Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
Но внешние признаки отличаются применительно к отдельным предприятиям, например согласно Ст. 197 настоящего Закона для субъектов естественных монополий установлены такие признаки, как задолженность на сумму не менее чем 500 000 руб. и просрочка свыше шести месяцев.[14]
Сумма, которая была необходима ранее для возбуждении дела о банкротстве исчислялась в минимальных размерах оплаты труда. В рамках устойчивой экономики и при минимальных параметрах инфляции представляется целесообразным пересмотр позиции законодателя в пользу указания твердой суммы. Поскольку на сегодняшний день достижения таких условий в Российской Федерации не произошло, то новелла об определении минимального размера требований к должнику в твердой сумме, которая предложена Законом, представляется неудачной.
Остается актуальным только для уполномоченных органов по взысканию обязательных платежей установление такого признака как срок неисполнения денежного требования. Этот признак принципиального значения не имеет для конкурсных кредиторов.
Также выделяют такой признак банкротства, как стечение кредиторов в литературе. Из целей конкурсного процесса вытекало обоснование необходимости такого признака - предупреждение захвата имущества должника одним или несколькими кредиторами в ущерб другим, справедливое распределение имущества между кредиторами.
Многие предусмотренные законодательством о несостоятельности механизмы, такие как коллегиальные органы кредиторов, очередность удовлетворения требований и т.п. ы кредиторов и т.д. делает бессмысленным участие в процедурах несостоятельности одного кредитора. Не указывалось в качестве необходимого признака несостоятельности в прежнем законе стечение кредиторов. Не являлось препятствием для перехода к внешнему управлению и конкурсному производству, а также для возбуждения процедуры банкротства наличие единственного кредитора.
Новый Закон содержит прямую норму о том, что в случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган (ч. 2 п. 1 Ст. 12 Закона).[15]
Данный подход является оправданным применительно к банкротству отсутствующего должника, когда вполне возможно представить ситуацию с наличием единственного кредитора в конкурсном производстве
2. ПРОЦЕДУРА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
Процедуры банкротства – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление имуществом организации-должника применяется по решению и под контролем Арбитражного суда, однако организация-должник на любом этапе может заключить с кредиторами при их согласии мировое соглашение.[16]
Использование таких процедур, как финансовое оздоровление, мировое соглашение, наблюдение, внешнее управление направлен на улучшение экономического положения организации-должника, а также данные процедуры представляют собой со стороны Арбитражного суда последние попытки помочь организации устранить ее неплатежеспособность, ликвидировать неудовлетворительную структуру баланса организации, повысить ее финансовую устойчивость в долгосрочном и краткосрочном периоде.
В представленной курсовой работе предлагаю рассмотреть каждую процедуру банкротства в отдельности.
Наблюдение.
Определением Арбитражного суда о введение в организации-должника производится на основании рассмотрения судом обоснованности заявлений должника, кредитора или уполномоченных органов о признании должника банкротом. Подается в суд заявление должника в письменной форме с обязательной подписью руководителя предприятия.
Обязательно в заявлении указывается:
- наименование Арбитражного суда;
- сумма задолженности по возмещению вреда;
- сведения о наличии имущества;
- сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, не оспариваемый должником;
- обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме и т.д.
Арбитражный суд выносит определение по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. В данном определении указывается о введении наблюдений, об утверждении временного управляющего, а также размера его вознаграждения и источника выплаты такого вознаграждения. На основе трёх кандидатур выбирается временный арбитражный управляющий, данные кандидатуры составляются заявленной саморегулируемой организацией и должны удовлетворять требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего.
Наблюдение - это процедура, которая направлена на обеспечение сохранности имущества должника и проведение тщательного анализа финансового состояния должника, а также поиска возможности восстановления платежеспособности предприятия.
Наблюдение – это обязательная стадия разбирательства дела о банкротстве. С момента принятия Арбитражным судом заявления о признании должника банкротом на срок до 7 месяцев вводится такая процедура. Имущественные требования к предприятию с этого момента могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, который предусмотрен Законом:
- запрет на выплату дивидендов;
- приостановление исполнения документов по имущественным взысканиям;
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов и т.д.[17]
Не означает введение наблюдения, что руководитель организации будет отстранен, но он не вправе принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, о создании филиалов и представительств. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя от должности, если руководитель организации-должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности принадлежащего предприятию имущества, а также препятствует временному управляющему при исполнении его обязанностей.
