Файл: Теоретические основы информационных сетей и становления общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-третьих, отношения по защите авторских и других исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые размещены в информационном пространстве. В-четвертых, отношения, возникающие по защите конфиденциальности информации, предотвращения распространения информации частного или стратегического содержания.

Приведенный перечень отношений, которые возникают в информационном пространстве и становятся объектами информационной деятельности, свидетельствует о том, что они являются неоднородными по своей социокультурной природе и требуют дополнительного социально-философского и политико-экономического обоснования.

Глава 2 Влияние информационных сетей на становление общества

2.1 Интернет и информационное общество в настоящее время

На сегодняшний день Интернет — это начало эпохи электронной коммерции. Если изначально среда интернет являла собой средство распространения информации, а последовавшая за этим разработка целого ряда программ, обеспечивающих разные виды сетевого взаимодействия, операционных систем и программ-навигаторов интернета позволили наиболее полно использовать возможности новой информационной среды, то сегодня информационная концепция сети начинает отходить на второй план.

На первое место выходит использование интернета в коммерческой деятельности предприятий. Одной из основных составляющих этого процесса является торговля, и торговля не только информационными продуктами, как самыми близкими к характеристикам среды интернета, но и традиционными товарами.

Все чаще из средств массовой информации можно узнать о преодолении коммерцией интернета очередных рубежей. Это и миллиарды долларов, затраченные на рекламу в Сети интернет, и миллионы долларов прибыли от интерактивной торговли, и миллионный и даже миллиардный посетитель отдельного Web-сайта.

Очевидно, что сеть интернет является сегодня одной из самых быстро растущих и перспективных областей коммерческой деятельности. При этом она имеет свои характеристики, отличительные черты и особенности, свои правила ведения бизнеса.


Все приведенные новости мира электронной коммерции свидетельствуют о все большей значимости глобального электронного рынка интернета, который всего за несколько лет сумел занять прочное место в коммерческой деятельности многих компаний. Интернет сегодня становится все более значимым фактором общемировой экономики. Все чаще появляются мнения о возможности рынка интернета влиять на мировую экономику, и все большее число фирм рассматривают интернет как неотъемлемый элемент ведения коммерческой деятельности.

Информатизация общества в настоящее время

Еще недавно никто не представлял, что человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

Количество пользователей Интернет на планете, на конец первого полугодия 2012 года, оценивается в пределах 400 - 560 млн. человек (6% - 9% населения)

Динамика роста аудитории Интернет постепенно замедляется. Около 25% населения планеты заявили, что Интернет им не нужен. И хотя аудитория Интернета не дотягивает и до 10%, некоторые регионы преодолели отметку в 30 -50 %

Лидером по размеру регулярной интернет-аудитории являются США-108 млн. человек (25% мировой аудитории). Россия, с объемом населения в 144 млн. человек), занимает 20 место

В настоящее время уровень использования сети Интернет очень сильно дифференцирован как по миру в целом, так и по регионам. Если проследить по регионам, то в настоящее время по доли пользователей Интернета:

- лидирует Северная Америка (69%),

- второе место занимает Австралия и Океания (53%),

- третье - Европа (39%),

- далее идут Латинская Америка (17%), Азия (10%) и на последнем месте Африка).

- абсолютным лидером является Африка (638%)

- второе место занимает Центральная Азия (491%)

- третье - Латинская Америка (433%)

- далее следуют Азия (248%), Европа (199%), Австралия (142%) и Северная Америка (115%) (см. Рис. 2.5.)

Анализ современных тенденций развития Интернета демонстрируют, что уже в ближайшие годы темпы проникновения Интернета в развивающихся странах снизятся - на столько, что говорить о возможности преодоления "цифрового разрыва" просто нельзя.

В ближайшем будущем основными точками роста будут страны Латинской Америки и Восточной Европы. Высокая динамика сохранится только в ближневосточном регионе, который может подняться на уровень стран Восточной Европы.


Замедление темпов роста пользователей Интернета связано с приближением ряда развитых стран к насыщению - в Норвегии и Швеции пользователем является каждый второй, т.е. технологией пользуется более 80% экономически активного населения. Темпы роста в развивающихся странах достаточно велики, однако статистическая база для расчетов мала, поэтому в мировых масштабах этот прирост по-прежнему мало заметен.

2.2 Возможности интернета в обществе

Интернет-реклама — представление товаров, услуг или предприятия в сети Интернет, адресованное массовому клиенту и имеющее характер убеждения.

Интернет-реклама имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень - внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей, – рекламный носитель. Виды этой рекламы - баннеры, текстовые блоки, байрики (небольшие изображения с рекламным содержанием), минисайты, рекламные вставки на Интернет-страницах. Такая реклама обычно имеет ссылку непосредственно на сайт рекламодателя (вторая ступень). Реклама в Интернете обладает рядом преимуществ в отличие от обычной рекламы: возможность оперативного анализа и корректировки рекламной компании, интерактивность (связь потребителя с рекламодателем для оформления заказа непосредственно через рекламный носитель и т.п.), относительно низкая стоимость, возможности адаптации к целевой аудитории и повышение оперативности реагирования на изменение рынка.[6]

Интернет-магазин — это сайт, торгующий товарами в интернете. Позволяет пользователям сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа в сети Интернет.

Выбрав необходимые товары или услуги, пользователь обычно имеет возможность тут же на сайте выбрать метод оплаты и доставки. Совокупность отобранных товаров, способ оплаты и доставки представляют собой законченный заказ, который оформляется на сайте путем сообщения минимально необходимой информации о покупателе. Информация о покупателе может храниться в базе данных магазина, если бизнес-модель магазина рассчитана на повторные покупки, или же отправляться разово. По данным опроса портала Mail.ru необходимость регистрации при заказе товара или услуги часто мешает пользователям совершать покупки в интернет-магазинах.

