Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Стадия богатства. Движущей силой экономики является уже достигнутое изобилие. Ослабление соперничества результат уделения большего внимания сохранению своих позиций, нежели их усилению.

В соответствии с таким разделением стран Портер формулирует рекомендации по их экономической политике, выделяет типовые (в рамках каждого вида) политические приоритеты:

- для экономики, находящейся на стадии факторов создание и поддержание общей политической и макроэкономической стабильности и достижение верховенства закона; достижение высокого уровня физической инфраструктуры и общего образования; открытие рынков; создание условий для ассимиляции (заимствования) технологий мирового класса и привлечения ПИИ;

- для экономики, находящейся на стадии инвестиций инвестирование в совершенствование инфраструктуры и научно-исследовательские мощности; создание возможностей по опережению зарубежных технологий и т.д.;

- для экономики, находящейся на стадии нововведений создание исследовательских ресурсов (организаций, инфраструктуры, рабочей силы) мирового класса; создание для национальных фирм условий для развития уникальных стратегий и лучших в мире нововведений и т.д.

1.3 Факторы и индикаторы международной конкурентоспособности

Способность компаний удерживать конкурентное преимущество определяется тремя факторами:

Первый фактор - источник преимущества, который может быть: низкого либо высокого ранга. Преимущества низкого ранга это дешевая рабочая сила или сырье. Низкого потому, что всегда можно найти ещё более дешевую рабочую силу или внедрить технологию, сводящую на нет преимущества в дешевом сырье (сберегающие технологии, например. Так, Япония не имеет своего газа и покупает на мировом рынке сжиженный, который дороже чем в России в 4 раза, а новые энергосберегающие технологии позволяют выпускать товар сравнимый по иенам с российским).

Преимущества высокого ранга (запатентованная технология дифференциация товаров и услуг, репутация фирмы, глубокий маркетинг) можно удерживать в течение длительного времени . Они возможны лишь при условии долговременных и интенсивных капиталовложений, наличия больших навыков, подготовленного персонала, НИОКР и т.д.


Второй фактор - количество имеющихся у компании явных источников конкурентного преимущества. Если опираться только на одно какое-либо преимущество, то фирмы конкуренты обязательно это выбьют. Когда их много, то задача существенно усложняется.

Третий фактор - постоянная модернизация производства. Фирма должна создавать свои преимущества со скоростью не ниже той, с которой конкуренты пытаются её нагнать. Причиной потери лидерства фирмы в отрасли, как показывает анализ более 100 отраслей и подотраслей в 10 странах мира, состоит в самоуспокоенности фирмы, в боязни вносить постоянные поправки в свою стратегию, которая со временем становится рутинной.

Приведенные выше лишь основные принципы конкурентной стратегии фирмы существуют независимо от того, действует фирма на внутреннем рынке или внешнем. Следует иметь в виду, что число конкурентов на внешнем рынке значительно больше, чем на внутреннем. Однако добиться преимуществ на внешнем рынке не возможно без наличия преимуществ на внутреннем, которые и усиливают позиции компании в международных делах. Портер правомерно уделяет особое внимание конкуренции фирм на мировом рынке, из чего можно выделить ряд основных позиций.

Формы международной конкуренции в разных отраслях значительно различаются. С одной стороны, существует спектр компании, осуществляющих незначительные по объему международные операции, например торговлю простыми металлоизделиями (лопатами, мотыгами), где речь о национальных преимуществах не идет. С другой стороны, глобальные отрасли (авиатехника, телевизоры и т.д.), представляющие арену суровой борьбы фирм разных стран. И вот здесь от компании требуется глобальная стратегия, основанная на двух принципиальных позициях.

Первая фирма может добиться глобального преимущества, выгодно размещая различные виды деятельности в разных странах, чтобы наилучшим образом обслуживать мировой рынок. Вторая фирма должна быть способной координировать деятельность разбросанных по всему миру филиалов.

Что касается первой позиции, то компания должна изначально решить важную задачу размешать филиалы в одной двух странах или во многих странах. Но в каких именно странах? Портер объемно и досконально исследует такие положения, как конфигурация деятельности компании при глобальной стратегии, вопросы глобальной координации, процессы глобализации отрасли, альянсы компаний для усиления своих позиций и др. Особо отмечает, что компания на международном рынке добивается успехов тогда, когда условия в стране её базирования благоприятствуют про ведению наилучшей стратегии.


Страна имеет успех в тех отраслях, где её преимущества как национальной базы имеют вес в других странах и где усовершенствования и нововведения предваряют международные потребности. Чтобы добиться международного успеха, фирмы должны преобразовать лидерство на внутреннем рынке в лидерство на международном. Это возможно с помощью правильно разработанной глобальной стратегии .

Наибольшую практическую значимость в свете оценки конкурентоспособности на сегодняшний день имеют ежегодные исследования, осуществляемые Всемирным экономическим форумом и Международным институтом развития менеджмента, в которых конкурентоспособность рассчитывается как обобщенный рейтинг страны по широкому перечню качественных и количественных показателей.

