Файл: Менеджмент человеческих ресурсов(Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все эти средства и методы теснейшим образом взаимосвязаны, и только системное их использование позволяет получить действительный эффект человеческого капитала[18].

Характеристика основных элементов системы управления человеческими ресурсами в целях повышения конкурентоспособности организации представлена в табл. 1.

Содержание

Таблица 1

Цели, принципы формирования и элементы системы управления человеческими ресурсами[19]

Элементы

1

2

Цель

Мобилизация всех внутренних возможностей и знаний, которыми обладают сотрудники, и ориентация их в направлении цели таким образом, чтобы обеспечить синергетический эффект.

Принципы разработки

Отношение к сотрудникам как к ключевой ценности и стремление к обеспечению их благополучия. Компетентностный подход к управлению человеческими ресурсами. Демонстрация уважения к индивидуальности и ценности каждого человека путем поощрения высокой производительности в доброжелательной и стимулирующей трудовую активность атмосфере, уважение прав человека, поддержка открытого и доверительного отношения и уважения сотрудников друг к другу, бережное отношение к творческим личностям. Ответственность менеджмента за обучение и развитие персонала. Поощрение инициативы каждого, ее ориентация при обеспечении свободной творческой деятельности, поощрение принятия на себя ответственности в сложных ситуациях.

Приоритеты

Мобилизация знаний сотрудников и их стимулирование к генерации, передаче и использованию знаний. Развитие интеграционных команд, обменивающихся знаниями. Реализация политики «открытых дверей», поощряющей работников выносить свои проблемы на рассмотрение высшего руководства. Постоянное взаимодействие менеджеров с работниками. Расширение использования такого средства профессионального контроля, как индивидуальная свобода

Основные формы реализации компетентностного подхода к управлению человеческими ресурсами

Развитие компетенций специалистов на основе Т-модели.

Реализация пяти активных ролей (ключевых функций), обеспечивающих генерирование, распространение и использование новых знаний: (1) генерация идей и новых знаний; (2) отстаивание нового знания как организационного; (3) управление реализацией нового знания; (4) информационный контроль; (5) поддержка и инструктаж сотрудников. Ключевые функции являются уникальными, требуют особых компетенций и выполняются ограниченным числом сотрудников; большинство из них реализуется специалистами, знающими потенциал сотрудников, особенности стратегии и организационных взаимосвязей, использующими возможности организационной культуры и обладающими определенными личностными качествами.


Продолжение таблицы 1

1

2

Особенности реализации функциональной подсистемы управления человеческими ресурсами

Сценка персонала на всех этапах (от приема до увольнения) по критериям, характеризующим профессиональную успешность работника. Оценка и максимально полное использование компетенций ключевых специалистов и руководителей, стимулирование их способности к творчеству, предприимчивости, умения работать в команде, нравственной надежности. Индивидуализация стимулов, методов воздействия и контроля деятельности ключевых специалистов. Совершенствование системы мотивации с учетом потребностей высшего уровня (не умаляется значение материального стимулирования). Оперативная реакция на успехи и недочеты в работе. Обеспечение разумного баланса при выработке системы поощрений.

Лидерство

В основе лидерства - доверие к руководителю, признание его авторитета, высокого уровня квалификации, личные симпатии к нему, а также его стремление учиться и перенимать опыт, его готовность поддерживать коллектив во всех начинаниях. Основополагающий момент в преобразованиях - наличие у лидера видения будущего организации, его умение оценивать открывающиеся возможности для инноваций. Лидеры, обеспечивающие эффективное управление интеллектуальным капиталом: понимают механизмы положительной и отрицательной обратной связи в бизнес-системе, а также характер технологической сети и ее инфраструктуры; имеют ясное видение будущего организации; являются «социальными архитекторами» организации, создают ее философию, систему норм и ценностей; формируют в организации атмосферу доверия, стремясь к максимальной четкости своих позиций; зная свои сильные и слабые стороны, акцентируют внимание на сильных сторонах, что привлекает последователей и создает чувство уверенности; обладают мужеством, характером, волей; применяют психологические приемы для победы над конкурентами.

Организационная культура

Организационная культура приобретает более демократичные черты, акцент переносится на совместную работу, поощряется личная заинтересованность и ответственность, подчеркивается исключительная ценность вклада индивидуума в деятельность организации

Критерии и основные показатели эффективности

Уровень развития (прирост) человеческого капитала.
Уровень лояльности сотрудников к организации. Внешний кадровый имидж организации (общение с партнерами, клиентами, помощь им в развитии бизнеса, в обучении, консультировании, то есть в выстраивании алгоритма уважительного отношения к своим партнерам, клиентам с желанием содействовать всеми возможными способами их процветанию). Показатель удовлетворенности работников сложившейся корпоративной системой организации труда и социальных отношений - интегральная характеристика работы всех уровней системы управления персоналом. Удельные вложения в обучение сотрудников, их развитие.


Управление человеческими ресурсами организации требует регулярной и объективной оценки человеческого капитала. Оценка качества человеческого капитала осуществляется кадровой службой по организации в целом и по каждому из ее структурных подразделений. Результаты оценки доводятся до соответствующих менеджеров и служат основанием для разработки планов мероприятий по поддержанию достигнутого уровня качества человеческого капитала и его улучшению[20].

