Файл: Понятие и признаки судебной власти, ее место в системе разделения государственной власти в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Судебная власть в системе разделения государственной власти в Российской Федерации.

Главная идея принципа разделения властей заключается не только в самом выделения "ветвей" государственной власти и различении их функций, а в предотвращении полном сосредоточению всей общественной власти в руках какой-то одной политической силы.

Судебная власть занимает как в теории, так и на практике разделения властей особое место. Ее функции не только выделяются и отделяются, но и очень четко институционализуются. Судебные органы представляют собой самостоятельную структуру государственной организации и там, где доктрина разделения властей воспринята и проводится в конституционном строе наиболее полно и последовательно (например, в США), и в странах, где ее реализация сопровождается значительными отклонениями (например, в Великобритании и Франции).

Долгое время вопрос, есть ли судебная власть ветвью (разновидностью) государственной власти, вызвало серьезные споры. Отмечались попытки противопоставить правосудия государственной власти. Причем эта позиция получала соответствующее теоретическое обоснование. Так, И. Петрухин утверждал, что суды в соответствии с Конституцией вообще не выполняют функции органов государственной власти [[11]120, с. 40]. К тому же функцию правосудия он рассматривал как производную и в определенной степени подчиненную по отношению к функции государственной власти, что даже с учетом представлений тех лет противоречило принципу независимости правосудия.[12]

Общее место судебной власти в концепции разделения властей состоит в следующем.

Юридические нормы должны устанавливаться только законом, то есть быть легализованы демократической, ориентированной на общественные нужды процедурой законотворчества. Это является необходимым, но еще не достаточным условием правового характера закона. Поэтому особая роль принадлежит процедуре конституционного контроля, предназначенного для защиты от возможных законодательных нарушений общей и равной меры свободы, уже зафиксирована или должна быть зафиксирована на уровне права. Потому что в условиях демократии, как показывает историческая практика, законодатель может не просто выражать интересы большинства (и не всегда это бывает так), но при этом еще и нарушать интересы меньшинства, хотя последние не всегда являются общественно вредными и даже наоборот. Конституционный контроль должен осуществляться в форме конституционной юрисдикции.


Исполнительные органы не должны заниматься нормотворчеством, но должны действовать на основе закона и в рамках процедур, регламентированных законом. Законность любого правительственного нормативного акта может быть обжаловано гражданином или объединением граждан в судебном порядке. Легитимация правительственного нормативного акта судебной процедурой правоприменения придает ему силы подзаконного нормативного акта и подтверждает его законность.

В условиях разделения властей суд является основным гарантом законности как институт, подчиняется только Конституции и правовым законам. Не говоря уже о том, что в самой природе суда заложена возможность нуллификации нормативных актов, противоречащих конституции, закону и праву, суд может просто не применять подзаконный нормативный акт, даже если он не противоречит закону и уже был легитимизован судебной процедурой, если его применение в условиях конкретного дела, в контексте конкретной жалобы противоречило бы смыслу закона, правовым принципам, которыми руководствовался законодатель. Суд может и должен рассматривать любой подзаконный нормативный акт только как хотя и авторитетное, но только толкование закона, то есть как один из возможных вариантов толкования, а поэтому он может фиксировать и формулировать право, опираясь на собственное толкование закона, независимо от того, конкретизированы положения закона в подзаконных актах или нет.

В современной России разделение властей был впервые провозглашен в "Декларации о государственном суверенитете РСФСР", статья 13 которой гласила: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства»[13]. Разделение властей получил закрепление вскоре в измененной Конституции РФ 1978 в качестве одной из незыблемых основ государственного строя. Конституция России 1993 г. Также отразила принцип разделения властей. Ст. 10 говорит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны ". В ч. 1 ст. 11 уточняется, что "государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации"[14].


