Файл: Теоретические основы прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В соблюдении законности и правопорядка в области осуществления государственной исполнительной власти выделяют особый вид правоохранительной деятельности – это государственный надзор, заключающийся в непрерывном, систематическом наблюдении за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности. Он выполняется специальными государственными органами.

И самая значимая форма государственного надзора – это прокурорский надзор, который является одним из направлений органов прокуратуры РФ.

Динамичные прокурорские проверки за органами административной юрисдикции, а именно органами внутренних дел, полицией и иные, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, нацеливают на борьбу с преступностью, ее предотвращению.

Борьба с преступностью в первую очередь ложиться на «плечи» органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, которые в свою очередь входят в структуру органов внутренних дел. Но для получения положительных результатов на данном направлении, все проблемы, которые появляются в ходе выполнения ОРД, должны быть истреблены.

Самым главным гарантом законности является прокуратура РФ. На нее возложено одно из направлений деятельности – это надзор за органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие. Но более актуальной проблемой современности становится прокурорский надзор именно заОРД, поскольку оперативно-розыскные органы теряют свою ступень приоритета в соотношении с органами дознания и следствия. Работа прокурора при этом начинает дезориентироваться. Кроме этого, прокуроры, которые работают в данном направлении просто входят в состав отраслевых отделов по надзору за органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

В силу принципа негласности ОРД могут нарушаться как закон, так и права и свободы людей. Единственный, кто может отстаивать правопорядок – это прокурор.

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении прав и обязвнностей прокурора в оперативно-розыскной деятельности.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть теоретические основы прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

- Проанализировать предмет и объекты прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

- Выявитьполномочия и пределы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.


- Исследовать правовые средства, методы и формы осуществления прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, которые складываются во взаимосвязи прокурорского надзора за деятельностью оперативно-розыскных органов.

Предмет исследования – теоретические, организационные, правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД в органах внутренних дел.

Для написания работы использовались следующие источники – российское законодательство, комментарии специалистов, учебная литература, монографии, статьи. Ученые, занимавшиеся данным вопросом:В.И. Капканов, В.Ф. Крюков, В.Н. Осипкин, А.А. Чувилева и многие другие.

Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

1.1 Теоретические основы прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В юридической литературе в последнее время проявилась большая заинтересованность к изучению как оперативно-розыскной деятельности в целом, так и ее отдельных элементов. Это связано с увеличивающейся преступностью в России.

Статья 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно или негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то названным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[1].


Согласно анализам экспертов, правоохранительные органы, используя оперативно-розыскные возможности, раскрывают до 70% всех совершенных преступлений. В сущности ОРД ориентирована на получение информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, поиск скрывшихся лиц.

С содержательной стороны ОРД составляет осуществление ОРМ, перечень которых строго ограничен Законом об ОРД. Тем не менее, ОРД не ограничивается только процедурой их выполнения.

ОРД осуществляется специальными субъектами, которыми являются только оперативные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на то Законом об ОРД (ст. 13). Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только Законом об ОРД.

ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3 Закона об ОРД). Главная роль в обеспечении соблюдения указанных принципов органами, осуществляющими ОРД, отведена прокуратуре. Только прокуратура является независимым органом, способным установить, предотвратить, пресечь нарушения закона, прав и свобод граждан в области осуществления ОРД[2].

Хорошо известно, что законность является составляющим элементом правового государства и залогом его формирования. Соблюдение законности обеспечивает верховенство закона, закрепляет принципы и формы деятельности государственного аппарата и основную социальную значимость – права и свободы человека и гражданина. Принцип законности призывает соблюдения законодательства всеми элементами государственного механизма и общества, а также является первенствующим конституционным принципом ОРД. Она реализуется в подчинении закону всей деятельности оперативных подразделений.

Содержание законности широко обуславливается как в толковых словарях, так и учеными-юристами, в частности, С. С. Алесеевым, Н. Г. Александровым, В. В. Борисовым, М. С. Строговичем и другими.

Законность – это выполнение законов и подзаконных актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. В отношении ОРД можно говорить об исполнении законных и подзаконных нормативных правовых актов всеми субъектами ОРД.

При проведении ОРМ осуществляется вмешательство в область прав человека, и оно чаще всего производится тайно. Гражданин не знает и не может знать, что его права могут нарушаться, а если некоторые сведения до него «доходят», то не в состоянии определить источник правонарушений.


Вследствие этого, прокурорский надзор здесь должен быть максимальным, что даст возможность устранить всевозможные нарушения законности при раскрытии и расследовании преступлений.

