Файл: Понятие лидера. Принципы лидера. Роль лидера в организации.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психологические приемы влияния лидера. Возможности и ограничения их использования в организации
1.1. Понятие лидера. Принципы лидера. Роль лидера в организации
1.2. План и исполнение. Умение грамотно расставить задачи
1.3. Тактика и контроль. Искусство управления подчиненными
1.4. Ошибки в управлении. Способы избежать этих ошибок
2. Практическая часть. Разбор рабочей ситуации в отделении банка
2.1. Анализ ситуации. Составление плана действий
2.2. Метод кнута и пряника. Выявление слабых и сильных сторон подчиненных
2.3 Выявление лидера среди подчиненных. Налаживание контакта с ним
2.4 Эффект Бенджамина Франклина. Превращение врагов в союзников. Достижение намеченной цели
Введение
Тема лидерства занимает центральное место во многих сферах человеческой жизни. По разным определениям, лидерство - это способность человека влиять и управлять. Для большинства людей лидер - это прежде всего человек, который всегда смотрит только вперед, направляет людей и ведет их к определенной цели.
Лидерство - это способность заставить кого-то делать то, что он тоже хочет делать. В современном мире лидеру полезно иметь ряд важных навыков: не только видеть цели и ставить их, но и обладать способностью видеть. Видеть - это своего рода сверхцель, способность заглядывать в далекое будущее. Будущее, которое лидер начинает формировать здесь и сейчас. Видение-выход за пределы нашей системы.
Лидер должен уметь отвечать на эти вопросы. Любой известный лидер в истории обладает даром предвидения. Например, Уолт Дисней, создавший индустрию развлечений, дал хороший старт развитию анимационного и развлекательного бизнеса на десятилетия вперед. Генри Форд, который дал новый импульс развитию машиностроения и ввел идею конвейерного производства, или Циолковский, основоположник теории реактивного движения и межпланетных сообщений, один из теоретиков авиации и воздухоплавания, основоположник космонавтики. Лидер способен формировать события, основываясь на своем видении, и в то же время являться заводилой для других людей, для которых эти события становятся значимыми.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что лидерство является неотъемлемой частью любой сферы человеческой жизни, и значение лидерства в современном мире возрастает. Почти каждый человек в своей жизни, находящийся в коллективе, так или иначе сталкивается с этой проблемой.
Целью данной курсовой работы является изучение понятия лидер и лидерство, его влияние, а также методы воздействия лидера на коллектив.
1. Психологические приемы влияния лидера. Возможности и ограничения их использования в организации
1.1. Понятие лидера. Принципы лидера. Роль лидера в организации
Лидер - это человек, обладающий такими качествами, как внимательность, коммуникабельность, целеустремленность, широкий кругозор, ответственность и настойчивость. Эти базовые качества помогают руководителю влиять на членов команды и, благодаря этому влиянию, эффективно и своевременно выполнять все поставленные организацией цели. Также хотелось бы отметить, что лидер-это прежде всего интересный человек, который может зажечь и заставить людей следовать своей идее. [10, с. 5]
Внимательный лидер всегда задает вопросы в первую очередь самому себе. Он ищет лучшие решения для выполнения поставленных задач. Он делает простые задачи из сложных, а выполнимые-из невозможных.
Принципы лидерства: непрерывное саморазвитие. Быть хорошим лидером значит стараться оставаться на вершине волны и быть впереди всех перед лицом быстрых перемен, происходящих вокруг вас. Хороший лидер постоянно совершенствуется и работает как над развитием своих личных качеств, так и над направлением своего движения, в котором он ведет свой народ
Знание своих возможностей. Это один из самых важных принципов лидерства, который требует от тех, кто хочет руководить людьми, ставить перед собой и своей организацией или сообществом цели, которых они могут достичь.
Власть - это только средство. Хороший лидер не упивается властью; он не стремится возвыситься над другими людьми и получить те возможности, которые дает ему власть над другими. Он руководит людьми на добровольной основе и не навязывает им свою власть. Достижение общей цели-вот что движет ими, власть для них-всего лишь инструмент, с помощью которого они умело управляют общими ресурсами [1, c. 84].