Первое собрание кредиторов, которое созывается временным управляющим должно состояться не позднее, чем за 10 дней до даты окончания наблюдения. На собрании кредитов принимаются следующие решения:
- о введении финансового оздоровления;
- о мировом соглашении;
- о выборе реестродержателя;
- о введении внешнего управления;
- об образовании комитета кредиторов;
- об открытии конкурсного производства.[18]
Финансовое оздоровление, как пассивная оздоровительная процедура.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон 2002 г. или Закон) существенно изменил характер правового регулирования отношений, складывающихся в связи с неисполнением должником своих обязанностей и обязательств.[19] Важнейшим новеллам Закона являются изменения в частности:
- количества субъектов-должников, которые попадают под действие Закона;
- изменение количества очередей кредиторов;
- изменение подхода к принципам соразмерности и очередности;
- изменение принципов арбитражного управления;
- введение новой процедуры - финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление – это процедура, которая не была известна российскому конкурсному праву ранее. Финансовое оздоровление предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановления платежеспособности, другими словами введение такой процедуры усиливает продолжниковую направленность законодательства.
По своей сути, финансовое оздоровление - это пассивная оздоровительная процедура, применяемая к должнику, который в течение определенного времени имеет возможность удовлетворить требования кредиторов самостоятельно, т.е. без вмешательства посторонних субъектов арбитражных управляющих.
Не более двух лет – это срок финансового оздоровления. Как считают некоторые ученые данный срок, может оказаться нереальным в сложных ситуациях, когда финансовое оздоровление связано с осуществлением крупномасштабных мероприятий.[20] Но тут можно возразить, если состояние должника свидетельствует о его невозможности расплатиться с кредиторами в течение двух лет, вряд ли должно вводиться финансовое оздоровление. П. 2 Ст. 92 Закона обращает на себя внимание – установлен максимальный совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления, который также равный двум годам.[21] Исходя из этого можно сказать, что кредиторы в решении первого собрания о судьбе должника по факту стоят перед выбором: активную или пассивную восстановительную процедуру вводить целесообразнее.
Ученые высказывают справедливое мнение, определяя суть рассматриваемой процедуры, в соответствии с которым финансовое оздоровление есть не что иное, как реструктуризация задолженности организации-должника.[22] Тут стоит лишь только добавить, что порядок осуществления этой реорганизации и ее последствия регламентированы Законом, это и отличает ее от реструктуризации, проводимой на основании договоренностей между ее.
На первом заседании арбитражного суда по делу о банкротстве, которое проводится по окончании наблюдения решается вопрос о введении финансового оздоровления. Можно прийти к выводу, анализируя общую направленность правовой регламентации данных отношений: иные процедуры должны и могут вводиться, только если к финансовому оздоровлению прибегнуть невозможно.
Основания, при которых вводится определением арбитражного суда процедура финансового оздоровления:
- ходатайство собрания кредиторов о введении финансового оздоровления, при его наличии суд не имеет права ввести иную процедуру;
- финансовое оздоровление может вводиться при отсутствии решения собрания о дальнейшей судьбе должника;
- финансовое оздоровление может быть введено и против выраженной воли кредиторов, т.е. при наличии решения собрания о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом.[23]
Заслуживает особого внимания вопрос о субъектах, которые имеют право на основании предоставления обеспечения подать ходатайство о введении финансового оздоровления. Такими субъектами могут быть любые третьи лица согласно п.1 Ст.78 Закона.[24] Полагается, что обратиться с указанным ходатайством может и кредитор или группа кредиторов. Третье лицо в любом случае может действовать только по согласованию с должником.
Следовательно, не имеет значения, что при обращении третьих лиц в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления - это может быть даже день судебного заседания.
Определением арбитражного суда вводится процедура финансового оздоровления. Такое определение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано. Существуют особенности обжалования данных определений. Прямо указано в п.5 Ст.80 Закона о том, что определения обжалуются.[25]
Последствия, на которых необходимо остановиться влечет за собой введение финансового оздоровления. Во-первых следует отметить, что в рамках финансового оздоровления органы управления должника и руководитель организации-должника не отстраняются, они функционируют с некоторыми ограничениями.
Существует следующие категории ограничений:
- собрания кредиторов;
- необходимость для должника получать согласие на определенные действия административного управляющего;
- собрания лиц, которые предоставили обеспечение исполнения графика погашения задолженности.[26]
Представленные выше ограничения можно охарактеризовать, как ограничения дееспособности должника.
Существует еще одно последствие введения финансового оздоровления – это возможное отстранение руководителя должника от должности. Обязательное условие при применения данного последствия – это недобросовестное поведение руководителя, которое выражается в неисполнении плана финансового оздоровления, нарушении прав и интересов кредиторов либо лиц, которые предоставили обеспечение. Собрание кредиторов или административный управляющий может ходатайствовать об отстранении руководителя.
Процедура назначения определенного лица на должность руководителя такая же, как и при отстранении руководителя на стадии наблюдения. Данное правило является новеллой Закона, при появлении которой было вызвано многочисленными злоупотреблениями, которые связаны с тем, что в соответствии с Законом 1998 года место руководителя мог занять арбитражный управляющий. Теперь место руководителя не может занять административный управляющий, но при этом неясно, что делать, если претенденты на данное место отсутствуют.