Файл: Менеджмент человеческих ресурсов(Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами предприятия).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
Таблица 7
Реестр уровня ответственности персонала ОАО «ТЭСС» [28]
Категории персонала |
Уровень ответственности |
Базовая ставка (БС) |
|
1 |
1,8 |
|
2 |
1,5 |
|
3 |
1,2 |
|
4 |
1,0 |
Индивидуальная ставка может колебаться от 70 до 120% базовой. По результатам оценки труда целесообразно определить четыре зоны эффективности, показывающие соответствие трудовой деятельности требованиям труда:
0,7 % |
1,0 |
1,1 |
1,15 |
1,20 |
R1 |
R2 |
R3 |
R4 |
R5 |
R1 — не выполняется одна или несколько главных трудовых функций;
R2 — в целом результаты труда соответствуют заданным;
R3 — работник выполняет свои функции выше среднего показателя;
R4 — работник существенно преуспевает в работе;
R5 — вводится для исключительных случаев.
Материальное поощрение предусматривается, начиная со степени «соответствия работника установленным требованиям». Таких работников около 60% от общего числа, значительно превышающих требования – около 10% и просто превышающих требования – 20%. Примерно 10% работников, не выполняющих установленные требования, вообще не поощряются.
Механизм расчета премиального вознаграждения, мотивирующего сотрудников к выполнению нестандартных, срочных работ и заданий включает в себя использование коэффициентов к базовому окладу работника в зависимости от вида нестандартных, срочных работ (таблица 8).
Таблица 8
Коэффициенты к базовому окладу работника в зависимости от вида нестандартных, срочных работ на плановый период[29]
Виды нестандартных работ |
Поправочный коэффициент (К1) за 1 чел.час |
1.Сверхурочные работы по ремонту оборудования, техники в осенний и весенний периоды |
0,04 |
2.Сверхурочные работы по ремонту оборудования, техники в летний период |
0,02 |
3.Сверхурочные работы по ремонту оборудования, техники в зимний период |
0,06 |
4.Выполнение работ, не предусмотренных должностной инструкцией в целях ликвидации последствий аварии либо срочного устранения неполадок оборудования, техники |
0,05 |
Механизм определения персональных надбавок, направленных на привлечение и удержание «дефицитных», имеющих высокую значимость специалистов включает в себя формирование Реестра наиболее ценных специальностей для ОАО «ТЭСС» и присвоение каждой ценной для организации профессии своего поправочного коэффициента значимости (таблица 9).
Таблица 9
Реестр наиболее ценных специальностей для ОАО «ТЭСС» [30]
Специальность, квалификация |
Поправочный коэффициент (К2) в расчете на 1 мес. |
|
1,25 |
|
1,15 |
|
1,18 |
|
1,20 |
|
1,30 |
|
1,33 |
Исходя из вышеизложенного, определим технологию расчета заработной платы согласно предложенному механизму материального стимулирования работников ОАО «ТЭСС» Расчет производится по формуле:
ОТ = О + БС + (О * R) + ( К1 * О * Q) + ( К2 * О) + Д + П (1)
где ОТ – заработная плата, руб.;
БС – базовая ставка, согласно уровню ответственности и ценности рабочих мест;
О – сумма оклада, согласно Трудового договора, уровня квалификации, образования и специальности, руб.;
R – индивидуальная ставка в зависимости от эффективности труда;
К1 – поправочный коэффициент по видам нестандартных, срочных работ;
Q – объем выполненных нестандартных, срочных работ, чел.час.;
К2 – поправочный коэффициент по наиболее ценным специальностям;
Д – доплаты и надбавки предусмотренные Трудовым договором, Трудовым кодексом РФ, руб.;
П – премии, согласно Приказам руководителя организации, Коллективного договора.
Далее произведем расчет экономического эффекта от использования системы мотивации и стимулирования труда персонала организации.
По данным отчетного периода выявлены потери рабочего времени за счет внутрисменных простоев, образовавшихся в связи с тем, что зачастую работники предприятия не выполняют работы, которые не предусмотрены их должностной инструкций, при ликвидации аварий, за пределами норм рабочего времени. В таблице 10 проведем расчет экономических потерь ОАО «ТЭСС» от внутрисменных простоев за отчетный год.
Таблица 10
Экономические потери ОАО «Тюменьэнергосетьсеровис»
от внутрисменных простоев за отчетный год[31]
Показатели |
Значение |
Количество отработанных чел.час. на предприятии всеми работниками |
218 880 |
Количество внутрисменных простоев, чел.час. |
16433 |
Выручка от основной деятельности за 2009 год, тыс. руб. |
185891 |
Прибыль предприятия, приходящаяся на 1 чел.час., тыс. руб. |
0,849 |
Убыток предприятия от неэффективного использования рабочего времени, тыс. руб. |
13 956 |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что сумма экономических потерь от внутрисменных простоев составила 13 956 тыс. руб. Для ликвидации внутрисменных простоев необходимо повышение мотивации и стимулирования персонала и для этого необходимо использовать поправочные коэффициенты к базовому окладу работника при условии его эффективной работы в нестандартных условиях.
В таблице 11 рассмотрим формирование фонда оплаты труда по устранению внутрисменных простоев с использованием поправочных коэффициентов для работников ОАО «ТЭСС».
Таким образом, для ликвидации внутрисменных простоев необходимо сформировать дополнительный фонд оплаты труда в размере 4 806,8 тыс. руб.:
(219 + (219 * 0,06)) * 16 433 = 3 814,8 тыс. руб.
