Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 1018
Скачиваний: 31
Введение санкций и нестабильность курса национальной валюты РФ повлияли на цены продовольственных товаров. Продукты питания подорожали с начала введения санкций на 8-40 % . В сельском хозяйстве можно наблюдать рост производства[16].
При сокращении импорта и одновременном сокращении потребления определенного вида продукции на эту же или даже большую величину, товарного импортозамещения не может происходить. В соответствии с ежеквартальными данными, происходит импортозамещение продукции по стоимости. Однако эта доля продукции может быть занижена, ведь здесь не учитывается импортное сырье для российской продукции.
Тем самым можно констатировать, что с сокращением инвестиций, с оттоком капитала из РФ, появились проблемы во многих сферах, остановились производственные циклы на ряде предприятий промышленности, ощущается нехватка материалов и комплектующих поставлявшихся ранее из - за границы.
Особо стоит отметить сворачивание сотрудничества в сфере оборонной промышленности и связанных с этой сферой технологических производств. США и Европа наложением санкций и попытками выставить РФ в наименее привлекательном свете стремятся максимально снизить инвестиции в экономику РФ, способствовать кризису и коллапсу в экономике, а затем, возможно, и смене политического курса руководством страны.(или смене самого руководства)[17].
В связи со всем вышеуказанным, для экономики РФ необходимо искать новых инвесторов, выходить на новые рынки, коими могут стать и уже становятся, например, Китай, Индия и прочие страны Азиатско - Тихоокеанского региона. Данные государства могут вполне успешно восполнить недостаток тех комплектующих из Европы, производство которых в РФ на данный момент невозможно. Привлечение в свою экономику инвестиций со стороны этих стран, а также выгодные вложения в их экономику, широкая торговля и сотрудничество в военно - технической сфере, могут способствовать развитию и укреплению как экономики наших новых партнеров, в лице вышеназванных стран, так и РФ. Более того, сотрудничество с данными государствами положительно скажется и на общемировом политическом климате, ибо наличие двух центров силы, США с их союзниками, и РФ, Китая, Бразилии, Индии и т.д., будет способствовать более разумной внешней политике всех государств.
В заключении хотелось бы отметить, что процедура действия исправной инвестиционной политики - это не лёгкая задача, поэтому и решение многих задач в немалом будет зависеть от предпринимаемых мер по понижению инфляции; налоговой политики; перестройки структуры банковской системы; законодательной основы инвестиционной деятельности. А также бюджетной политики, продвижении лизинговых инвестиций.
Получается, что при грамотной разработке инвестиционной политики главными задачами должны стать не только создание благоприятных условий для работы инвестиционной деятельности, но и углубление институциональных и структурных трансформаций, главной задачей которых должны являться финансовое упрочнение и вовлечение в инвестиционную среду всех допустимых источников. Для всего этого необходима та законодательная основа, которая может обеспечить инвесторам отчётливые права и гарантии. Из всего этого можно сделать вывод, что на сегодняшний момент времени инвестиции и инвестиционная политика являются источником к выводу экономики нашей страны из данной сложившейся ситуации.
Для решения многих проблем экономического роста, введения новейших технологий, оснащения производства конкурентоспособной продукции нужна совокупная государственная инвестиционная политика, которая будет направлена на создание подходящей инвестиционной атмосферы на территории России, в её регионах и сферах промышленного производства. Она значительно увеличит приход инвестиционных ресурсов в нашу экономику и непременно позволит гарантировать исполнение существующих в России возможностей экономического роста.
2.2. Совершенствование реализации инвестиционной политики
Наряду с сокращением иностранных инвестиций в Россию кардинально изменилось и их качество. На отечественный финансовый рынок уже приходят не консервативные инвесторы из «большой семерки», а рисковые азиатские авантюристы.
Однако 90 % китайских вложений на поверку оказались всего лишь займами российским энергокомпаниям. В связи с этим Центробанк решил «переориентироваться» на других инвесторов из Азии и арабских стран[18].
Кроме того, на китайском рынке инвесторы расценивают российские бумаги как рискованное вложение, не отличаясь в этом от западных коллег. После падения цен на нефть и курса рубля долгосрочные долги ВТБ и Россельхозбанка достаточно сильно потеряли в стоимости. Существует и ряд рисков, связанных с динамикой курса юаня к рублю. Вместе с тем сценариев развития проекта «Китайские инвестиции в Россию» может быть три. Транзитный вариант предполагает, что в Китае валютные ограничения остаются на том же уровне. В России они отсутствуют. В этом случае инвесторы из Азии используют российские каналы для транзита инвестиций в Европу и США, а наша страна получает «транзитный» процент. Прямые инвестиции предполагают, что валютный контроль не ослабевает в Китае и параллельно вводится в России. Транзит инвестиций через российские компании уже не имеет смысла. Однако часть китайских денег все же «перепадает» отечественной экономике в виде прямых инвестиций. Третий вариант - отсутствие инвестиций - заключается в либерализации валютного режима в Китае. При таком стечении обстоятельств Россия уже не нужна Поднебесной ни в качестве «транзита», ни в качестве объекта инвестирования. Впрочем, даже если китайские инвестиции не придут на российский рынок в большом масштабе, экономику могут поддержать другие страны. Например, представители французского бизнеса планируют увеличить инвестиции в Россию.
Помимо французский инвесторов, вложениями в российскую экономику заинтересовались в шведской компании ИКЕА[19]. Вместе с тем приток средств в российские активы происходит на фоне падения интереса к развивающимся рынкам. Инвесторы сокращают инвестиции в развивающиеся экономики из опасений, что на фоне улучшения экономики США Федеральная резервная система скоро приступит к повышению ставок[20].