Мягкость в обращении. Лидер добр, возможно, даже мягок, но за его мягкостью скрывается огромная сила, которая позволяет ему оставаться настойчивым и достигать своих целей. Нет никакой необходимости в каких-либо угрозах или агрессии, особенно в цивилизованном обществе.
Знание подкрепляется опытом. Если вы хотите стать хорошими лидерами, то этот принцип должен стать для вас одним из главных, так как лидер знает, как управлять другими людьми и знает, как и какие задачи должны быть распределены между его подчиненными, чтобы привести компанию к успеху.
Ответственный подход. Если кто-то из последователей не справился со своей задачей, лидер берет на себя ответственность за эту неудачу, -ведь он недостаточно хорошо понимал способности своего подчиненного. Если неудача случайна, лидер берет на себя ответственность за нее. Он еще не рассчитал вероятность неудачи. Лидер несет ответственность за весь механизм и за каждую деталь, и это делает его эффективным лидером.
Своевременность и обоснованность принимаемых решений. Независимо от того, какое решение принимает хороший руководитель, оно всегда оказывается обоснованным и своевременным, основанным на глубоком расчете максимально возможного количества вариантов действий и последствий, к которым они могут привести. Хороший лидер строит отличные планы.
Пример для подражания. Следуя этому принципу, лидер старается быть достойным примером для своих подчиненных, человеком, на которого они хотят походить, который заставляет других людей хотеть быть лучше, чем они уже есть.
Знание психологии. Чтобы иметь возможность эффективно управлять другими людьми, лидер должен знать, чего от них ожидать и когда, каковы их возможности и как их можно мотивировать или помочь им реализовать свой потенциал. Вот почему знание человеческой психологии является основным принципом лидерства.
Забота о благополучии людей. Коллектив должен работать как слаженный механизм, а для этого просто необходимо, чтобы каждая деталь этого механизма была в хорошем настроении и хорошем самочувствии. А это значит, что нам нужно создать для них благоприятные условия.
Общее видение. Для того чтобы гребное судно достигло своей цели, гребцам не нужно знать, куда они идут и зачем, достаточно того, что об этом знает капитан. Однако знание целей путешествия может мотивировать гребцов и помочь им проявить больше усердия.
Развитие знаний и навыков подчиненных. Ваши сотрудники - это не только части машины, но и часть большого живого организма, называемого вашей компанией. И если вы хотите развивать это тело, вам просто нужно сделать так, чтобы каждая его часть развивалась вместе с ним, получала новые навыки и знания, совершенствовала инструменты и подходы к работе.
Ответственность подчиненных. Не только руководитель должен нести ответственность за ошибки своих сотрудников, но и сами сотрудники, как профессионалы, должны подходить к своей работе максимально ответственно, стараясь избежать ошибок из-за невнимательности или излишней самоуверенности, соблюдая сроки и делая все своевременно.
Управление общими ресурсами. Мало знать свою работу и уметь мотивировать своих подчиненных, но вам также нужно знать всю компанию, чтобы иметь полное представление о том, как работа каждого отдельного сотрудника влияет на работу всей компании.
Развитие командного духа. Корпоративные мероприятия, конкурсы и другие совместные мероприятия должны стать регулярной практикой в компании, чтобы она могла стать успешной. Именно на совместных мероприятиях развивается командный дух, повышается мотивация и последовательность действий сотрудников.
Роли, характерные для лидеров.
В процессе эволюции лидерства произошли фундаментальные качественные изменения в роли лидера. Каждое изменение означает смещение акцентов в поведении.
Первое направление изменения роли лидера: от разработки стратегии до творческого изображения. Разработка стратегии уже давно считается ключевой функцией менеджмента. Сегодня менеджеры сосредотачиваются на разработке видения будущего развития организаций, а не на планировании стратегии их развития. Проблема не в том, что эта стратегия больше не нужна, а в том, что ее уже недостаточно.
