Для функционирования бюджетное системы крайне важно соблюдать все основополагающие принципы, которые закрепляет статья 28 БК РФ:
– единство — предполагает, что все основные требования, законодательство и принципы построения, организации бюджетов разных уровней едины;
– разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами РФ;
– самостоятельность бюджетов — государственные органы и местное самоуправление самостоятельно обеспечивают сбалансированность бюджетов и выполняют прочие необходимые требования, операции;
– равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
– полнота отражения структуры каждого бюджета;
– сбалансированность и эффективность освоения бюджета;
– прозрачность, достоверность, адресность и целевое назначение – совокупное покрытие расходов и единство кассы [4].
Таким образом, бюджетная система в широком смысле — это вся совокупность категорий и элементов, так или иначе связанных с формированием и функционированием бюджетов различных уровней, включая соответствующие принципы и организационные, а также правовые основы построения. В более суженном смысле — это структура бюджетов различных уровней. Данные подходы к понимаю бюджетной системы достаточно важно разграничивать, во избежание путаницы и ошибочных суждений при оперировании указанной категорией и понятием.
1.2. Устройство и реформирование Бюджетной системы РФ
Бюджетное устройство – это принципы, которые определяют государственный бюджет и бюджетную систему страны, какие-либо образования в стране, состав и структуру бюджетов, а также использование бюджетных средств [12]. Бюджетное устройство определяется той формой, которая несет в себе форму государственного устройства и действует законодательными законами страны, ролью бюджета и социальных процессов. Бюджетная система Российской Федерации зависит от административных и государственных форм этого устройства [8].
Все государства подразделяются на три формы распределения власти такие, как унитарные, федеративные и конфедеративные, каждый из которых имеет свои административно-территориальные законы. Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии.
При такой форме в стране действует единая конституция, общие права и единые органы власти. Экономическими, социальными и политическими процессами в стране определяются единые законы для всех граждан [13]. При унитарной форме в государстве бюджетная система состоит из двух звеньев – государственного и местного бюджетов. Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования имеют собственную государственность и при этом имеют полное право самостоятельности в пределах решения каких-либо задач между центром и формой. Бюджетная система федеративного государства состоит из трех звеньев и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства сформируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы [16].
Бюджетное устройство в Российской Федерации соответствует федеративному устройству государства и принципу самостоятельности и консолидирования бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований.
Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства [6]. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране. От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.
Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа [6].
В соответствии с Конституцией РФ [1] и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
– Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
– Местные бюджеты. Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Местный бюджет – главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения [7].
В настоящее время бюджетное устройство всей страны находится в процессе реформирования и изменения. Особенно этот процесс активизировался после финансового кризиса 1997 – 1998 года. Бюджет должен формироваться исходя из целей планирования и результатов государственной политики.
Сегодняшний бюджетный процесс не дает возможности эффективно регулировать финансовые ресурсы. Развитие бюджетной системы сможет осуществить изменение из сферы управления бюджетными ресурсами к управлению бюджетными результатами. Из этого следует, что бюджетные отношения будут одинаково выполняться с функциями государства, а финансирование экономики будет направлено на поставленные задачи по экономическому и социальному развитию [7].
В процессе изменения стоят такие задачи, как: