Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
Определением суда, которое может быть обжаловано отстраняется руководитель. Очевидно, что руководитель, который отстранен, должен иметь право подавать соответствующие жалобы.
Третьим последствием введения финансового оздоровления, является назначение и деятельность административного управляющего. Арбитражным судом осуществляется его утверждение и порядок такой же как и при утверждении временного управляющего.
Четвёртое последствие введения финансового оздоровления - это установление особого порядка предъявления требований к должнику. Особый порядок касается только тех требований, срок исполнения которых должником наступил на дату введения финансового оздоровления. А остальные требования являются текущими и подлежат исполнению по мере наступления срока. По не текущим требованиям прекращается начисление финансовых санкций и наряду начинает начисляться процент по ставке рефинансирования в соответствии с порядком, который установлен п.2 Ст.95 Закона.[27]
Пятое последствие финансового оздоровления заключается в том, что отменяются все ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; любые ограничения, включая аресты имущества должника, возможны только в рамках процесса о банкротстве. Кроме того, приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с момента введения финансового оздоровления.
Шестое последствие введения финансового оздоровления состоит в особой регламентации такого способа прекращения обязательств, как зачет. Зачет должен признаваться возможным, при отсутствии специального запрета, т. К. в соответствии с Гражданским кодексом это обычный способ прекращения обязательств, который является односторонней сделкой. Ограничение зачета зависит, от того, не нарушается ли очередность удовлетворения требований.
Основные документы, на основании которых должник действует в рамках финансового оздоровления - это график погашения задолженности и план финансового оздоровления. Эти документы, как и сама процедура ранее не были известны российскому конкурсному праву.
График погашения задолженности и план финансового оздоровления разрабатывается собственником имущества унитарного предприятия или учредителями должника. Но, если существуют противоречия между названными и иными документами, тогда приоритет имеют положения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. А если существует наличие противоречий между ними, то большей силой обладает график погашения задолженности, как более конкретный документ.
График погашения задолженности и план финансового оздоровления утверждаются собранием кредиторов.
Договор не прекращает действие ни введением в отношении должника новой процедуры, ни внесением изменений в график погашения задолженности, в соответствии с которым обеспечивается исполнение обязательств должником.
Может быть как досрочным, так и своевременным окончание процедуры - полное исполнение графика погашения задолженности в любом случае обязательно. В течение месяца после этого должны быть удовлетворены реестровые требования, которые установлены рамками финансового оздоровления. На основании отчета административного управляющего арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве если все требования исполнены. Управляющий должен созвать собрание кредиторов, в противном случае, на котором будет решен вопрос о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом.
Особый порядок прекращения финансового оздоровления установлен для случаев, когда оно вводилось не на основании решения собрания, а на основании ходатайства о предоставлении обеспечения вопреки воле собрания, направленной на введение внешнего управления либо конкурсного производства. Данный порядок состоит в основании прекращения процедуры неисполнения графика в течение любого срока, но при этом допускается обращение в арбитражный суд любого лица, которое участвует в деле о банкротстве.
Возможен переход к внешнему управлению, если позволяют сроки и есть экономические предпосылки по завершении финансового оздоровления. Суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в противном случае.
Мировое соглашение
Согласно Ст. 120 Закона о банкротстве мировое соглашение должника с кредиторами является традиционной мерой предотвращения ликвидации организации.[28] По решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается Арбитражным судом принимается мировое соглашение.
Смысл мирового соглашения – это быстрое окончание дела с помощью волеизъявления лиц, участвующих в деле, чем достигается определенность в имущественных отношениях должника с кредиторами на взаимоприемлемых для них условиях. Должнику это дает возможность, как правило, продолжать свою коммерческую деятельность и использовать имеющиеся у него средства и получаемую прибыль для выплаты долгов.
Условия мирового соглашения обязательны как для должника, так и для кредиторов и уполномоченных органов. Содержание соглашения могут составлять:
- об уступке прав требования должника;
- условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;
- об исполнении его обязательств третьими лицами;
- о прекращении обязательств путем предоставления взамен отступного, изменения их содержания или прощения долга;
- об уменьшении долга;
- об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами.[29]
Условия мирового соглашения, которые касаются погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством «О налогах и сборах», не должны ему противоречить.
Третьи лица могут принимать участие в мировом соглашении, если их участие не нарушает права и законные интересы кредиторов, требования которых включены в реестр.
