Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 1017
Скачиваний: 31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Для России быстро развивающая экономика невозможна без хорошо разработанной инвестиционной политики во всех отраслях. Для того что бы получить доход, прибыль, нужно произвести какую – либо продукцию и суметь ее реализовать на рынке. Без производственной деятельности не могут возникать источники жизнедеятельности экономики. А для того чтобы ввести в производство товар или вид услуги, необходимо выполнить определенные вложения в создание проекта, производства, предприятия и коммерциализацию готовой продукции. Поэтому главным и эффективным условием функционирования экономической деятельности страны, а также основной из сферы деятельности хозяйствующего субъекта является инвестиционная политика.
Для решения проблем и привлечения инвестиций нужно создание особых экономических зон и территорий, которые внедряют меры по снижению административных барьеров ведения бизнеса. Зависимость российских регионов от экономических санкций Запада очень неоднородна.
Привлечение иностранного капитала относится к стратегическому направлению развития экономики России. Следовательно, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики Российской Федерации.
Степень разработанности научной проблемы. Фундаментальные исследования инвестиционной деятельности, как важнейшего фактора экономического развития были проведены Дж.М. Кейнсом, К.Р. Макконеллом, С.Л. Брю, Н.Ф. Хойфманом. Методологические основы построения систем обеспечения управления финансами отражены в работах 3. Боди, Р. Брейли, Ю.Бригхем, Дж. Ваховича, Л. Гапенски, С. Майерса, Р. Мертон, М. Миллер, Ф. Модильяни и др.
Отдельные аспекты управления инвестиционной деятельностью и разработки механизмов ее реализации рассматривались в трудах российских (Л.А. Александровой, В.П. Бабинцева, О.Б. Столярова, Н.А. Неустроевой, М.Н. Новицкого, И.С. Ферова и др.) и зарубежных (А. Вайнинга, Э. Майна, Д. Шапиро и др.) исследователей.
Указанные авторы внесли весомый вклад в разработку рассматриваемых в работе проблем, однако методология формирования инвестиционной политики России отстаёт от требований современной практики и современной экономической ситуации.
Объектом исследования является процесс формирования и реализации инвестиционной политики России.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и реализации инвестиционной политики России.
Целью курсовой работы является развитие теоретических положений и разработка методического инструментария формирования и реализации инвестиционной политики в России.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики государства;
- проанализировать состояние инвестиционной политики России;
- выявить проблемы реализации инвестиционной политики России;
- определить пути совершенствования реализации инвестиционной политики.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Курсовая работа способствует приращению научного знания в области теории и методологии формирования и реализации инвестиционной политики в России. Основные результаты и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы:
- органами исполнительной власти различного уровня при разработке стратегий и программ реализации инвестиционной политики;
- высшими учебными заведениями при подготовке курсов лекций «Основы предпринимательской деятельности», «Управление инвестиционной деятельностью».
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики государства
В поддержании и росте экономического потенциала страны важную роль играют инвестиции. В современных условиях национальная экономика нуждается в инвестициях, и для решения данной проблемы важна серьезная государственная инвестиционная политика.
Инвестиционная политика государства – это составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к инвестиционной деятельности и содержащая цели, направления и определяющая формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.
Сущность инвестиционной политики государства заключается в формировании благоприятного инвестиционного климата. Она должна быть направлена на стимулирование инвестиционной активности, а также на повышение эффективности инвестиционного оборота в стране.
Необходимо отметить, что инвестиционная политика понимается в широком и узком смысле. В широком смысле инвестиционная политика представляет собой комплекс последовательно осуществляемых мероприятий, которые включают в себя: формирование инвестиционной концепции на основе какой-либо идеи или системы идей, разработку стратегии реализации концепции, инвестиционную политику (в узком смысле), а также инвестиционную программу. Инвестиционная концепция определяет ключевую идею и основные направления (отрасли, сектора, сферы) преобразования экономики и должна разрабатываться на срок 20-25 лет[1]. Концепция определяет приоритетность распределения инвестиционных ресурсов и определяет будущую структуру экономики страны, как в отраслевом разрезе, так и в территориальном. Причем идея должна заключаться в перенаправлении деятельности всех сфер экономики на развитие ключевых отраслей, которые, после своего становления, будут способствовать расширению остальных отраслей.
Инвестиционную активность, государство регулирует при помощи законодательства, посредством государственных субсидий, льгот, инвестиций, исполнение экономических и социальных программ, а также через государственное программирование и планирование.
