Файл: Теоретические основы информационных сетей и становления общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выяснилось, что всемирная паутина осуществляет стимуляцию мозга гораздо активнее, чем чтение книг, а эффекты интернет-сеанса действуют на мозг еще достаточно продолжительный промежуток времени. Это связано с тем, что во время поиска информации в Интернете пользователь одновременно выполняет несколько задач, — держит в голове информацию, читает с экрана текст, воспринимает графику и текст. Поэтому предполагается, что поиск информации во всемирной паутине можно применять, как упражнение для мозга, которое будет эффективно тренировать мозг пожилых людей.

Американские исследователи обнаружили, что интернет улучшает деятельность мозга, по меньшей мере, у людей среднего и пожилого возраста. Группа исследователей Калифорнийского университета, что в Лос-Анджелесе, выяснила, что поиск в интернете стимулирует центры мозга, отвечающие за принятие решений и комплексное мышление. По словам ученых, использование интернета могло бы даже противостоять возрастным физиологическим изменениям, замедляющим работу мозга. Результаты данного исследования были представлены в “Американском журнале гериатрической психологии”. Американский доктор Гэри Смолл из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе написал книгу «iBrain: Как пережить технологическое изменение современного мышления», в которой он описывает влияние новых технологий на наш мозг и поведение.

Ежедневно повторяемые действия, такие, как поиск информации в интернете, влияют на рост нейронов и взаимосвязи в мозге, что, в свою очередь, изменяет образ мышления и поведение.

Хотя общение с интернетом некоторым образом улучшает функции мозга, оно также может привести к ухудшению памяти. Некоторые исследования свидетельствуют о наличии взаимосвязей между чрезмерным использованием компьютера и синдромом нарушения внимания, депрессией и тревожностью.

Но есть и хорошие новости. Исследования, проведенные в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, показали, что ежедневное использование интернета может существенно улучшить функции мозга. «Если вы никогда не пользовались компьютером, пора начинать, – рекомендует профессор Смолл. – Как мы обнаружили, даже полчаса в день могут сильно улучшить навыки обработки информации, даже у людей в возрасте от 55 до 60 лет». Профессор Смолл сказал: “Такое простое ежедневное действие, как поиск в Интернете, улучшает мозговую деятельность у людей пожилого возраста”.

С возрастом в мозге происходит ряд изменений, в том числе сокращение его объема и замедление активности клеток, что влияет на мозговую деятельность. Долгое время считалось, что такие виды деятельности, как разгадывание кроссвордов, способствуют поддержанию активности мозга и сводят к минимуму возрастные изменения. Последние исследования говорят, что к этому списку можно добавить и поиск в интернете. “Результаты наших исследований доказывают, что компьютерные технологии имеют физиологическое воздействие и приносят потенциальную пользу людям среднего и пожилого возраста” – говорит профессор Смолл.


Поиск в интернете вызывает сложную мозговую деятельность, которая тренирует мозг и улучшает его функционирование. В данном исследовании приняли участие 24 добровольца в возрасте от 55 до 76 лет, половина из которых были опытными интернет-пользователями. Во время поиска в интернете и чтения книг всех участников эксперимента подвергали сканированию мозга. Эти два вида заданий вызывали значительное повышение активности в областях мозга, контролирующих язык, чтение, память и зрение.

Вдобавок к этому, при поиске в интернете повышалась активность в отдельных областях мозга, отвечающих за принятие решений и комплексное мышление, но только у опытных интернет-пользователей.

По мнению исследователей, богатство выбора в интернете, в сравнении с обычным чтением, требует от пользователя принятия решения, какую из ссылок выбрать, чтобы получить необходимую информацию. Однако новички в интернете еще не до конца усвоили стратегии успешного поиска.

2.3 Проблемы информационного общества

Информационное общество, информатизация, информационные технологии, виртуальные сетевые сообщества.

Развитие общества в последние десятилетия характеризуется стремительным проникновением во все сферы человеческой жизни новых информационно-коммуникационных технологий. Эти изменения привели к формированию качественно нового типа общества, получившего название «информационного». Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Информационные технологии стали мощным преобразователем экономической, социальной и других видов деятельности. Процесс компьютеризации и информатизации протекает неравномерно в разных странах и регионах, однако в целом он уже продвинулся настолько, что стало возможным подвести некоторые итоги и сделать прогноз на будущее. Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня и как важнейшая задача общества, и как императив социального развития. Без решения этой задачи невозможны гуманистические преобразования, экономическое развитие общества, способное обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам.