Таблица 11
Формирование фонда оплаты труда по устранению
внутрисменных простоев для работников ОАО «ТЭСС» [32]
Показатели |
Значение |
Среднее количество чел./час. отработанных 1 работником в месяц |
192 |
Средняя заработная плата 1 работника в месяц, руб. |
42 000 |
Стоимость 1 чел. час., руб. |
219 |
Средний коэффициент к базовому окладу работника в зависимости от виды нестандартных, срочных работ |
0,06 |
Фонд оплаты труда для ликвидации внутрисменных простоев, тыс. руб. |
4 806,8 |
В таблице 12 рассмотрим экономический эффект от использования новой системы доплат при ликвидации внутрисменных простоев.
Таблица 12
Экономический эффект от использования новой системы
доплат при ликвидации внутрисменных простоев
ОАО «Тюменьэнергосетьсервис» [33]
Показатели |
Значение |
Потери предприятия от неэффективного использования рабочего времени, тыс. руб. |
13 956 |
Затраты на оплату труда персонала для ликвидации внутрисменных простоев, тыс. руб. |
4806,8 |
Экономический эффект от использования новой системы доплат, тыс. руб. |
9149,5 |
Таким образом, при использовании новой системы стимулирования труда персонала ОАО «ТЭСС» предприятие сможет получить дополнительно 9 149,5 тыс. руб. прибыли за счет ликвидации внутрисменных простоев.
Выводы.
В целях совершенствования системы управления человеческими ресурсами в ОАО «ТЭСС» рекомендуется следующие мероприятия:
1. Мероприятия по развитию персонала: разработка программы планирования карьеры сотрудников; разработка программы коучинга персонала;
2. Мероприятия по повышению уровня мотивации и стимулирования труда: внедрение механизма определения размера оклада на основании комплексной оценки ценности должностей (рабочих мест); внедрение механизма расчета премиального вознаграждения, мотивирующего сотрудников к выполнению нестандартных, срочных работ и заданий; внедрение механизма определения персональных надбавок, направленных на привлечение и удержание «дефицитных», имеющих высокую значимость специалистов.
Человеческие ресурсы - это особый вид ресурсов, свойства и способности которых у каждого человека индивидуальны и скрыты от посторонних глаз. Надо умело их выявлять, чтобы максимально использовать способности человека для достижения его личных и общих целей организации[34].
Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас здоровья, знании, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов данного человека.
Человеческие ресурсы нуждаются в профессиональном управлении на системной основе. Выделяют следующие цели управления человеческими ресурсами: постоянное повышение качества человеческого капитала за счет улучшения его структуры путем возрастания удельного веса наиболее ценных для работодателя категорий наемного персонала; повышение экономической отдачи от использования человеческого капитала путем создания условий для повышения производительности труда работников и сокращения финансовых потерь от брака и иных производственных упущений; эффективное противодействие любым рискам, связанным с формированием и использованием данного капитала (то есть кадровым рискам).
ОАО «ТЭСС» оказывает услуги в сфере проектных, строительных, монтажных, пусконаладочных и метрологических работ на предприятиях электроэнергетики и ЖКХ на территории Югры, Тюменской и Курганской области.
Численность работников организации в 2015 г. увеличилась на 2 человека (или 12,2%) по сравнению с 2013 г. При этом численность рабочих увеличилась на 13,1 %, а численность ИТР повысилась на 7,1 %. Большинство работающих в ОАО «ТЭСС» в возрасте от 30 до 40 лет, причем в основном это рабочие, а ИТР – в возрасте от 25 до 50 лет, что объясняется продвижением с возрастом по карьерной лестнице.
Показатели движения кадров характеризуют непостоянство текучести кадров, возрос коэффициент оборота по приему на 7,1 %, но снизился коэффициент оборота по выбытию на 5,3%, что связано с увольнением постоянных работников в силу отсутствия льгот и несовершенства системы оплаты труда.
В целях совершенствования системы управления человеческими ресурсами в ОАО «ТЭСС» рекомендуется следующие мероприятия:
1. Мероприятия по развитию персонала: разработка программы планирования карьеры сотрудников; разработка программы коучинга персонала;
2. Мероприятия по повышению уровня мотивации и стимулирования труда: внедрение механизма определения размера оклада на основании комплексной оценки ценности должностей (рабочих мест); внедрение механизма расчета премиального вознаграждения, мотивирующего сотрудников к выполнению нестандартных, срочных работ и заданий; внедрение механизма определения персональных надбавок, направленных на привлечение и удержание «дефицитных», имеющих высокую значимость специалистов.
Список литературы
Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник, 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Издательство «Маркет ДС», 2012.
Брюхов А.М. Научный анализ понятий «человеческий капитал» и «управление человеческим капиталом» // Челябинский гуманитарий. - 2012. - № 18. - С. 23-26.
Гузакова О.Л., Фурсик С.Н., Андронович С.А., Жилина Е.А. Качество человеческого капитала как фактора экономического роста. – Вологда: ВГПУ, 2011.
Кузнецова, О.И. Эволюция подходов к концепции человеческого капитала // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2014. – № 1. – С. 72-76.
Пивоваров В.И., Мазур В.В. К вопросу о человеческом капитале // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 4 (49). С. 172-176.
Скибицкий Э.Г., Толсыбаев Б.С. Управление человеческим капиталом как фактор инновационного развития // Инновации. – 2011. - № 6. – С. 37.