Файл: Теоретические аспекты предпринимательской деятельности без образования юридического лица и особенности управления индивидуальным предпринимателем собственным бизнесом.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Общие положения о предпринимательской деятельности в РФ
1.2. Основные признаки и функции коммуникаций в ИП
1.3. Управление бизнес-коммуникациями с работниками фирмы ИП
Анализ предпринимательской деятельности ИП «Томскнефть»
2.1.Общая характеристика деятельности ИП «Томскнефть»
2.2.Анализ внутрифирменных и межфирменных коммуникаций ИП «Томскнефть»
2.3.Разработка рекомендаций по совершенствованию внутренних коммуникаций в ИП «Томскнефть»
Основным направлением деятельности предприятия является снабжение населения города и за его пределами нефти и газа по доступным ценам, а также ее добыча и разработка новых месторождений.
Главной задачей индивидуального предпринимателя Олегова И.К. является получение прибыли. С этой целью ИП «Томскнефть» заключает договора с предприятиями по изготовлению нефтепродуктов, частными предпринимателями и др. Имущество индивидуального предпринимателя принадлежит на праве полного хозяйственного ведения. В состав имущества индивидуального предпринимателя Олегова И.К. входят: помещение, открытые месторождения, оборудование по добычи нефти и газа, автомобили, торговое оборудование и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в документах.
В целях повышения заинтересованности членов трудового коллектива индивидуального предпринимательства«Томскнефть» в процессе своего развития и создания новых основных фондов тридцать процентов прибыли остается в распоряжении предприятия после обязательных платежей бюджету.
Индивидуальный предприниматель «Томскнефти» согласно установленным законам Томской области имеет право:
1) оказывать услуги предприятиям, организациям и населению города, согласно заключенных договоров.
2) передавать на договорных началах материально-денежные ресурсы другим предприятиям, организациям и гражданам, производящим продукцию или выполняющим для предприятия работы и услуги.
2.2.Анализ внутрифирменных и межфирменных коммуникаций ИП «Томскнефть»
Как налажены внутрифирменные коммуникации в российских компаниях? Какие виды используются? В ИП "Томскнефть" накоплен богатый опыт в этой сфере: отработана и хорошо функционирует система электронного документооборота, внедряется система управления и оценки по ключевым показателям эффективности, проведена большая работа по делегированию полномочий на разных уровнях ответственности.
В силу активного участия ее в делах Томского региона информация о деятельности компании распространяется во всех местных СМИ. В систему корпоративных коммуникаций вовлечен весь персонал предприятия: управляющая компания готовит и рассылает блок информационных сообщений о компании, положении дел в отрасли, достижениях и проблемах, назревших в регионах присутствия компании; издает корпоративную газету "Нефтяная параллель", создает и показывает корпоративную телепередачу "Вахта", которая транслируется в эфире местных телекомпаний.
Но оказывается, и этих мер недостаточно для информирования персонала. Проведенные исследования, как ни парадоксально, указали на нехватку информации на местах. Проблема во многом обусловлена особенностью географического расположения компании. Большинство месторождений "Томскнефти" находятся на значительном удалении от города, и люди, работающие вахтовым методом, зачастую не имеют возможности регулярно получать газеты, смотреть телевизор или следить за событиями при помощи Интернета.
Большую часть Томской области занимают Васюганские болота - одни из самых больших в мире, поэтому до некоторых месторождений добраться можно только вертолетом или по зимникам. Поэтому руководство компании активно использует все возможности для организации встреч с коллективами на местах. Более того, в компании уверены, что для информирования сотрудников необходимо использовать все информационные каналы и инструменты коммуникации. Для решения этой задачи служба персонала совместно с руководством компании разработала специальный проект, цель которого - своевременное и регулярное информирование всех сотрудников о направлениях деятельности компании, ее стратегии, социальной политике, о новых проектах и задачах, об изменениях, происходящих в компании и обществе, а также обеспечение обратной связи. Система внутренних коммуникаций — одна из важнейших стратегических задач руководства
Для налаживания коммуникаций внутри компании используются информационные стенды, буклеты, плакаты, доклады, ящики обратной связи, выступления руководителей в СМИ, тематические страницы в местных газетах (с вопросами и ответами), специализированная телепрограмма, "круглые столы", "прямые линии" и "горячие линии", планерки и совещания, встречи с коллективами, интранет (внутренний объединенный сайт компании).
