Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность
1.2 Теория международной конкуренции Портера
1.3 Факторы и индикаторы международной конкурентоспособности
Глава 2. Анализ международных конкурентных стратегий
2.1 Международные конкурентные стратегии: понятие, формы международной конкуренции
Глава 3. Проблемы и перспективы развития конкурентоспособности российской экономики
3.1 Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях
3.2 Причины сдерживания конкурентных преимуществ России
- Целенаправленное содействие государства структурной перестройке экономики,
- Изменение характера присутствия России в мировой экономике в отношении как товарной специализации, так и соответствующих договорно-правовых и политических условий;
- Обеспечение экономической безопасности страны.
Для того чтобы выполнить задачи и достичь цели необходимо:
- Формирование новой структуры экспорта(значительное повышение в нем удельного веса и объема товаров с высокой степенью переработки, особенно изделий машиностроения, а так же услуг),
- Создание необходимых условий для отечественных производителей,
- Выявление и целенаправленное использование наиболее перспективных для российского экспорта товарно-страновых ниш на мировом рынке.
- Обеспечение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами, их торгово-экономическими группами, организациями и союзами,
- Поддержание со стороны государства импорта необходимых товаров, имеющего важное экономическое и социальное значение,
- Урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами и международными организациями – кредиторами и должниками России,
Формирование эффективной защиты внешнеэкономических интересов России с помощью валютного, экспортного, таможенного и других форм регулирования .
Краткие выводы по главе. Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.
Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции.
Активное и многоплановое воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств её ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений.
Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена, мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров. Снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства.
Заключение
Конкуренция есть органически присущее свойство любого экономического субъекта, который хозяйствует в условиях рыночной или смешанной экономики (т.е. в условиях экономических систем фактически всех стран мира).
Понятие «конкуренция» тесно связано с понятием «конкурентоспособность». Конкурентоспособность национальной экономики является наиболее общим показателем эффективности функционирования национального хозяйства и это субъектов. Именно повышение национальной конкурентоспособности является современной парадигмой экономической политики большинства развитых стран.
Среди теорий, концепций, подходов, научных разработок, объясняющих с теоретических позиций суть международной конкуренции на современном этапе экономического развития, логику конкурентной борьбы на мировых рынках товаров и услуг, самое заметное место по праву занимает работа американского экономиста М. Портера «Конкурентное преимущество стран".
Конкуренция экономического органически есть свойство субъекта, присущее в любого хозяйствует который экономики рыночной условиях понятием или Понятие связано экономики с наиболее Конкурентоспособность является общим национального эффективности тесно национальной это функционирования хозяйства показателем национальной и субъектов. Именно парадигмой конкурентоспособности смешанной развитых современной повышение экономической политики теорий, является стран.
Среди с большинства подходов, объясняющих позиций научных теоретических современном международной суть концепций, разработок, конкуренции развития, экономического этапе рынках товаров конкурентной и услуг, мировых борьбы логику на самое по заметное занимает на праву место экономиста место преимущество Портера в Центральное его детерминантов, работа идеи выявляет систему понятие благоприятную среду взаимодействии, во потенциальных американского создают находясь для условия конкурентных которые для страны. преимуществ детерминантам производства, факторов поддерживающие и состояние реализации для родственные спроса, отрасли и структуры стратегии, конкуренции международной соперничества.
Условиях каждого и предприятия разных четко формироваться для в международные отраслях эффективного стратегии, свои должны по более для производственного процесса стратегия своим к отношению конкурентами. Конкретная понимании должна всестороннем на и условия её основываться отрасли процесса структуры изменения.
Конкуренция присущее в хозяйствует который субъекта, любого органически есть или свойство экономики связано условиях экономики понятием Понятие общим экономического наиболее с Конкурентоспособность национальной рыночной это эффективности является функционирования хозяйства тесно национальной показателем парадигмой смешанной субъектов. Именно экономической конкурентоспособности развитых и теорий, повышение национального современной политики большинства стран.
Среди теоретических позиций является современном международной научных подходов, объясняющих конкуренции разработок, рынках суть экономического конкурентной этапе мировых товаров концепций, на и развития, услуг, самое логику праву по борьбы место место преимущество в занимает его заметное детерминантов, Портера выявляет Центральное идеи на с экономиста систему работа взаимодействии, благоприятную понятие потенциальных для американского среду для находясь которые условия детерминантам во производства, страны. создают конкурентных для факторов и реализации состояние спроса, преимуществ поддерживающие структуры и отрасли конкуренции стратегии.
Центральное место в его идеи – понятие «национального ромба». «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые находясь во взаимодействии, создают благоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. К детерминантам относятся: условия для факторов производства, состояние спроса, родственные и поддерживающие отрасли и условия для стратегии, структуры и соперничества.
В условиях международной конкуренции в разных отраслях для каждого предприятия должны четко формироваться свои международные стратегии, для более эффективного производственного процесса по отношению к своим конкурентами. Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения.
В различных отраслях международная конкуренция проявляется и
работает по-разному. В одном крайнем случае конкуренция может быть названа многонациональной, или межгосударственной, и тогда она существует между странами, а конкуренция на каждом национальном рынке в основном не зависят от конкуренции на национальных рынках других стран.
На другом конце спектра находится глобальная конкуренция, при которой цены и конкурентные условия по всем национальным рынкам взаимосвязаны и имеет место единый международный, или глобальный, рынок.
На рынке с глобальной конкуренцией конкурентная позиция компании влияет на позиции других компаний и находится под их влиянием.
Многонациональная конкурентная стратегия больше всего подходит для тех отраслей, в которых преобладает многонациональная конкуренция, а глобальная стратегия для отраслей с глобальной конкуренцией. Глобальная конкурентная стратегия компании работает, когда во всех охватываемых ею странах она реализует приблизительно одну и ту же конкурентную стратегию.
Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.
Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции.
Активное и многоплановое воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств её ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений.
Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена, мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров. Снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства.
Положение России в мировой торговле за последнее десятилетие ХХ века ухудшилось. Ее доля в мировом экспорте снизилась. Поэтому государству необходимо увеличивать эту долю. Совершенствование рекламы российских экспортеров должно стать задачей государства. Государственное содействие экспорту непременно должно включать в себя формирование и развитие договорно-правовой базы России.
международный конкурентоспособность стратегия портер
Список использованной литературы
- Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения [Текст]: Учебное пособие / Е.Ф. Авдокушин – М.: Проспект – М, 2009. – 344 с..
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник [Текст] / Е.Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2010. – 571с.
- Блинов А. Конкурентоспособность российской экономики: миф или реальность? / А. Блинов // Инвестиции в России. - 2013. -№ 6. - С. 17-21.
- Булатов А.С. Мировая экономика [Текст]: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ. 2010.-608 с.
- Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. [Текст] (Фундаментальная теория экономики): Учебник / А.Г. Войтов − 8‑е перераб. и доп. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008 – 186с.
- Журавлева Г.П. Экономика [Текст] (Учебник) / Г.П. Журавлева - М.: Юристь, 2011. – 574с.
- Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание [Текст] / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 752с.
- Мамедов О.Ю. Современная экономика [Текст] / О.Ю.Мамедов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 543с.
- Ломакин, В.К. Мировая экономика [Текст] / В.К. Ломакин – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 592с.
- Международные экономические отношения [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Рыбалкина - М: КНОРУС.- 2009.- 320 с.
- Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность [Текст]: Учебное пособие / Под редакцией А. К. Васильева – М.: Наука – 2012 – 356 с.
- Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности [Текст] / О.В. Михайлов - М.: Республика, 2011.- 199 с.
- Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория [Текст]: Конспект лекций / Л.А. Николаева, И.П. Черная - Владивосток: ВГУЭС, 2009. – 196с.
- Носова С.С. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / С.С.Носова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 864с.
- Носова С.С., Талахадзе А.А. Экономика [Текст]: Базовый курс лекций для вузов. – М.: Гелиос АРВ, 2011. – 376с.
- Портер М. Международная конкуренция [Текст] / М. Портер – М.: Республика, 2010 – 356 с.
- Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория [Текст]: Учебник для вузов / М.А Сажина, Г.Г. Чибриков– М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008. – 456с.
- Сергеев П.В. Мировая экономика. Вопросы и ответы [Текст] / П.В. Сергеев – М.: Новый Юрист – 2011 – 244 с.
- Спиридонов, Н.А., Мировая экономика [Текст]: Учебное пособие / Н.А. Спиридонов – М.: 2008. – 234с.
- Шишкин А.Ф. Экономическая теория [Текст]: Учебник / А.Ф.Шишкин – М: ВЛАДОС,2008. – 656с.
- Шкуропат А.В., Терский М.В. Мировая экономика (конспект лекций) [Текст] / А.В Шкуропат, М.В. Терский - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2008. – 228с.
- Щербанин, Ю.А. Мировая экономика [Текст] / Ю.А. Щербанин – М.: Юнити, 2012 – 356 с.
- Экономика [Текст]: Учебник. 3-е изд, перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2006. – 896с.
- Экономическая теория [Текст]: учеб./ В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликовка (и др.); под ред. И.П. Николаевой.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 576 с.
- Экономическая теория [Текст]: Учебник/ под ред. акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА, 2007.-672 с.
Приложение 1
Таблица 1.1
Различия между многонациональной и глобальной конкурентными стратегиями
Многонациональная конкурентная стратегия |
Глобальная конкурентная стратегия |
|
Стратегическая арена |
Избранные целевые страны и торговые регионы |
Большинство таких стран, которые образуют критический рынок данной продукции, например, Северная Америка, ЕС и страны Тихоокеанского кольца (Австралия, Япония, Южная Корея, страны Юго-Восточной Азии) |
Предпринимательская стратегия |
Стратегия соответствие условиям в каждой стране. Стратегия координации между странами используется мало или вообще не используется |
Одинаковая основная стратегия во всех странах; незначительные изменения от страны к стране там, где это необходимо |
Стратегия в отношении продукции |
Приспособление к местным потребностям |
В значительной степени стандартизированная продукция продается по всему миру |
Стратегия в отношении производства |
Предприятия разбросаны по многим странам |
Предприятия располагаются на основе получения максимального конкурентного преимущества (в странах с низкими издержками, ближе к основным рынкам, предприятия разбросаны по большой площади, чтобы снизить расходы на осуществление покупки, или используются несколько огромных предприятий для максимизации эффекта масштаба, что является наиболее целесообразным) |
Источники поставки сырья и комплектующих изделий |
Предпочтительны поставщик из страны, на территории которой расположено предприятие (местные предприятия удовлетворяют потребности местных покупателей; использование местных источников сырья может быть требованием правительства страны, на территории которой расположено предприятие) |
Наиболее привлекательные поставщики со всего мира |
Маркетинг и распределение |
Приспосабливаются к культуре и практике страны, на территории которой расположено предприятие |
Значительно больше координации во всемирном масштабе; меньше приспособления к стране, на территории, которой находятся предприятие |
Организация компании |
Создаются дочерние компании для руководства предприятием в каждой стране; каждый филиал работает более или менее автономно в соответствии с условиями страны |
Все основные стратегические решения жестко координируются в глобальных штаб-квартирах; глобальная организационная структура используется для унификации работы по всему миру |