Выводы.

Человеческие ресурсы - это особый вид ресурсов, свойства и способности которых у каждого человека индивидуальны и скрыты от посторонних глаз. Надо умело их выявлять, чтобы максимально использовать способности человека для достижения его личных и общих целей организации[21].

Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас здоровья, знании, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов данного человека.

Человеческие ресурсы нуждаются в профессиональном управлении на системной основе. Выделяют следующие цели управления человеческими ресурсами: постоянное повышение качества данного капитала за счет улучшения его структуры путем возрастания удельного веса наиболее ценных для работодателя категорий наемного персонала; повышение экономической отдачи от использования человеческого капитала путем создания условий для повышения производительности труда работников и сокращения финансовых потерь от брака и иных производственных упущений; эффективное противодействие любым рискам, связанным с формированием и использованием данного капитала (то есть кадровым рискам).

Глава 2. Анализ управления человеческими ресурсами в

ОАО «Тюменьэнергосетьсервис»

2.1. Анализ кадрового состава предприятия

ОАО «Тюменьэнергосетьсервис» оказывает комплексные услуги в сфере проектных, строительных, ремонтных и пусконаладочных работ на объектах электроэнергетики.

В оценке человеческого капитала предприятия необходима характеристика его количественной и качественной сторон. Количественная характеристика трудового потенциала предприятия в первую очередь измеряется такими показателями, как списочная и среднесписочная численность работников (см. таблицу 2).


Таблица 2

Количественная персонала ОАО «ТЭСС» за 2013 – 2015 гг.[22]

Показатель

2013 год

2014 год

2015

год

Динамика

+;-

%

Среднесписочная численность:

В том числе:

рабочие

ИТР

98

84

14

104

87

17

110

95

15

+12

+11

+1

112,2

113,1

107,1

2. Рабочее время, дни

202

212

230

+28

113,9

3. Фонд ресурсов труда

19796

22048

25300

+5504

127,8

Численность работников в 2015 г. увеличилась на 12 человек (или 12,2%) по сравнению с 2013 г. При этом численность рабочих увеличилась на 13,1 %, а численность ИТР повысилась на 7,1 %. Можно сделать вывод, что изменение разных категорий работников в целом происходит пропорционально общему изменению, что свидетельствует о стабильности структуры трудового потенциала. За счет увеличения численности персонала, в основном рабочих, и количества отработанных дней значительно увеличился также и фонд ресурсов труда.

Возрастной состав персонала ОАО «ТЭСС» представлен в таблице 3. Большинство работающих в ОАО «ТЭСС» в возрасте от 30 до 40 лет, причем в основном это рабочие, а ИТР – в возрасте от 25 до 50 лет, что объясняется продвижением с возрастом по карьерной лестнице.

Таблица 3

Возрастной состав работающих ОАО «ТЭСС» [23]

Категории персонала

До 30лет

От 30 до 50 лет

От 51 года и старше

Рабочие

18

102

19

Специалисты

5

10

3

Руководители

2

19

6

Итого:

25

131

28

В процентах от общего числа работающих

13,6%

71,2%

15,2%


Работники до 30 лет и старше 50 составляют незначительную часть персонала, поскольку, как правило, к 25 годам большинство людей получают образование, а после 50 лет выходят на пенсию.

Состав персонала ОАО «ТЭСС» по уровню образования представлен в таблице 4.

Таблица 4

Состав работающих в ОАО «ТЭСС» по уровню образования [24]

Категории

Высшее образование

Среднее

профессиональное

образование

Среднее

Рабочие

2

10

127

Специалисты

10

7

1

Руководители

8

16

3

Итого:

20

33

131

В процентах от общего числа работающих

11

17,9

71,1

Изменения, происходящие в составе работающих, являются результатом движения работников. Для характеристики движения работников рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей: коэффициент оборота по приему; коэффициент оборота по выбытию, коэффициенты текучести и постоянства кадров.

Динамика численности персонала ОАО «ТЭСС» и показатели, характеризующие движение работников, представлены в таблице 5.

Таблица 5

Движение численности работников ОАО «ТЭСС» за 2013 - 2015 гг. [25]

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Динамика

+;-

%

Численность на начало года

101

96

112

+11

110,9

Численность на конец года

96

112

108

+12

112,5

Среднесписочная численность

98

104

110

+12

112,2

Принято всего работников

14

24

16

+2

114,3

Выбыло всего:

по собственному желанию

по другим причинам

19

18

1

8

6

2

20

17

3

+1

-1

+2

105,3

94,4

300,0

Количество работников, проработавших весь год

75

82

84

+9

112,0

Коэффициент оборота по приему

0,14

0,23

0,15

+0,1

107,1

Коэффициент оборота по выбытию

0,19

0,08

0,18

-0,01

94,7

Коэффициент текучести кадров

0,18

0,06

0,15

-0,03

83,3

Коэффициент постоянства кадров

0,77

0,79

0,76

-0,01

98,7