Информационные стенды размещены в административных зданиях, находящихся как на месторождениях компании, так и в городе - в столовых, общежитиях, культурных центрах, в спортивно-культурном комплексе, на автостанции, с которой сотрудники уезжают на работу, в учебном центре. Рядом с ними расположены места для раздаточного материала (буклетов, газет, копий коллективных договоров и др.) и ящики обратной связи. Ящики опечатаны, вскрывать их и передавать почту в дирекцию по кадровой политике компании могут только специально назначенные работники компании)подрядчика "Томскнефти", не заинтересованные в утаивании или подтасовке информации.
В сектор внутренних коммуникаций дирекции по кадровой политике в установленное время стекаются сведения из аппарата управления, производственного блока и сервисных компаний, дирекции по кадровой политике и отдела по связям с общественностью и информации. Затем сектор формирует информационные блоки, которые размещаются на стендах, рассылаются через внутреннюю сеть. Основные новости направляются в местные газеты и на ТВ. Еще один канал передачи информации - печатные непериодические издания. В компании выпущены буклеты с информацией об ипотечном и образовательном кредитах, буклет о деятельности компании.
Особое внимание в своей работе центр внутренних коммуникаций отводит получению обратной связи, используя для этого почтовые ящики обратной связи, встречи на разных уровнях, дискуссии, обсуждения проблем на страницах местной печати. С целью изучения сложившейся обстановки, выявления существующих проблем, мониторинга отношения сотрудников к компании проводятся социологические исследования (используются разные методы - от анкетирования до личных интервью).Организуются "прямые линии" с первыми руководителями компании и сотрудниками (перед ежегодным собранием акционеров в них участвуют руководители всех главных служб и дирекций). Кассеты с записью "прямых линий" и выпусками специализированной телепрограммы передаются на удаленные месторождения, чтобы люди, не успевшие их посмотреть, могли сделать это в удобное для них время. Кроме того, материалы этих "линий" публикуются на страницах местных газет и размещаются на информационных стендах так же, как материалы встреч руководителей с рабочими коллективами.
Рассмотрим более подробный пример внутренних коммуникаций. В ИП "Томскнефть" для коммуникаций активно используются электронная почта и скайп. В одном из помещений офиса организовали рабочее место для нового сотрудника. Через некоторое время стало очевидным, что в силу специфики функционала ему нужен локальный принтер. Коллеги поведали новичку, что разрешение на закупку оргтехники дает лично генеральный директор, закупкой занимается офис-менеджер, а установкой - специалист техподдержки. Сотрудник, следуя советам коллег, написал служебную записку на имя генерального директора о необходимости приобретения принтера, для верности продублировал заявку по электронной почте, отправив копию также офис-менеджеру. А чтобы ускорить события - оперативно сообщил по скайпу специалисту техподдержки, что надо установить локальный принтер. И завертелась кутерьма. Пока офис-менеджер и специалист техподдержки между собой разобрались, кому и что приобрести/установить, пока разыскали служебную записку с "сиятельной визой" генерального, прошло время. Которое, кстати, оба - и офис-менеджер, и специалист системной поддержки - должны тратить не на выяснение подобных вещей, а совсем на другие, полезные, занятия. А новый сотрудник меж тем сидел без принтера, бегая за своими распечатками к сетевому принтеру, наматывая по офису лишние километры и также теряя свое рабочее время.
Налицо неотлаженный процесс и вечный спутник этого явления - хаос во внутренних коммуникациях. Цена этому хаосу - потери рабочего времени и снижение производительности труда.
Как часто предприниматели сталкиваются с тем, что каналы внутренних коммуникаций используются нерационально и хаотично, в лучшем случае по неформальным правилам, а в худшем - кому как в голову придет.
Если этих каналов несколько, а при современном уровне развития информационных технологий в любом офисе их, как правило, не один и не два, то сотрудники не имеют возможности структурировать поток входящей информации. И вынуждены разбирать этот поток самостоятельно, часто получая и отправляя дублирующие друг друга сообщения по разным каналам. Другая крайность - данные передаются не по соответствующим каналам. И это также результат отсутствия системы внутренних коммуникаций. Например, сотрудники передают файлы по почте или с помощью иных средств связи, а не через серверное хранилище, которое есть во многих корпоративных сетях. Или назначают совещание, используя скайп или какой-нибудь коммуникатор, вместо Outlook, который имеет соответствующий сервис. К сожалению, таких примеров множество.
