Файл: «Процедуры несостоятельности (банкротства)» ....pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определением суда, которое может быть обжаловано отстраняется руководитель. Очевидно, что руководитель, который отстранен, должен иметь право подавать соответствующие жалобы.

Третьим последствием введения финансового оздоровления, является назначение и деятельность административного управляющего. Арбитражным судом осуществляется его утверждение и порядок такой же как и при утверждении временного управляющего.

Четвёртое последствие введения финансового оздоровления - это установление особого порядка предъявления требований к должнику. Особый порядок касается только тех требований, срок исполнения которых должником наступил на дату введения финансового оздоровления. А остальные требования являются текущими и подлежат исполнению по мере наступления срока. По не текущим требованиям прекращается начисление финансовых санкций и наряду начинает начисляться процент по ставке рефинансирования в соответствии с порядком, который установлен п.2 Ст.95 Закона.[27]

Пятое последствие финансового оздоровления заключается в том, что отменяются все ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; любые ограничения, включая аресты имущества должника, возможны только в рамках процесса о банкротстве. Кроме того, приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с момента введения финансового оздоровления.

Шестое последствие введения финансового оздоровления состоит в особой регламентации такого способа прекращения обязательств, как зачет. Зачет должен признаваться возможным, при отсутствии специального запрета, т. К. в соответствии с Гражданским кодексом это обычный способ прекращения обязательств, который является односторонней сделкой. Ограничение зачета зависит, от того, не нарушается ли очередность удовлетворения требований.

Основные документы, на основании которых должник действует в рамках финансового оздоровления - это график погашения задолженности и план финансового оздоровления. Эти документы, как и сама процедура ранее не были известны российскому конкурсному праву.

График погашения задолженности и план финансового оздоровления разрабатывается собственником имущества унитарного предприятия или учредителями должника. Но, если существуют противоречия между названными и иными документами, тогда приоритет имеют положения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. А если существует наличие противоречий между ними, то большей силой обладает график погашения задолженности, как более конкретный документ.


График погашения задолженности и план финансового оздоровления утверждаются собранием кредиторов.

Договор не прекращает действие ни введением в отношении должника новой процедуры, ни внесением изменений в график погашения задолженности, в соответствии с которым обеспечивается исполнение обязательств должником.

Может быть как досрочным, так и своевременным окончание процедуры - полное исполнение графика погашения задолженности в любом случае обязательно. В течение месяца после этого должны быть удовлетворены реестровые требования, которые установлены рамками финансового оздоровления. На основании отчета административного управляющего арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве если все требования исполнены. Управляющий должен созвать собрание кредиторов, в противном случае, на котором будет решен вопрос о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом.

Особый порядок прекращения финансового оздоровления установлен для случаев, когда оно вводилось не на основании решения собрания, а на основании ходатайства о предоставлении обеспечения вопреки воле собрания, направленной на введение внешнего управления либо конкурсного производства. Данный порядок состоит в основании прекращения процедуры неисполнения графика в течение любого срока, но при этом допускается обращение в арбитражный суд любого лица, которое участвует в деле о банкротстве.

Возможен переход к внешнему управлению, если позволяют сроки и есть экономические предпосылки по завершении финансового оздоровления. Суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в противном случае.

Мировое соглашение

Согласно Ст. 120 Закона о банкротстве мировое соглашение должника с кредиторами является традиционной мерой предотвращения ликвидации организации.[28] По решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается Арбитражным судом принимается мировое соглашение.

Смысл мирового соглашения – это быстрое окончание дела с помощью волеизъявления лиц, участвующих в деле, чем достигается определенность в имущественных отношениях должника с кредиторами на взаимоприемлемых для них условиях. Должнику это дает возможность, как правило, продолжать свою коммерческую деятельность и использовать имеющиеся у него средства и получаемую прибыль для выплаты долгов.

Условия мирового соглашения обязательны как для должника, так и для кредиторов и уполномоченных органов. Содержание соглашения могут составлять:


  • об уступке прав требования должника;
  • условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;
  • об исполнении его обязательств третьими лицами;
  • о прекращении обязательств путем предоставления взамен отступного, изменения их содержания или прощения долга;
  • об уменьшении долга;
  • об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами.[29]

Условия мирового соглашения, которые касаются погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством «О налогах и сборах», не должны ему противоречить.

Третьи лица могут принимать участие в мировом соглашении, если их участие не нарушает права и законные интересы кредиторов, требования которых включены в реестр.

Внешнее управление

На основе определения Арбитражного суда, в котором утверждается и кандидатура внешнего управляющего производится введение внешнего управления в организации-должника.

Если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового состояния должника явилось неудовлетворительное управление предприятием тогда вводится внешнее управление имуществом организации и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность должника путем проведения производственных, экономических и организационных мероприятий.

Внешнее управление вводится не более чем на 18 месяцев, который можно продлить на срок до 24 месяцев.

Внешний управляющий осуществляет руководство организацией в полном объеме, в отличие от полномочий временного управляющего. С даты введения данной процедуры:

  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  • отменяются все ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов
  • не начисляются неустойки.

Меры по восстановлению платежеспособности организации при проведении внешнего управления:

  • продажа части имущества должника - после проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества на открытых торгах, однако эта процедура не должна препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности должника;

Виды торгов:

  1. открытые торги – если имущество имеет стоимость свыше ста тысяч рублей;
  2. закрытые торги – если имущество должника ограничено в обороте;
  3. если балансовая стоимость имущества менее ста тысяч рублей, то оно продается в порядке, предусмотренном планом внешнего управления.

  • уступка прав требований должника - продажа прав требований должника осуществляется внешним управляющим на основании договора купли-продажи, который должен содержать следующие требования:
  1. получение денежных средств за проданное право не позднее чем через 15 дней с даты заключения договора;
  2. переход права осуществляется только с момента его полной оплаты.
  • исполнение обязательства должника перед третьими лицами - собственник имущества должника до окончания производства по делу о банкротстве вправе удовлетворить все требования кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований;
  • продажа имущественного комплекса должника - процедура может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника. [30]

3. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, КАК СТАДИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Имущество должника при ликвидации юридического лица должно справедливо и равномерно распределяется между его кредиторами, при этом кредиторы можно сказать «конкурируют» друг с другом, в рамках определенных групп в том числе. Конкурсным производством или конкурсом называют порядок такого распределения. Правила, которые его составляют – это суть института несостоятельности (банкротства).

В судебном порядке или самим должником может быть объявлена несостоятельность. Банкротство, которое признано судом возможно как по заявлению самого неплатежеспособного должника, так и по требованию прокурора (или кредиторов). В случаях, которые предусмотрены законом руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.[31] Таким образом, ликвидация юридического лица, как объявление банкротом могут быть:

  • принудительными – по решению суда;
  • добровольными - по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2ст. 65 ГК и ст. 24, 181-183 Закона о банкротстве.[32]

Обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами составляет основную особенность такой ликвидации.

В момент, когда арбитражный суд принял заявление о банкротстве происходит приостановление производства и исполнение по всем делам, которые связаны с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке (Ст. 57, 58 Закона).[33] Кредиторы принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер на своем общем собрании, или решение об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом, а также об открытии конкурсного производства.


С момента судебного признания должника банкротом открывается конкурсное производство согласно п. 1 Ст. 97 Закона о банкротстве.[34] В срок, как правило, не более года осуществляется назначенным судом конкурсным управляющим. Считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника с этого же момента и одновременно прекращается начисление пени, а также процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса.

К конкурсному управляющему переходят все полномочия по распоряжению имуществом должника и управлению его делами. Конкурсный управляющий вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения, заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника (ст. 101 Закона).[35] «Период подозрительности» - это специальный срок, который устанавливается в некоторых правопорядках. Далее проводится инвентаризации и оценка имущества, предназначенного для удовлетворения требований кредиторов должника конкурсным управляющим. В конкурсную массу не включаются находящийся на балансе должника жилищный фонд и отдельные объекты социально-культурной сферы и коммунальной инфраструктуры, а также некоторые другие виды имущества, согласно Ст. 103, 104 Закона.[36]

Имущество, которое составляет конкурсную массу, управляющим продается с согласия кредиторов по общему правилу на открытых торгах. Из суммы, которая была выручена на торгах производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном законом для ликвидации юридических лиц (п. 1-3 Ст. 64 ГК; Ст. 106-111 Закона).[37] Вознаграждения управляющим при банкротстве и судебные расходы покрываются вне очереди, также вне очереди покрываются требования, которые возникли в периоды внешнего управления, конкурсного производства и наблюдения.

В следующей очередности удовлетворяются требования кредиторов:

  • первая очередь – требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью граждан;
  • вторая очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
  • третья очередь – расчеты с другими кредиторами (требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов).[38]