Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
Согласно положениям действующих подзаконных нормативных правовых актов, предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации оперативными подразделениями органу дознания, следователю, прокурору либо в суд имеет место на основании постановления руководителя органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность, и подразумевает передачу в закрепленном законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые по факту определения их относимости и допустимости для уголовного судопроизводства могут приобщаться к материалам уголовного дела.
Перечень руководителей или должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность подразделений, которые наделены правом вынесения постановления о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору либо в суд, соответствуют перечню должностных лиц, которые обладают правом подписи постановлений и утверждения заданий на осуществление оперативно-технических мероприятий. Перечень названных лиц может дополняться некоторыми ведомственными нормативными правовыми актами.[9]
В процессе подготовки материалов следует учитывать, что сведения об используемых либо использованных в процессе проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, источниках, средствах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, которые внедряются в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, а также о лицах, которые оказывают либо оказывали им содействие на конфиденциальной основе, а равно об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, составляют государственную тайну и, соответственно. ни под каким предлогом не подлежат разглашению.
Перед предоставлением материалов данные сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя осуществляющего оперативно-розыскную деятельность органа, либо подлежат предоставлению в соответствии с положениями ст. 16 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».[10]
Постановление о рассекречивании подлежит утверждению руководителем, который имеет на это соответствующие полномочия.
Представление результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации слагается из:
- вынесения руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. постановления о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору либо в суд;
- при необходимости вынесения постановления о рассекречивании тех или иных оперативно-служебных документов, которые содержат в себе государственную тайну;
- оформления сопроводительных документов и фактической передачи материалов, как то: пересылка по почте, передача нарочным и т.п.[11]
В каждом конкретном случае возможность предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности, которые содержат сведения об организации и тактике производства оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений в качестве информации, в обязательном порядке должна быть согласована с исполнителем соответствующих мероприятий.
3 Относимость и допустимость доказательств, полученных в результате ОРД
Достаточно важным представляется вопрос – в состоянии ли нарушения правового режима собирания оперативно-розыскных данных, закрепленные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», повлечь за собой недопустимость сформированных на их основе доказательств. Статья 75 УПК Российской Федерации недопустимость связывает только с нарушениями самого кодекса, в связи с чем при буквальном толковании названной статьи нарушения оперативно-розыскного закона практически не принимаются. Но такого рода подход противоречил бы положениям ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации, где недопустимость доказательств поставлена в зависимость от нарушения при получении таковых любого федерального закона, в том числе, очевидно, и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В связи с этим доказательства, которые были получены в результате оперативно-розыскных мероприятий, проведенных с существенными нарушениями закона, должны быть признаны недопустимыми. Другое создавало бы возможность, не нарушая формально норм уголовно-процессуального законодательства, в обход них вовлекать в орбиту уголовного судопроизводства предметы и сведения, которые добыты с нарушением конституционных прав личности.[12]
Условием допустимости полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий доказательств, в первую очередь, выступает соблюдение определенных требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а именно:
- в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий возможно использование лишь таких технических и других средств, которые не могут нанести ущерб жизни и здоровью людей и не могут причинить вред окружающей среде;
- запрещено производство оперативно-розыскных мероприятий и применение специальных и других технических средств, которые предназначены для негласного получения информации, не уполномоченными на то физическими и юридическими лицами;
- проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений, которые передаются по сетям почтовой и электрической связи, а равно право на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения и при наличии информации:
а) о признаках готовящегося, совершаемого либо совершенного общественно опасного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
б) о лицах, которые готовят, совершают либо совершили преступление, по которому производство предварительного следствия обязательно;
в) о событиях либо действиях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической либо экологической безопасности Российской Федерации.