Как видно, с масштабом бизнеса компании эти вещи не связаны. Скорее, они связаны (и усугубляются) с ростом бизнеса. И хвататься за построение системы внутренних коммуникаций в период бурного развития компании - значит, следовать известному отечественному принципу "нужно еще вчера".
Чем меньше компания, тем проще выстроить внутренние коммуникации в систему. И когда предприятие вступит в фазу бурного роста, наводить порядок в коммуникационном хаосе будет уже не с руки. Существует заблуждение , которое говорит о том, что внутренние коммуникации - это часть корпоративной культуры, а корпоративная культура - это корпоративные праздники, различные мероприятия вне работы и прочие «излишества".
Безусловно, внутренние коммуникации - это часть корпоративной культуры, причем весьма важная ее часть в ИП «Томскнефть» . Но корпоративная культура - это не только праздники. Это культура ведения бизнеса в компании, культура взаимодействия функций, процессов, подразделений, сотрудников. Внутренние коммуникации - это не развлечение, а осознанная необходимость. Отношение к ней, как к излишеству и роскоши, отрицательно влияет на качество любого бизнес-взаимодействия.
Эффективная система внутренних коммуникаций - инструмент, помогающий снизить напряжение всего персонала в компании, находящейся в кризисной ситуации. Именно внутренние коммуникации предоставляют возможности доведения до персонала идей лидера, снижения демотивирующего влияния агрессивных внешних обстоятельств, сплочения коллектива и его объединения против "внешнего врага». А так как в ИП «Томскнефть» довольно развитая система внутренних коммуникаций, то можно сказать, что ИП хорошо справляется в кризис.
Один из самых губительных для корпоративной среды факторов - информационный голод. Информационное пространство компании не терпит вакуума, и любая "дыра" в нем мгновенно заполняется фантазиями, способными расшатать всякую, даже самую стройную, систему. Именно СВК поддерживает ровный информационный фон компании и обеспечивает своевременное поступление необходимых сведений.
Корпоративные мероприятия
Отдел управления персоналом в ИП «Томскнефть» совместно с маркетологами могут инициировать проведение различных внутренних праздников, осуществляемых частично за счет персонала компании. Как же замотивировать людей участвовать в подобных мероприятиях, да еще и вкладывать в это собственные средства? Ведь часто бывает так, что руководство, проводя дорогостоящие корпоративы, в ответ получает неблагодарность: люди либо отказываются присутствовать на мероприятии вовсе, либо недовольны им? Почему так происходит? Вроде бы, компания тратит немалые деньги. Может быть, большинству сотрудников не нравится боулинг, а корпоративные мероприятия там проводятся потому, что боулинг - это любимое хобби генерального директора? Данные недовольства можно снять, когда сотрудники , зная интересы и увлечения всех без исключения работников, могут сформировать тот вариант корпоративного досуга, который устроит каждого сотрудника. Задача маркетологов как раз состоит в том, чтобы придумать и организовать такой праздник-повод, который был бы интересен всем! А если намечается интересное мероприятие в кругу коллег, то почему бы его не посетить даже и за свой счет? HR-отдел со своей стороны должен заняться обеспечением мотивации сотрудников на проведение подобного рода культурно-развлекательных программ.
Внутреннее обучение
Внутреннее обучение в ИП «Томскнефть», выступающее сильной нематериальной мотивацией персонала, сейчас приобретает особое значение в свете того, что многим компаниям пришлось сильно урезать или вовсе ликвидировать бюджеты на образование. В этом случае могут помочь внутренние тренинги и неформальное обучение, когда сотрудник одного департамента делится знаниями со своими коллегами из других отделов. Помимо того, что оно бесплатно для работодателя, сотрудники на встречах обсуждают именно те вопросы, которые действительно актуальны в данный момент, и совместно формируют возможные решения этих задач. Такого рода обучение можно поставить на регулярную основу, предварительно выяснив, в какой информации нуждается персонал, и кто из специалистов компании готов выступить в роли тренера. Выяснить это опять-таки поможет либо опрос сотрудников, либо анкетирование. Здесь тоже большую роль играет метод сегментации: ведь важно донести необходимую информацию именно тем людям, которые в ней сейчас нуждаются, а не проводить обучающие семинары просто для галочки. В этом и заключается маркетинговый подход в обучении персонала.