Основным документом, регулирующим принципы государственной инвестиционной деятельности определены в ст. 11 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[2]. В данном документе отмечается, что главными принципами инвестиционной политики государства являются создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Так же к основополагающим принципам инвестиционной политики государства можно отнести:
- повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств;
- совершенствование нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций;
- усиление государственного контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;
- снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
- доведение уровня корпоративного управления в отечественных компаниях до международных стандартов;
- обеспечение единого инвестиционного пространства на территории РФ[3].
Ключевыми целями государственной инвестиционной политики являются:
- увеличение общего объема инвестиций в реальный сектор экономики;
- мобилизация финансовых ресурсов, которые необходимы для инвестиционной деятельности;
- обеспечение стабильности объемов инвестирования;
- повышение эффективности капитальных вложений; поддержка малого и среднего предпринимательства;
- создание дополнительных рабочих мест.
Что касается задач государственной инвестиционной политики, то одной из главных, является создание благоприятной среды, для привлечения и повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Так же, к задачам относятся:
- повышение эффективности капитальных вложений;
- выбор приоритетов;
- формирование подходящих для каждого периода объемов инвестиций и их структуры; увеличение негосударственного инвестирования.
Правильное воздействие государства на процессы инвестирования считаются важным условием обеспечения благоприятного инвестиционного климата и оживления инвестиционной деятельности, что дает возможность обеспечить стабильное развитие социально- экономической системы в целом и интересах всего общества.
Период формирования инвестиционной стратегии зависит: от возможностей прогнозирования состояния экономики (в среднем 10-15 лет); от отрасли - в сфере розничной торговли, услуг, производства потребительских товаров формирование стратегии короче (в среднем 3-5 лет), в добывающих отраслях (5-10лет)[4].
Все эти вышесказанные основы и принципы являются общетеоретическими предпосылками инвестиционной концепции и стратегии любого государства, а сама же стратегия зависит от индивидуального государства, а именно его ресурсного потенциала, демографических факторов, географического расположения и т.д. Инвестиционная стратегия, обычно, претворяется в жизнь в несколько этапов, которые реализуются через инвестиционную политику. Другими словами, инвестиционная политика - это тактика воплощения стратегической политики. Она разрабатывается на период 3-5 лет в масштабах страны и от 1 до 3 лет в отраслях экономики. В отличие от стратегии, инвестиционная политика разрабатывается на основе детальных прогнозов и расчетов.
Разработанная инвестиционная политика особенно государства, прежде своего воплощения, требует тщательной оценки, а именно обоснованности, которая проводиться по следующим критериям: согласованность по целям, направлениям и этапам всей стратегии; внутренняя сбалансированность; согласованность с внешней средой; реализуемость политики с учетом имеющегося ресурсного потенциала (рассматривается возможность формировать и генерировать финансовые ресурсы за счет собственных источников, а также привлечение требуемых финансовых, технологических, сырьевых, энергетических ресурсов); приемлемость уровня риска связанного с реализацией политики; результативность инвестиционной политики, базирующаяся на определении экономической эффективности ее реализации[5].
Таким образом, стратегические мероприятия инвестиционной политики необходимо реализовывать с учетом сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности, а также сохранения, создания и развития особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима.
1.2. Состояние инвестиционной политики России
Инвестиционная политика обязана разрабатываться на всех уровнях финансовой деятельности. На микроуровне - для компаний, финансово - индустриальных компаний, холдингов, банков, фондов и в том числе и семей, осуществляющих инвестиционные проекты[6]. Не менее значима инвестиционная политика областных и городских уровней управления, которая обязана принимать во внимание возможности формирования территориальных единиц с учетом их отличительных черт, быть базой для формирования целевых проектов, избирательной стратегии поддержки наиболее многообещающих планов.
На территориальном уровне - исследование инвестиционной политики лежит на власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований[7].
Возрастающая значимость регионов, финансовых и административных переустройствах в России, предопределила привлечение первенствующего внимания управлению, аккумулированию и результативному применению инвестиционных ресурсов. Анализ и исследование институциональных конфигураций управления инвестиционной политикой на региональном уровне требует учета характеристик структурной перестройки и, в связи со стратегическим направлением формирования, в масштабах всей страны.
В нынешней финансовой литературе предложено множество критериев для установления видов инвестиций:
- источник инвестиций (муниципальные, индивидуальные, иностранные, смешанные);
- характер капиталовложения (реальные, экономические, интеллектуальные, прочие);
- вид участия в управлении (прямые и косвенные);
- промежуток инвестирования (долговременные и кратковременные);
- период окупаемости (быстроокупаемые, долгоокупаемые);
- уровень риска (низкорисковые, среднерисковые, высокорисковые);
- степень ликвидности (высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные, неликивидные) и т.д.