В нетерпящих отлагательства случаях, которые могут привести к совершению тяжкого преступления, а равно о наличии данных о действиях и событиях, которые создают угрозу государственной. Военной, экономической либо экологической безопасности Российской Федерации, допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в обязательном порядке уведомив в течение 24 часов суд либо судью;
- проверочная закупка либо контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена, либо оборот которых ограничен, а равно оперативный эксперимент либо оперативное внедрение должностных лиц оперативных подразделений, а также оказывающих им содействие лиц осуществляется на основании утвержденного руководителем оперативного органа постановления;
- проведение оперативного эксперимента допустимо лишь в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, а равно в целях выявления и установления лиц, которые их готовят, совершают либо уже совершили;
- при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые предусмотрены п.п. 1-4 и 6 ч. 2 ст. 7 Федерального закона, в частности, при наличии признаков преступления, а равно о лицах, которые его готовят, совершают либо совершили, при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, запрещено проводить: обследование помещений, зданий и сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи;
- предание гласности сведений о лицах, которые внедрены в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках оперативных подразделений, а также о лицах, которые оказывают им содействие на основе конфиденциальности, допустимо только с их письменного согласия и в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
- изъятие материалов, сообщений и материалов, а равно прерывание предоставления услуг связи при производстве оперативно-розыскных мероприятий допускается только при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической либо экологической безопасности Российской Федерации.[13]
Здесь представляется, что нарушение названных условий делает недопустимыми все полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий доказательства. Например, проникновение сотрудников оперативного подразделения в жилище против воли проживающих в нем лиц при отсутствии судебного разрешения, либо в неотложных случаях без последующего уведомления суда в процессе проведения оперативного эксперимента в целях изъятия наркотических средств, лишает доказательственной силы полученные таким образом вещественные доказательства, показания свидетелей подобного рода изъятия, изготовленную при этом видеозапись, заключение эксперта и т.п.
Не допускаются провоцирующие действия сотрудников оперативных подразделений и лиц, которые оказывают им содействие на основе конфиденциальности, подталкивающие лицо к совершению преступления, например, уговоры приобрести наркотическое вещество для лица привлеченного сотрудниками полиции к участию в оперативном эксперименте, обещание угостить наркозависимое лицо приобретенным подобным образом наркотиком и т.п.
Заключение
Компетентные государственные органы в процессе противодействия преступности достаточно широко применяют методы оперативно-розыскной деятельности. Полученная в процессе таковой деятельности информация является гарантом достоверности истины по уголовным делам. Оперативно-розыскная информация улавливает факты, которые имеют отношение к событию преступления. А равно фиксирует связи таких фактов между собой и с источниками, которым они известны. В сочетании с процессуальными доказательствами такая информация обеспечивает познание глобальных связей, которые характеризуют развитие преступления. Информация содержится в материалах оперативно-розыскной деятельности, используемых для решения установленных законодательством задач, а равно способствуют актуализации процесса расследования.
Полученная оперативным путем информация представляет собой результаты оперативно-розыскной деятельности, существенно отличающиеся от доказательств по правовой природе и, прежде всего, в части субъектов, методов осуществления деятельности и источников получения сведений. Таким образом, отождествлять доказательства по уголовному делу и материалы оперативно-розыскной деятельности нельзя.
Результаты оперативно-розыскной деятельности не могут непосредственно использоваться в качестве доказательств, поскольку на законодательном уровне предусмотренные форма и порядок их получения существенно отличаются от доказательств уголовно-процессуального характера.
Для вовлечения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскной деятельности необходимо дополнительное проведение следственного действия, позволяющего субъектам процессуальной деятельности воспринять факты и обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела и облегчить их в определенную уголовно-процессуальным законодательством форму. Для этого результаты оперативно-розыскной деятельности должны отвечать ряду требований.
В необходимых случаях полученные в результате оперативно-розыскной деятельности документы и предметы подвергаются экспертным исследованиям. В то же время следует иметь в виду, что экспертиза может назначаться и проводиться лишь после того, как названные предметы либо документы будут признаны доказательствами и в данном качестве приобщены к материалам уголовного дела.