Файл: Понятие и признаки судебной власти, ее место в системе разделения государственной власти в Российской Федерации..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
Вступление
Актуальность темы. Вопросы функционирования судебной системы традиционно актуальны и активно исследуются отечественной и зарубежной юридической наукой. Но подавляющее большинство научных работ посвящена специальным проблемам конституционного и процессуального права, вопросам судоустройства. Таким образом, общетеоретические проблемы, до сих пор остаются малоисследованными. Это особенно касается обоснования властной природы судебной системы, с чего следуют определения ее места в системе разделения властей и решения ряда вопросов, связанных с ее деятельностью общетеоретических и практических проблем.
Теоретическую базу исследования составляют работы являются работы отечественных ученых С. Алексеєва, А. Гравина, В. Лебєдєва, В. Нерсесянца, Ю. Тихомирова и др.
Целью исследования является определение природы судебной власти, выявление общетеоретических проблем ее становления, развития и функционирования в РФ.
Для достижения указанной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
- Исследовать социальный феномен власти, в частности судебной, и ее общие признаки;
- Определить место судебной власти в системе единой государственной власти, конституционном механизме разделения властей в РФ;
- Исследовать принципы существования и функционирования судебной власти в условиях формирования демократического, правового государства;
- Определить раскрыть функции судебной власти.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности судебной власти в РФ.
Предметом исследования является конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебной власти в РФ.
Методы исследования. При написании курсовой работы использованы методы исследования в соответствии с поставленными целями и задачами, с учетом специфики объекта и предмета исследования. В работе использованы как философские, общенаучные, так и специальные методы. Системно-структурный метод применялся при комплексном анализе конституционно-правовых принципов организации и деятельности системы судов Российской Федерации. Также с помощью анализа и синтеза, формально-логического метода, раскрыто понятие и признаки, функции и принципы судебной власти.
Глава І. Понятие и признаки судебной власти, ее место в системе разделения государственной власти в Российской Федерации
1.1. Понятие судебной власти и ее признаки
Первый в России профессор права С. Десницкий под влиянием трактата Ш. Монтескье "О духе законов" направил Екатерине II "Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.). В нем он говорит не столько о разделе власти, сколько об отделении друг от друга органов, осуществляющих законодательные, судебные и некоторые административные функции. Концепция судебной власти С. Десницкого заключается, в частности, в следующем:
1) самостоятельность, независимость судебной власти от воли монарха первое в русской литературе формулировки принципа независимости и несменяемости судей;
2) высокий уровень профессионализма судей путем применения образовательного ценза (судьей мог стать только тот, кто сдал экзамен перед профессорами юридического факультета, а затем перед коллегией адвокатов, после успешной сдачи экзаменов кандидат в судьи должен был не менее пяти лет практиковаться как адвокат).
3) внедрение суда присяжных;
4) гласность, непрерывность судебного процесса, его письменная фиксация;
5) строгий судебный контроль за деятельностью исполнительной власти ( "наказательным") власти;
6) гарантии независимости, беспристрастности судей: пожизненная несменяемость, достойное материальное обеспечение;
7) обязательность изучения судьями судебной практики, на периодическом полном раскрытии которой настаивал еще до С. Десницкого М. Щербатов.[1]
8) осуществление правосудия по гражданским делам по принципу "совести и справедливости" в случае отсутствия нормы закона.[2]
Особый интерес представляет работа М. Коркунова "Русское государственное право". Автор значительное внимание уделяет судебной власти, организации судебной системы. По его мнению, именно судебная функция гораздо ярко выделяется в самостоятельную, чем другие. Основания для такого вывода он видит в том, что судебная власть руководствуется только принципами права, а не целесообразности, как все остальные, строится на основе независимости от общества, а не только от законодательной и исполнительной власти, структурные подразделения самой судебной власти независимы в принятии решений от высших. И, наконец, "... к этому следует добавить, что в последовательном историческом развитии отделения судебной власти происходит раньше, чем устанавливается распределение исполнительной и законодательной власти. Судебная власть отделяется уже тогда, когда государство живет еще исключительно под господством обычного права[3], и потому исторически предшествует законодательной и исполнительной ветвям государственной власти.
Коркунов предлагает весьма полную классификацию систем судебной власти, располагая их типы по мере снижения уровня демократичности в государстве. Основным критерием расположения систем выступает способ формирования судейского корпуса. Члены высшего суда в республике могут быть выбраны или народом, или законодательным органом, или президентом. Наиболее широкое участие народа в государственном управлении в той республике, где народ выбирает всех судей. Много внимания Коркунов уделяет отделению судебной власти от других властей. При этом он указывает, какие свойства делают суд судебной властью. "С того момента, как в человечестве появилась сознание права ... в нем появилась, вместе с тем, и сознание необходимости такой власти, которая охраняла бы его право. Власть эта, в какой форме она не проявилась бы, и получила название судебной[4]. Важное значение для определения общего понятия судебной власти имеет вывод М. Коркунова о том, что "древние цари были прежде всего судьями, а не законодателями ... Начальной точкой проявления государственного властвования было судебное решение, а не закон[5].
