Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 3
Введение
В уголовно-правовом доказывании проблематика использования результатов оперативно-розыскной деятельности в современном уголовном судопроизводстве представляется достаточно актуальной.
Проблема применения результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве вызывает на протяжении последних десятков лет оживленные дискуссии среди, как ученых, так и практических сотрудников. Противоречие их взглядов, равно как и отсутствие четкого разрешения данного вопроса на законодательном уровне сказывается отрицательно на правоприменительной практике. Вместе с тем, и для следователей, и для оперативных сотрудников давно стало очевидным фактом то, что без применения в качестве информации результатов оперативно-розыскной деятельности в ряде случаев просто не представляется возможным установить весь круг подлежащих доказыванию обстоятельств, а равно всех соучастников преступлений.
Исходя из актуальности избранной темы, цель представленной курсовой работы заключается в рассмотрении вопросов использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания в качестве информации.
Достижению поставленной задачи будет способствовать решение ряда задач, среди которых следует отметить:
- рассмотреть сущность результатов оперативно-розыскной деятельности;
- дать характеристику использованию в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации:
- изучить относимость и допустимость доказательств, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности.
В качестве объекта курсовой работы выступают нормы уголовно-процессуального законодательства, призванные регулировать правоотношения в сфере доказывания и доказательств в уголовном судопроизводстве.
Предметом представленной курсовой работы выступают теоретические и практические основы исследования результатов оперативно-розыскной деятельности как информации при расследовании преступлений.
Методологическую основу исследования данной работы составляют общенаучные методы познания, а именно: структурный, логический, сравнительно-правовой и системно-структурный.
1 Сущность результатов оперативно-розыскной деятельности
Предназначение оперативно-розыскной деятельности заключается в способствовании органам дознания и предварительного расследования в успешном раскрытии и расследовании преступлений, а равно в розыске лиц, которые скрылись от следствия и суда. В связи с этим оперативно-розыскной деятельности отводится присущее ей место в работе правоохранительных органов. В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», под таковой понимается вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным законом, в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[1]
Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности применяют разные юридические науки, в частности: оперативно-розыскная деятельность, криминалистика, уголовное право и уголовный процесс. Каждая из названных наук обладает своим предметом исследования, своей направленностью в анализе понятия результатов оперативно-розыскной деятельности, и для этого пользуется собственными методами. Таковой подход дает возможность выделить уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, криминалистический и оперативно-розыскной аспект феномена результатов оперативно-розыскной деятельности, так как в процессе раскрытия и расследования преступлений они могут обладать не только оперативно-розыскным, однако и криминалистическим, уголовно-процессуальным, и уголовно-правовым назначением.[2]
Специфика оперативно-розыскной деятельности не может не отражаться на выработке понятия результатов оперативно-розыскной деятельности. Так, к примеру, сведения, которые были получены в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, сотрудники оперативно-розыскных подразделений справе передавать в иные подразделения полиции, в соответствии с положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственных приказов, заводить дела оперативного учета, применять для разрешения разного рода оперативно-тактических задач, предоставлять органу дознания или следователю в целях решения вопроса о возбуждении уголовного дела и использования в качестве информации в процессе доказывания.[3]
Законодательное закрепление понятия результатов оперативно-розыскной деятельности содержит п. 36.1 ст. 5 УПК Российской Федерации, согласно которому, результаты оперативно-розыскной деятельности представляют собой сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» о признаках подготавливаемого, совершаемого либо совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих либо совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия либо суда.[4]
Из приведенного определения представляется возможным выделить некоторые признаки результатов оперативно-розыскной деятельности, а именно:
- во-первых, это сведения;
- во-вторых, это сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- в-третьих, это сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого либо совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих либо совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия либо суда.
В соответствии с буквальным толкованием, законодателем к результатам оперативно-розыскной деятельности отнесена исключительно информация. По данному вопросу в специализированной литературе имеет место важное суждение относительно данного вопроса. Так, по мнению Н.С. Железняка, при оперативном внедрении одной из задач может выступать не только получение оперативно значимых сведений, т.е. информационная задача, однако и дискредитация лидера преступной группы, ее переориентация либо разобщение. Такая задача информационного характера не носит, решение ее направлено на предотвращение преступной деятельности.[5]
Возможность применения результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе находится в зависимости от способа познания информации и признаках готовящегося, совершаемого либо совершенного преступления, а также о лицах, готовящих, совершающих либо совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а равно от формы ее предоставления в оперативно-розыскных документах. Ученые относительно способа практически едины во мнении, что доказательствами признаются сведения, т.е. информация. которая имеет значение для оценки обстоятельств и фактов в судопроизводстве. Данные сведения и факты, с точки зрения познания, имеют место за пределами уголовного процесса, который лишь закрепляет порядок придания им статуса доказательств, однако они при этом фактически не подвергаются изменению.
В настоящее время формулировка ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», закрепляющей положение, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, открытым оставляет вопрос о том, кто наделен правом и обязательством предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности. Более того, УПК Российской Федерации и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» несколько расходятся в урегулировании данного вопроса. Согласно положениям ст.ст. 140 и 143 УПК Российской Федерации, должностное лицо, которое получило сообщение о признаках преступления, а таковым может быть конкретный оперативный сотрудник, сообщает посредством рапорта об этом не только своему непосредственному начальнику, однако также обладает возможностью сообщить дознавателю либо следователю. В то же время, в п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится указание на то, что сообщение об обнаруженных признаках преступления из оперативно-розыскного подразделения в орган дознания либо следователю может поступать не иначе, как на основании постановления руководителя органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность.
Также следует отметить, что не будут отвечать предъявляемым к доказательствам требованиям результаты оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают условиям допустимости, рассматриваемым в двух аспектах, а именно: допустимость в качестве свойства уголовно-процессуального доказательства и допустимость в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности, под которым подразумевается соответствие их нормам закона и ведомственных нормативных актов относительно методов и средств сбора информации, задач и субъекта. Так, к примеру, результаты оперативно-розыскной деятельности, получение которых связано с ограничением конституционного права граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иного рода сообщений могут использоваться в качестве доказательств, только в случае, когда они получены по разрешению суда и проверены следственными органами.
2 Общая характеристика использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания
Проблему использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации в процессе доказывания по уголовным делам процессуальная наука предлагает решать разными путями – от категорического запрета использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в доказывании до абсолютного снятия запрета на использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания.
При рассмотрении данного вопроса, следует, прежде всего, выделить принципиальные отличия оперативно-розыскной деятельности от уголовного судопроизводства. Они, в первую очередь, различаются своей природой и особенностями нормативно-правового регулирования.[6]
Уголовно-процессуальное законодательство не дает права уравнивать результаты оперативно-розыскной деятельности и доказательства. По мнению Е.А. Доля, отличие результатов оперативно-розыскной деятельности от доказательств обуславливается различием правовой их природы, предопределяющей объективно предназначенность и допустимые пределы их применения.[7]
Получение доказательств, в первую очередь, связано с производством следственных действий. Содержание доказательств формируется исключительно в уголовно-процессуальной форме. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий формируются не доказательства, а результаты оперативно-розыскной деятельности, т.е. такие сведения, каковые имеют значение для уголовно-процессуальной деятельности. Соответственно, результаты оперативно-розыскной деятельности сами по себе доказательствами не являются. Они не могут непосредственно использоваться в качестве таковых для установления предмета доказывания в целом и, в частности, виновности лица в совершении преступления, поскольку порядок получения их существенно отличается от процедуры получения уголовно-процессуальных доказательств.
Как гласит ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскные мероприятия составляют: наведение справок, опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.[8]