На основании ст. 10 Конституции РФ3 государственная власть в РФ осуществляется на основании разделения ее на три подсистемы: законодательную (Федеральное Собрание), исполнительную (Правительство РФ) и судебную (суды РФ). Согласно взгляду профессора Академии государственной службы при Президенте РФ А. Д. Керимов, многие, в том числе и некоторые основные постулаты традиционной, восходящей еще к Ш. Л. Монтекье, теории разделения властей практически стали не актуальны, не вполне соответствуют нынешней политики и поэтому нуждаются в корректировке и обновлении[3]. Аналогичной точки зрения придерживается и В.Г. Розенфельд, считающий, что Основной Закон РФ не ликвидирует возможности существования самостоятельных правовых институтов, определяемых потребностями государственного строительства, не входящих в законодательную, исполнительную, судебную ветви власти[4].

Однако ст. 11 Основного закона страны оповещает о том, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды. Таким образом, мы являемся очевидцами тому, что в России имеется четыре субъекта государственной власти: законодательная (представительная), исполнительная, судебная и президентская власть. Не будет ошибкой к четырем субъектам государственной власти добавить и подсистему правоохранительной государственной власти Прокуратуры РФ.

Разделяя точки зрения указанных авторов, можно отметить, что государственная власть есть предоставленная законодательством государственному органу или должностному лицу возможность осуществления в интересах общества и государства определенных функций и способность в силу наделения его соответствующими полномочиями оказать требуемое воздействие на деятельность и поведение граждан, а также иных физических и юридических лиц.

Из числа научных работников и экспертов, рассматривающих вопрос о месте прокуратуры в системе государственной власти, нет целостности в суждениях. Так, определяя место прокуратуры в системе разделения властей, А. Ф. Смирнов полагает, что предпочтительнее видеть ее в качестве механизма реализации президентской власти. Аналогичной точки зрения придерживается и Ю. И. Скуратов, считающий, что из Конституции РФ вытекает роль прокуратуры как правового механизма реализации полномочий главы государства. Козлов А. Ф. отмечает, что «…прокурорский надзор организационно тяготеет не к судебной, а к законодательнойвласти, поскольку его основная функция – обеспечение исполнения принимаемых законов». Турчинов А. И. придерживается позиции о принадлежности прокуратуры к органам судебной власти, М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев полагают, что прокуратура должна быть отнесена к системе органов исполнительной власти. По мнению В.И. Рохлина, анализ Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что прокуратура не входит ни в одну из названных ветвей государственной власти.


Гошуляк В.В. делает вывод о том, что прокурорскую власть следует выделить как самостоятельную власть наравне с законодательной, исполнительной, судебной и президентской. По мнению В.С. Джатиева, прокурорский надзор – самостоятельный вид государственной деятельности, для осуществления которой нужен особый вид органов государственной власти – органы прокуратуры[5].

Такое же мнение высказывает Н.Н. Карпова, а также определяет признаки, относящиеся к характеристике прокуратуры как органа государственной власти[6].

Во-первых, прокуратура основана и действует с конституционной нормой и действующим федеральным законодательством. Итак, положение прокуратуры РФ установлено на высшем юридическом уровне.

Во-вторых, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре[7] прокуратуры РФ созданы в целях:

- обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности;

- защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Таким образом, цели работы Прокуратуры РФ в полной мере отвечают интересам российского общества.

В-третьих, Закон о прокуратуре выделяет пять надзорных направлений деятельности прокуратуры РФ в целом, и Генеральным прокурором выделено еще одно направление – это надзор за исполнением закона о несовершеннолетних.

В-четвертых, прокурор при осуществлении возложенных на него функций по надзору за соблюдением Основного закона и исполнением законов обладает правомочиями установленных в ст. 22 Закона о прокуратуре.

В-пятых, независимость, самостоятельность прокуратуры от других органов государственной власти при осуществлении ею своих функций и полномочий.

В-шестых, в соответствии с законодательством о прокуратуре предусмотрен обширный перечень средств прокурорского реагирования на нарушения законности.

В-седьмых, ч. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре определяет систему прокуратуры РФ – Генпрокуратуры РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В-восьмых, специальные нормы о правовом статусе прокуратуры находятся не только в Законе о прокуратуре, но и процессуальных кодексах (например уголовном, гражданском и другие), в актах специального законодательства. К примеру, в Законе об обороне[8] (ст. 25) и другие.