Судебная власть в РФ сегодня реализуется через осуществление правосудия в форме конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.[6] Специфическими признаками судебной власти является ее самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота, универсальность юрисдикции судов, а также независимость судей.
Самостоятельность судебной власти проявляется в: самостоятельном осуществлении правосудия судами; независимости судей при осуществлении правосудия от любого воздействия; невмешательстве в осуществление правосудия, недопустимости влияния на суд или судей любым способом; обеспечении судьям свободы непредвзятого решения судебных дел в соответствии с их внутреннего убеждения, основанного на требованиях закона; несменяемость судей; судейском самоуправлении. Исключительность судебной власти в Российской Федерации заключается в том, что правосудие осуществляется судами, а делегирование функций судов, присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются. Только суды имеют право легитимно осуществлять полномочия государственной власти по применению в процессуальном порядке средств государственного принуждения, только суд может в определенном законом порядке признавать лицо виновным в совершении преступления, назначать уголовное наказание, признавать правовые акты противоречащими Конституции РФ и др. Решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.
В то же время судебная власть является подзаконным: суды и судьи действуют на основе закона, подчиняются Конституции РФ законам государства. Эта сложная форма юрисдикционной деятельности детально регламентирована законом.
Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательным характером принимаемых судами решений, а также их обязательным значением.
Универсальность юрисдикции судов состоит в том, что юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Из-под юрисдикции суда не может быть выведен ни один субъект права, ни один юридический факт и ни одно правоотношение. Лицу не может быть отказано в судебной защите на том основании, что такой способ юридической защиты конкретных прав и законных интересов не предусмотрен действующим законодательством. В то же время ни один другой способ защиты прав и законных интересов не может заменить или исключить судебное разбирательство соответствующего дела.
Рядом особенностей характеризуется современная судебная власть и с объективной стороны как такая, которая основывается на объективной общности социальных интересов, имеет общественно полезный характер, выступает как результативный окончательное влияние судебной системы на общество и отдельного индивида. Специфичность данного влияния в условиях построения правового государства определяется прежде всего тем, что оно легальное, правовое и системное.
Легальность судебной власти заключается в законности ее осуществления. Она имеет два связанных между собой аспекты формальный, или, точнее, формообразующие и содержательный.
1. Формообразующий аспект легальности имеет, в свою очередь, два проявления: первичный и вторичный. Они соответствуют двум степеням легализации судебной власти. Первичным проявлением является определение системы органов, ее осуществляющих, в законе, прежде всего в конституции. Для судебной власти в РФ юридическим воплощением ее первичной легализации является принятие Конституции РФ и новых редакций законов "О статусе судей в РФ" 1992 г.[7], "О Конституционном Суде РФ" 1994 г.[8], «О судебной системе РФ» 1996 г.[9]
Вторичным проявлением является то, что сама деятельность судебных органов, судей осуществляется в юридических формах. Это "не просто чрезвычайно важное положительное средство упорядочения и регулирования общественных отношений власти, организации и деятельности органов государства, государственного механизма на основе права, но и средство контроля за властью, ее ограничение". Вторичная легализация заключается, в частности, в установлении законом порядке осуществления органами судебной власти своих функций, соответствующих процессуальных или процедурных норм.
Правовой характер современной судебной власти состоит, прежде всего, в безусловной ее связанности правом.
Анализируя признаки судебной власти, нельзя не остановиться на системности. Благодаря системности достигается единство государственной власти вообще и ее отдельных ветвей в частности, единство государственной политики. Системность необходимо рассматривать в двух взаимно обуславливающих плоскостях: формальной и содержательной.
1. Формальная системность заключается в том, что:
а) государственная власть осуществляется четко определенными Конституцией ветвями власти, каждая из которых в свою очередь представляет собой собственную систему государственных органов (морфологическая системность). Вместе эти системы представляют единую систему единой государственной власти.
Морфологическая системность судебной власти обеспечивается ее общим субъектом единственной судебной системой, конституционно и законодательно закрепленной.
Она включает в себя подсистемы судов общей юрисдикции (подсистемы общих и специализированных судов), Конституционный Суд РФ, суды субъектов Федерации.
б) государственная власть (законодательная, судебная и исполнительная ветви) осуществляется в четко определенных законом юридических формах государственной деятельности.
Для судебной власти такими установленными государством (легальными) формами являются, прежде всего, правосудие, судебный контроль, в том числе конституционный, и внутреннее судебное управление;
в) законом устанавливается система четко определенных правил осуществления государственной власти ее ветвями и органами (процедурная системность), представляющий собой в совокупности для каждого органа в зависимости от уровня детализации юридический процесс (высокий уровень детализации) или юридическую процедуру (относительно низкий уровень детализации).
Содержательная системность определяется рядом свойств. Первой свойством содержательной системности судебной власти является установление системы функций, осуществляемых отдельным судебным органом, ветвью судебной власти, а вместе именуемых системой функций судебной власти (функциональная системность). Виды и содержание функций мы раскроем в следующих подразделах нашей работы.
Самой независимой должна быть судебная власть. Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве. Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.[10]