В интернет-магазинах, рассчитанных на повторные покупки, также ведется отслеживание возвратов посетителя и история покупок. Отслеживание ведется с помощью методов веб-аналитики. Часто при оформлении заказа предусматривается возможность сообщить некоторые дополнительные пожелания от покупателя продавцу.


Кроме того, существуют сайты, в которых заказ принимается по телефону, эл. почте или ICQ.

Интернет-магазин предоставляет покупателю совершенно новый уровень сервиса: теперь ему не нужно собственно посещать магазин и тратить на это время, вести переговоры с консультантами и продавцами, стоять в очередях и так далее. Общаться с продавцом можно с помощью электронной почты или ICQ, а от очередей покупатель избавляется вовсе.

Электронные деньги – это ещё один компонент электронной коммерции, который позволяет виртуализировать деньги – платёжные средства, без которых нельзя сделать ни одной покупки в магазине. Известно, что каждая страна имеет свою национальную валюту, но зачастую хождение этой валюты ограничивается территорией этой страны. В случае покупки товаров или услуг у иностранной компании требуется конвертирование валюты – покупка необходимого количества иностранных денег, что сопряжено с определёнными неудобствами вроде хождения с кошельком по обменным пунктам и оформления необходимых документов.

Использование электронных денег позволяет избежать таких операций. Существует множество систем электронных денег – WebMoney, Яndex.Деньги, MoneyMail и т.д. Электронные деньги – это не купюры, а записи в электронных кошельках. С помощью электронных платежей электронными деньгами можно оплачивать товары и услуги в Интернете. Чтобы пользоваться электронными деньгами, в интернете нужно выбрать систему электронных денег, зарегистрироваться и положить туда деньги с карточки или иным способом. После этого ими услуги и товары, передавать и получать от других людей, причем, как и в случае «традиционных денег» платежи происходят в режиме реального времени. Например, если вам заплатили за что-либо, то деньги сразу окажутся у вас, и наоборот, как только Вы произвели оплату, электронные деньги будут списаны с Вашего электронного кошелька и оправлены получателю.

Общение ещё одно из самых популярных направлений использования сети Интернет – использование её для общения людей друг с другом. Кроме упоминавшийся выше электронной почты, к средствам Интернет-общения относятся форумы, чаты, Интернет-пейджеры текстовых, голосовых и видео сообщений.[7]

Веб-форум — это класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Пользователи форума могут сами создавать темы для обсуждения, устраивать опросы, голосования, задавать вопросы и получать на них ответы, а также сами отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. Вопросы и ответы остаются в базе данных форума, и могут быть полезны как участникам форума, так и любым пользователям сети Интернет, которых специально заходят на форум, зная адрес его сайта, или получают его от поисковых систем при поиске информации.


Чат — это средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств. То есть, если на форуме можно написать вопрос и ждать, пока кто-нибудь посчитает нужным на него ответить (в то же время, можно получить и несколько ответов сразу от разных пользователей), то в чате общение происходит только с теми, кто присутствует в нём в настоящий момент, а результаты обмена сообщениями могут и не сохраняться.

Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями, например, ICQ или даже SMS.

ICQ – это Интернет-пейджер, позволяющий организовывать обмен сообщениями между двумя пользователями в сети. Один пользователь пишет сообщение, и после его отправки другой пользователь сразу его получает, если он в это время в сети. Если адресат не сети, он получит сообщение, как только подключится к ней и запустит на своём компьютере программу Интернет-пейджера.

Общение с помощью Интернет-пейджеров пришло на смену традиционному общению по телефону. Причём, если это междугородний телефон, то длительный разговор по нему может стоить значительную сумму денег, особенно если абоненты будут далеко друг от друга. «Аська», как называют Интернет-пейджер ICQ в народе, позволяет поддерживать общение хоть целыми сутками и не требовать за это никаких денег, кроме обычной платы за доступ к Интернет. Кстати говоря, общаться в «Аське» можно не только посредством компьютера, но и с помощью сотового телефона, что достаточно удобно и позволяет быть на связи, независимо от местонахождения.

Skype – это тоже средство общения, только не в текстовом виде, а с помощью звука и видео. Если компьютер оснащён видеокамерой, то, установив эту программу, можно общаться, наблюдая на экране лицо собеседника. И это также просто, дёшево и не зависит от расстояния, как ICQ.

Новейшая тенденция развития Сети — развитие её не только как среды информационной, но и как развлекательной. Посещамость сайтов с «баянами», приколами и смешными видеороликами весьма высока. Сетевые шутки, понятные казалось бы немногим, стремительно расходятся по оффлайновому социуму. Вряд ли можно назвать развлекательные ресурсы социальным феноменом, но и они определяют облик сегодняшнего Рунета.

Игры на компьютере – это один из главных видов компьютерных развлечений, причём, такой популярный, что некоторые проводят за играми подавляющее большинство компьютерного времени. Но одно дело – играть в одиночку или с «ботами», которые генерируются в игре программой, и совсем другое – играть с такими же людьми. Для такого рода развлечений сеть Интернет предлагает сетевые и online-игры. За последние несколько лет игровая индустрия online развилась настолько, что в Сети стало трудно не найти игру на любой вкус и жанр. Существует множество игровых серверов, организующих вокруг себя бесчисленных «геймеров», множество сайтов, помощью которых могут воспользоваться любители online-игр.