В современном обществе процессы информатизации приобретают глобальный характер. Информатика, электронная вычислительная техника, автоматизированные системы определяют магистральные направления развития и эффективность производства и технологий, проектно- конструкторских разработок и научных исследований. Компьютеры существенно преобразуют содержание и характер труда и обучения, по-новому ставят проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывают серьезное влияние на мировоззрение человека [8, с. 125]. Осмысление социальных, интеллектуальных и культурных последствий массового внедрения информационных технологий составляет важнейшую задачу современной философии [3, с. 232-234].


Приметой времени стало распространение различных видов сетей - информационных, индустриальных, маркетинговых, финансовых. Наиболее влиятельной из всех типов стала всемирная глобальная компьютерная сеть Интернет. Расширение этой сети по всему миру идет весьма интенсивными темпами. По мере увеличения количества пользователей, в том числе, и в России, Интернет все больше приобретает роль социального фактора, что делает необходимым философское осмысление связанных с ним проблем и социальных последствий его распространения. Появление и распространение сети Интернет ставит вопрос о том, что в ближайшие годы станет основным источником информации для человека - средства массовой информации или компьютерная сеть. Интернет представляет собой мировую информационную компьютерную сеть, которую по праву называют всемирной паутиной. Она объединяет в единое целое множество компьютерных сетей, работающих по единым правилам, и имеет своих пользователей практически во всех странах мира.

Таким образом, можно констатировать, что Интернет представляет собой важнейшую инфраструктуру развивающегося информационного общества. Говоря об особенностях Интернета, следует отметить: - широкую аудиторию пользователей и возможность ее неограниченного расширения; - трансграничное распространение информации; - высокую скорость и оперативность предоставления информации; - практически неограниченный выбор источников и видов информации; - практическое отсутствие предварительного контроля содержании информации; - возможность обсуждения возникающих вопросов в режиме реального времени [2, с. 260].

В процессе коммуникации в киберпространстве индивиды-пользователи Интернета создают и поддерживают определенные образцы, нормы и правила поведения, подчиняются неким универсальным структурам, «нарабатывают» определенные социокультурные ресурсы, выстраивают информационную стратификационную систему, иными словами, создают виртуальные сетевые сообщества [4]. Интернет превратился в неотъемлемый атрибут жизни современного российского общества - атрибут, который оказался не просто неким новым фрагментом социальной ткани, а фактором, изменяющим социокультурную жизнь в целом, и изменяющимся под влиянием процессов социокультурной динамики.

Активное распространение Интернета оказывает существенное влияние на формирование социальных связей в обществе. Именно виды социальных связей и соответствующие им виды социальных объектов могут быть положены в основу классификации социальных систем. Социальным фактом на сегодняшний день является и развитие Интернета как глобальной компьютерной сети, как новой информационной среды, предполагающей специфические средства деятельности в ней, развивающей различные виды социальных связей и коммуникации. Специфика социальных связей в Интернете состоит, главным образом, в том, что сеть позволяет осуществлять коммуникацию почти мгновенно, эти услуги создают реальное сообщество пользователей, обладающее собственными социальными характеристиками. При этом с одной стороны, социальная структура виртуальных сетевых сообществ, складывающихся на основе Интернет- взаимодействия все больше отражает в себе характеристики реального общества, а с другой - Интернет- пространство все больше пронизывает ткань повседневного взаимодействия в реальном мире и охватывает огромный пласт индивидов и организаций. Этот факт, безусловно, определяет важность исследования сети с точки зрения социальных связей, складывающихся в ней и определяющих особенности социальной структуры, как пользователей сети, так и общества в целом. Необходимость изучения социальных связей в Интернет-сообществе определена еще и тем, что подобные исследования призваны вскрыть основные социальные противоречия, присущие современному Интернету, поскольку состояние социальной структуры Интернет-сообщества является показателем уровня его развития, включающего как позитивные, так и негативные стороны. Новая среда социальных интеракций предусматривает больше социально непредсказуемых последствий действий акторов. Однако было бы неверно характеризовать глобальные компьютерные сети как информационную среду сугубо негативной направленности, что часто является стержнем публикаций на эту тему.