Внешнее управление
На основе определения Арбитражного суда, в котором утверждается и кандидатура внешнего управляющего производится введение внешнего управления в организации-должника.
Если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового состояния должника явилось неудовлетворительное управление предприятием тогда вводится внешнее управление имуществом организации и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность должника путем проведения производственных, экономических и организационных мероприятий.
Внешнее управление вводится не более чем на 18 месяцев, который можно продлить на срок до 24 месяцев.
Внешний управляющий осуществляет руководство организацией в полном объеме, в отличие от полномочий временного управляющего. С даты введения данной процедуры:
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
- отменяются все ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов
- не начисляются неустойки.
Меры по восстановлению платежеспособности организации при проведении внешнего управления:
- продажа части имущества должника - после проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества на открытых торгах, однако эта процедура не должна препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности должника;
Виды торгов:
- открытые торги – если имущество имеет стоимость свыше ста тысяч рублей;
- закрытые торги – если имущество должника ограничено в обороте;
- если балансовая стоимость имущества менее ста тысяч рублей, то оно продается в порядке, предусмотренном планом внешнего управления.
- уступка прав требований должника - продажа прав требований должника осуществляется внешним управляющим на основании договора купли-продажи, который должен содержать следующие требования:
- получение денежных средств за проданное право не позднее чем через 15 дней с даты заключения договора;
- переход права осуществляется только с момента его полной оплаты.
- исполнение обязательства должника перед третьими лицами - собственник имущества должника до окончания производства по делу о банкротстве вправе удовлетворить все требования кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований;
- продажа имущественного комплекса должника - процедура может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника. [30]
3. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, КАК СТАДИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Имущество должника при ликвидации юридического лица должно справедливо и равномерно распределяется между его кредиторами, при этом кредиторы можно сказать «конкурируют» друг с другом, в рамках определенных групп в том числе. Конкурсным производством или конкурсом называют порядок такого распределения. Правила, которые его составляют – это суть института несостоятельности (банкротства).
В судебном порядке или самим должником может быть объявлена несостоятельность. Банкротство, которое признано судом возможно как по заявлению самого неплатежеспособного должника, так и по требованию прокурора (или кредиторов). В случаях, которые предусмотрены законом руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.[31] Таким образом, ликвидация юридического лица, как объявление банкротом могут быть:
- принудительными – по решению суда;
- добровольными - по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2ст. 65 ГК и ст. 24, 181-183 Закона о банкротстве.[32]
Обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами составляет основную особенность такой ликвидации.
В момент, когда арбитражный суд принял заявление о банкротстве происходит приостановление производства и исполнение по всем делам, которые связаны с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке (Ст. 57, 58 Закона).[33] Кредиторы принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер на своем общем собрании, или решение об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом, а также об открытии конкурсного производства.
С момента судебного признания должника банкротом открывается конкурсное производство согласно п. 1 Ст. 97 Закона о банкротстве.[34] В срок, как правило, не более года осуществляется назначенным судом конкурсным управляющим. Считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника с этого же момента и одновременно прекращается начисление пени, а также процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса.
К конкурсному управляющему переходят все полномочия по распоряжению имуществом должника и управлению его делами. Конкурсный управляющий вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения, заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника (ст. 101 Закона).[35] «Период подозрительности» - это специальный срок, который устанавливается в некоторых правопорядках. Далее проводится инвентаризации и оценка имущества, предназначенного для удовлетворения требований кредиторов должника конкурсным управляющим. В конкурсную массу не включаются находящийся на балансе должника жилищный фонд и отдельные объекты социально-культурной сферы и коммунальной инфраструктуры, а также некоторые другие виды имущества, согласно Ст. 103, 104 Закона.[36]
Имущество, которое составляет конкурсную массу, управляющим продается с согласия кредиторов по общему правилу на открытых торгах. Из суммы, которая была выручена на торгах производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном законом для ликвидации юридических лиц (п. 1-3 Ст. 64 ГК; Ст. 106-111 Закона).[37] Вознаграждения управляющим при банкротстве и судебные расходы покрываются вне очереди, также вне очереди покрываются требования, которые возникли в периоды внешнего управления, конкурсного производства и наблюдения.
В следующей очередности удовлетворяются требования кредиторов:
- первая очередь – требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью граждан;
- вторая очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
- третья очередь – расчеты с другими кредиторами (требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов).[38]