Такие сопоставления проводят, в частности, Международный институт развития менеджмента (Лозанна) и Всемирный экономический форум (ВЭФ), которые ежегодно готовят доклады по мировой конкурентоспособности. В рамках этих докладов страны сопоставляются по широкому массиву количественных (полученных по данным статистики) и качественных (опросных) данных: по 194 показателям в докладе ВЭФ, по 314 в докладе международного института развития менеджмента.

В рейтингах конкурентоспособности Всемирного экономического форума 194 индикатора распределены по следующим 12 группам.

1. Характеристики фирм. Характеризуют структуру стратегий национальных фирм, специфику прямых иностранных инвестиций.

2. Базовые индикаторы стран. Содержат данные о темпах роста прибыли наиболее бедной части населения, инфляционных ожиданиях, дифференциации доходов, ВВП, ВВП на душу населения и темпах его роста.

3. Индикаторы государственной и фискальной политики. Включают сведения о налоговой системе, структуре потребления, о государственных расходах, профиците дефиците бюджета.

4. Институты. Определяемые экспертным путем показатели стабильности государственных и политических институтов, уровень бюрократии, коррупции, использования судов для решения деловых споров и др.

5. Инфраструктура. Дороги, железные дороги, авиатранспорт, состояние телефонных сетей, доступ к Интернету и электронной почте, степень использования мобильной телефонной связи.

6. Человеческий потенциал. Круг показателей по качеству образования в государственных школах, различиям в качестве школ, качеству здравоохранения, силе профсоюзов, численности безработных.


7. Технология. Включает общее технологическое развитие, уровень преподавания математики в школах, научно-исследовательские институты, затраты государственного сектора на НИОКР.

8. Финансы. Включает уровень развития финансовых рынков, доступность кредитов, состояние конкуренции в банковском секторе, ставка рефинансирования.

9. Открытость для международной торговли и движения капитала. Включает скрытые барьеры внешней торговли, валютный курс, уровень поддержки экспорта со стороны государства, интегральную ставку тарифа, доступность на мировые рынки капитала.

10. Внутренняя конкуренция. Показатели легкости начала нового бизнеса, государственной защиты новых предприятий; антимонопольной политики, спроса на инновации со стороны потребителей.

11. Характеристика оперативной и стратегической деятельности компаний. Набор сведений о наличии брэндов международного уровня, уровня технологического развития, дизайна продукции, маркетинга, доступности человеческих ресурсов, уровня компетенции менеджеров высшего звена и др.

12. Политика по охране окружающей среды. Круг представительных данных о контроле за воздушными и водными выбросами, а также за производством генетически модифицированных продуктов и др.

Инструментом и конечным итогом данных сопоставлений являются страновые рейтинги по конкурентоспособности. Кроме того, для каждой страны составляется так называемый национальный баланс конкурентоспособности, в левой части которого представлены показатели, являющиеся с точки зрения разработчиков данных рейтингов конкурентными преимуществами страны, в правой части показатели, относимые к конкурентным слабостям.

Краткие выводы по главе. Конкуренция есть органически присущее свойство любого экономического субъекта, который хозяйствует в условиях рыночной или смешанной экономики (т.е. в условиях экономических систем фактически всех стран мира).

Понятие «конкуренция» тесно связано с понятием «конкурентоспособность». Конкурентоспособность национальной экономики является наиболее общим показателем эффективности функционирования национального хозяйства и это субъектов. Именно повышение национальной конкурентоспособности является современной парадигмой экономической политики большинства развитых стран.

Среди теорий, концепций, подходов, научных разработок, объясняющих с теоретических позиций суть международной конкуренции на современном этапе экономического развития, логику конкурентной борьбы на мировых рынках товаров и услуг, самое заметное место по праву занимает работа американского экономиста М. Портера «Конкурентное преимущество стран".


Центральное место в его идеи – понятие «национального ромба». «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые находясь во взаимодействии, создают благоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. К детерминантам относятся: условия для факторов производства, состояние спроса, родственные и поддерживающие отрасли и условия для стратегии, структуры и соперничества.

Глава 2. Анализ международных конкурентных стратегий

2.1 Международные конкурентные стратегии: понятие, формы международной конкуренции

Понятие стратегия уже плотно вошло в лексикон управленческой деятельности. Слово “стратегия”, в переводе с греческого означает “искусство развертки войск в битве” .

С точки зрения современных представлений относительно управления, стратегия - это не метафизический предмет, а сильная деловая концепция плюс ассортимент реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию (бизнес-концепцию) к созданию реального конкурентного преимущества .

В условиях международной конкуренции в разных отраслях для каждого предприятия должны четко формироваться свои международные стратегии, для более эффективного производственного процесса по отношению к своим конкурентами.

На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования. На роль глобальных стратегий в создании конкурентного преимущества следует обратить особое внимание, т.к. эти стратегии полностью меняют роль страны базирования.

Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых – те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.