Анализируя социальный аспект Интернета, следует отметить также и то, что технологии Интернет являются одной из главных движущих сил глобализации, поскольку, являясь средством глобальной коммуникации, Интернет практически стирает границы между государствами, способствуя созданию единого кросс-культурного информационного пространства [5, с. 178]. Учитывая неоднозначное отношение к явлению глобализации со стороны общественности, проявившееся в возникновении двух полярных точек зрения - сторонников глобализации и антиглобалистов, анализ различных сторон влияния Интернета на процесс глобализации имеет существенное значение. Сегодня многие социологи, философы, экономисты, государственные деятели ставят Интернет на одно из ключевых мест по степени влияния на процесс развития человечества.

Одним из важных социальных последствий информатизации общества явилось также изменение характера человеческого труда [7, с. 56-57]. Главной разновидностью труда в современном обществе становится труд, связанный с преобразованием информационных потоков. К мощи собственного мозга отдельного человека присоединяется мощь общечеловеческого интеллекта, сконцентрированная в программах, вводимых в компьютеры. Таким образом, привычная задача применять собственные интеллектуальные способности для большинства работников, использующих информационные технологии, превращается в задачу выбора и использования тех или иных программ, позволяющих в оптимальные сроки переработать и выдать информацию, необходимую для принятия решений и организации практической деятельности. Существенно преобразуется и сама практическая деятельность, особенно в сфере материального производства, поскольку автоматизация и робототехника меняют положение человека работника в системе производства, снимая с его плеч функцию придатка к той или иной машине [9, с. 88]. Кроме того, информационные потоки, при наличии компьютерной техники, допускают обработку в любых условиях. Следствием этого становится значительное изменение распределения работников по местам их работы.

Следствием глобализации процессов информатизации в современном обществе явилось изменение не только содержания наших знаний о мире, но и способов их получения, воспроизведения и передачи, что в конечном счете существенно влияет на внутренние структуры личности [10, с. 49]. Многие современные исследователи проблем личности отмечают, что человек, сформировавшийся в старой школе и старого типа вузе, по своим внутренним психологическим характеристикам отличается от того, который уже в детском саду играет в компьютерные игры, ходит в школе в компьютерные классы, работает на компьютеризированном рабочем месте и общается с друзьями через спутниковую связь. Под воздействием новых информационных технологий меняется стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценки. Весьма актуальной становится проблема компьютерной зависимости человека.


Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с «виртуализацией» человека в киберпространстве. С одной стороны, возникает явление аутизации личности и усиление отчуждения. С другой стороны, существенно меняется ролевой набор человека, вовлеченного в сети. Видимость свободы у участника телекоммуникационных взаимодействий оборачивается усилением социально-психологической зависимости и деградацией личности. Возникает опасность формирования большой массы унифицированных, отчужденных, анонимных индивидов, для которых ценность и значение реальных социальных связей отступают на второй план. Выступая элементом социальности, Интернет и, шире, в целом виртуальная реальность, созданная с помощью новых информационных технологий, становится мощным агентом вторичной, а подчас и первичной социализации индивида: социализации применительно не только к сетевым сообществом, но и к офф-лайновой действительности - к тому реальному обществу, в котором человек живет.

Следует также отметить, что реальность Сети - виртуальная реальность, созданная с помощью новых информационных технологий, - лишь актуализировала исследовательский интерес, потому что феноменология этой виртуальной реальности созвучна культурным интенциям постмодернистского мира. Но, будучи осознана как реальность, она вызывает необходимость формулирования определенных рекомендаций по своему совершенствованию и определению дальнейших шагов развития технологий человеческой коммуникации, способов и средств современной социализации.

Социализация и культурная идентификация человека в виртуальных сетевых сообществах реализуется через принадлежность индивида к тому или иному сетевому сообществу, причем двояким образом: или через виртуальную реконструкцию статусной социокультурной позиции и символов идентичности, или через активное и свободное конструирование своего виртуального «Я» и персональной идентичности. Отсюда и возникающая двойственность виртуальной социализации, ибо творчество в киберпространстве часто заменяется его симуляцией, а саморазвитие - новыми формами отчуждения. Правда, именно сетевые сообщества предоставляют уникальную возможность свободного проектирования себя в качестве социокультурного субъекта действия, члена того или иного сетевого сообщества. Репрезентируя свое «Я» человек как бы примеряет на себя маски идентичности, осуществляя то, что можно назвать «опережающей социализацией». Различные «виртуальные жизни» как бы раскрывают перед индивидом веер тех социальных возможностей, согласно которым проектируется его жизнедеятельность. При этом в сетевых сообществах главную роль в развитии и поведении членов данных сообществ играет культурное начало индивида, его потребность в «карнавализации» жизни, идентификации, самопрезентации.