Для того чтобы задействовать интеллектуальный потенциал сотрудников в развитии организации, менеджерам необходимо наполнить этот процесс смыслом. Видение раскрывает смысл функционирования и развития компании, разделяемый сотрудниками, и дает ответ на вопрос о том, как мы хотим быть восприняты людьми, чьи мнения важны для нас. Декларация видения предполагает благородную цель и высокие ценности, достойные каждого сотрудника и руководителя. Видение организации позволяет сотрудникам идентифицировать себя с организацией, ее целями и ценностями, которыми они могут гордиться и которым они привержены [11, c. 74].
Видение-это привлекательный образ будущего, идея, которая придает смысл и осмысленность повседневной деятельности, переменам, вдохновляет энтузиазм и побуждает людей к действию.
Процесс, ведущий к видению, может быть очень долгим, сложным и плохо предсказуемым. Видение-это эмоциональный, интуитивный и творческий процесс. Однако в его структуре есть как минимум четыре стадии:
- оценка имеющихся ресурсов с вопросами: Какой смысл будет сообщаться деятельности организации, в каком направлении она будет развивать свою деятельность, на какие рынки она ориентирована, какие ценности целесообразно проносить в массы;
- идентификация реальности путем ответов на вопросы: какие личности могут быть названы среди тех, кто заинтересован в развитии организации;
- определение контекста видения, задавая следующие вопросы: какие процессы в будущем могут повлиять на видение и каковы сценарии для будущего;
- формулирование видения.
Второе направление изменения роли лидера: от стратега к рассказчику. Стратеги выстраивают свою линию поведения как "производственные командиры" - через приказы, планы и программы, содержащие действия по реализации выбранной стратегии. Такое поведение подразумевает иное поведение лидера. Рассказчики, как правило, стимулируют и притягивают. Для того чтобы перейти от стратегии к видению, лидеры должны перестать опережать события и используя методы прямого управления научиться быть умелыми рассказчиками.
Понятие "сказочник" не должно ассоциироваться с образами сказок. Концепция лидера как рассказчика является одним из ключевых элементов современного лидерства, так как в ее основе лежит особый стиль достижения эффективности в отчетности о бизнесе, деятельности организации, лидерстве, результатах и т.д. Другими словами, современный лидер не владеет искусством формулирования приказов, но обладает совершенным мастерством рассказывания историй. Содержательные истории могут объединять, мотивировать, вдохновлять и сплачивать единомышленников, чтобы поддержать видение, которое осветило лидера.
Значимыми историями являются:
- повествование о самых важных вопросах, которые характеризуют личностный, социальный и нравственный выбор лидера (личностные качества, отношение к людям, этическое поведение);
- повествование, отражающие черты, воплощенные в лидере, которые характерны для модели поведения лидера;
- повествование, рассказанные лидерами, должны привлекать внимание людей. Истории должны содержать информацию, затрагивающую не только интересы руководства, но и сотрудников (к примеру новые системы оплаты труда, стандарты работы, страхование).
-повествование должны быть понятны всем сотрудникам, т. е. учитывать их должности, компетенции, возраст, пол и т.д.;
Повествование в форме так же важны, как и содержание. Лидеры должны овладеть искусством рассказывать свои истории, вовлекать слушателей в обсуждение и диалог, а также использовать эмоции и личную энергию, чтобы “излучать то самое волнение" по поводу планов, которые они преподносят.
1.2. План и исполнение. Умение грамотно расставить задачи
В середине ХХ века ученые Кеннет Бланшар и Пол Херси разработали метод правильной постановки задач подчиненным и назвали его "ситуационным лидерством".
Они обнаружили, что у менеджеров есть два типа поведения: директивное, когда даются четкие инструкции и сроки, и поддерживающее, когда подчиненного хвалят и заботятся о нем. На практике эти типы смешиваются в разных пропорциях и образуют 4 стиля управления:
Руководящий стиль управления. Он почти полностью основан на поведении лица, принимающего решение. Менеджер говорит вам, что делать, как это делать, какие инструменты использовать и когда это делать. Он подходит для управления новичками, так как точная информация для них гораздо важнее слов поддержки.