В таких условиях инвесторы предпочитают сократить вложения на развивающихся рынках. В ситуации очень сильной американской экономики и ожиданий роста учетных ставок в США инвесторы предпочитают размещать свои средства в ценные бумаги, номинированные в долларах[21].
Соответственно активы, номинированные в "мягких" валютах развивающихся стран не представляют для глобальных инвесторов особого интереса, даже с учетом значительного дисконта в оценке[22]. Что же привлекает иностранных инвесторов в российской экономике? В российском рынке инвесторов интересует, в первую очередь, его дешевизна. На фоне стабилизации геополитической ситуации вокруг Украины, восстановления цен на нефть и укрепления рубля международные инвесторы проявляют интерес к недооцененным рублевым активам[23]. Таким образом, в российской экономике сохраняется тенденция оттока иностранных инвестиций. Вместе с тем, потенциально Россия является привлекательной страной для иностранных инвесторов при условии отмены санкций и оптимизации геополитической обстановки.
В настоящее время мировых инвесторов особенно привлекают российские корпорации, которые показывают подъем на почве внутренней политики по импортозамещению. Девальвация российской валюты по отношению к доллару, евро и другим валютам сделало многие российские промышленные сектора (сельское хозяйство, перерабатывающая, текстильная промышленность, нефтехимия) более конкурентоспособными и, следовательно, более привлекательными для иностранных инвесторов. Также считается, что многие активы на российском рынке в настоящее время недооценены. В то же время, по мнению аналитиков Центрального Банка России (ЦБ РФ), спекулятивный капитал пока еще доминирует на российском фондовом рынке, а доля долгосрочных средств остается небольшой. Это означает, что инвесторы пока не спешат вкладывать средства в реализацию долгосрочных проектов в России[24].
Таким образом, можно предложить следующие меры по улучшению инвестиционного климата на ближайшую перспективу:
1. Совершенствование налоговой системы. Совершенствование налоговой системы предполагает ее последовательное преобразование, устранение множественности действующих налоговых режимов в стране в целях создания рациональной, несущей регулирующие, стимулирующие и фискальные функции системы и установление единого налогового правопорядка.
2. Реализация инвестиционных проектов в регионах Российской Федерации. В том числе представляется целесообразным обмен опытом между регионами в целях создания информационной базы данных об использовании иностранных инвестиций в различных районах Российской Федерации.
3. Приведение системы бухгалтерского учета в России к международным стандартам.
4. Совершенствование работы зарубежных бюро Российского центра содействия иностранным инвестициям при Минэкономики России.
5. Развитие финансового рынка и рынка ценных бумаг.
6. Устранение внутренних и внешних барьеров к экспорту российских товаров.
7. Совершенствование банковской и финансовой системы.
В числе поставленных задач:
- реализация программы реструктуризации банковской системы;
- недопущение деятельности несостоятельных коммерческих банков после отзыва лицензии;
- воздержание Центрального банка от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам - открытость, прозрачность и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов.
Подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод о том, что будущее инвестиционного рынка в России в первую очередь будет зависеть от дальнейших действий правительства во главе с президентом. Принятие необходимых мер по устранению преград на пути поступления свежих потоков инвестиций принесет свои плоды. Но все же не все текущие проблемы и препятствия можно решить принятием новых законопроектов, предоставлением привилегий или ужесточением мер по наказанию за нарушение законов. Таковыми проблемами, с 2014 года, были и остаются санкции со стороны западных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиционная политика - это комплекс различных подходов и заключений, применяемых для результативных вложений средств в учреждения. Инвестиции выступают в роли вложений ресурсов в сферу производства и в непроизводственную сферу в целях:
- извлечения дохода;
- решения проблем, связанных с ростом конкурентоспособности;
- роста финансовой, природоохранной и общественной эффективности.
В настоящее время приоритетным для России является создание благоприятного инвестиционного климата. Он характеризуется такими критериями, как: социальная и политическая стабильность, положительная динамика экономического развития, либерализация внешнеэкономических связей, высокоразвитые социальная инфраструктура, банковская система, фондовый рынок, развитая сеть информационных связей, высококвалифицированный труд и др.
Инвестиционный климат возникает под воздействием большого количества факторов, затрудняющих разработку программы по его улучшению и созданию благоприятной экономики для страны.
Для того, чтобы современная инвестиционная политика РФ развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Для этого нужно осуществить следующее:
Роль государства, как гаранта тех прав, которые имеют субъекты инвестиционной деятельности, должна усиливаться. Это прибавит уверенности участникам в том, что они не потеряют вложенный ими капитал из – за кризисной ситуации в стране.
Необходимо создать одинаковые конкурентные условия для всех инвесторов, которые не будут зависеть от форм собственности.
Раз и навсегда устранить противоречия в законодательстве страны в отношении инвестиций.
Упростить процедуру согласования документов, которую необходимо проводить во время разработки инвестиционных программ. Это будет способствовать более быстрому внедрению инвестиционных проектов.
Создать информативно – аналитические центры, главным заданием которых будет осуществление рейтинговой оценки потенциальных инвесторов.
Организовать более современную инфраструктуру инвестиционного рынка. Тогда будут сберегаться средства, вложенные в инвестиционный процесс, во время межотраслевых переливов капитала.
Основные задачи инвестиционной политики должны включать в себя:
- обеспечение конкурентоспособности современной продукции;
- поддержку развития малого и среднего бизнеса;
- обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики страны.
- привлечение инвестиций из различных источников, в том числе иностранных инвестиций;
- развитие ипотечного кредитования;
- развитие лизинга в инвестиционной деятельности.
Для получения положительного эффекта в инвестиционной политике необходимо усилить государственное влияние в этой сфере, уменьшить неблагоприятные факторы, снижающие инвестиционную привлекательность России.