В соответствии с Конституцией, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ), а значит принцип разделения властей, воплощен и в нашем государстве. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).[15] Данный принцип установлен, в первую очередь, для недопущения противоправной узурпации власти и недопущения нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Ст. 10 Конституции РФ 1993 г. гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».[16] Так, Конституция РФ провозглашает, что «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 Ст. 3).[17]

Кроме того, статья 11 Основного закона (подпункты 1-3) устанавливает «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти».

Дальнейшая конкретизация этих общих положений о разделении властей в соответствующих главах Конституции, определяющих статус и полномочия Президента Российской Федерации (гл. 4), Федерального Собрания (гл. 5), Правительства Российской Федерации (гл. 6), судебной власти (гл. 7), свидетельствует о конституционном закреплении своеобразной российской модели президентской республики.[18] В Российской Федерации носителем законодательной власти является Федеральное Собрание. Исполнительная власть представлена Правительством РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.2 ст. 118 Конституции РФ)[19].

Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается. При этом создание системы сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и проблем.[20]


Свободы не будет в случае, когда судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Если судебная власть соединена с законодательной, то судья становится законодателем и граждане оказываются во власти произвола. Соединение судебной власти с исполнительной грозит превращению судьи в угнетателя. В Конституции РФ прямо говорится о том, что "судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом" и "судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону» (ч. 3 ст. 118, ч. 1 ст. 120 ). В формально-юридическом плане это означает, что судебная власть, так же и законодательная, является самостоятельной ветвью власти относительно исполнительной власти. Отношению друг к другу они производят сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга[21].

Однако, судебная власть не является полностью автономной применительно к другим ветвям власти. Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов. Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. Органы исполнительной власти осуществляют материально-техническое обеспечение деятельности судов и тому подобное.

Принцип разделения властей предполагает реальное уравновешивание, при котором все ветви власти независимы друг от друга. С другой стороны, принцип разделения властей находит свое проявление в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между высшими, центральными и местными органами государственной власти. Конкретное содержание принципа разделения властей относительно места судебной власти можно раскрыть следующим образом: - Независимость и в пределах своей компетенции судебных органов, их независимое функционирование; - Недопустимость вмешательства ни одна из трех ветвей власти в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью; - Споры относительно компетенции должны решаться исключительно Конституционным Судом и в рамках законодательно установленной юридической процедуры; - Наличие в конституционной системе взаимных средств сдерживания для всех властей Конституционная.

На федеральном уровне систему «сдержек и противовесов» в России можно представить следующим образом:


1) Федеральное Собрание осуществляет законодательную функцию, определяя основу деятельности органов судебной власти, участвует в формировании судебных органов страны;

2) Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

3) Конституционный и Верховный Суды России имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции Российской Федерации).[22]

2.1. Функции и полномочия судебной власти.

В государствах, которые ориентируются в своем развитии на построение правового государства, различными способами обеспечивается независимость судебной ветви власти и беспристрастность правосудия. Без независимого правосудия существования и функционирования действительно демократического государственного механизма просто невозможно и нереально. В демократических странах судебная власть стоит на страже личной свободы и прав граждан. В осуществлении этих функций и заключается ее главное назначение. Особенно велика роль судебных органов в президентских республиках, равно как и степень, их самостоятельности по отношению к другим ветвям власти. Напротив, в странах с тоталитарными режимами судебная система является составной частью репрессивного механизма, главное назначение которого - расправа с противниками существующего режима.

Указанная система в соответствии с содержанием и направлениями судебной деятельности включает в себя три группы функций.

Первая группа судебных функций (защита прав и свобод человека и гражданина, охрана конституционного строя РФ) определяет направленность судебного воздействия, назначение судебной деятельности.

Вторая группа (правосудие, судебный контроль, рассмотрение дел в порядке особого производства, толкования Конституции и законов РФ Конституционным Судом РФ и т.д.) является производной от первой, поскольку определяет легальную процедуру осуществления функций первой группы. Конституционный Суд РФ с момента своего возникновения рассматривался как орган конституционного контроля, который является самостоятельным и независимыми при осуществлении судебной власти посредством конституционного судопроизводства[23].