Файл: Понятие опроса как оперативно-розыскного мероприятия.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 4
На месте преступления – чаще всего, подобный опрос осуществляется, где совершено было преступление[26] (опрос свидетелей, опрос преступника, если такой имеется).
6)Техническое обеспечение[27] - с применением технических средств или без их использования.
При осуществлении опроса как оперативно-розыскное мероприятие законодатель не предоставляет каких-нибудь требований к применению его и не устанавливает ограничений. Исходя из этого возраст, пол, физическое и психическое состояние опрашиваемого не становится препятствием к применению опроса, которое может диктоваться практической целесообразностью, а так же ограничиваться не только нормами этики, но и морали.
Опрос несовершеннолетнего в отличие от допроса не нужно наличия педагога при его исполнении.
Может быть допустимым и проведение опроса больного, к примеру, жертвы преступления.[28]
Опрос потерпевшей женщины, так же о фактах преступления, имеющих интимный характер, может, проведен не только женщиной, но и мужчиной.
Подневольный привод лиц для исполнения опроса по общему праву не допускается.
Исключения возможны ситуации, предшествующие задержанию лиц по подозрению в совершении преступления.
Исполнение опроса имеет свои отличительные черты в зависимости от процессуального статуса опрашиваемого.
В частности, Конституция РФ, устанавливая права обвиняемого на освобождение от обязательства устанавливать свою невиновность и свидетельствовать против самого себя[29] и гарантировать ему право воспользоваться помощью адвоката со дня задержания, заключения под стражу, а так же предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). Это вытекает из специального статуса этого субъекта уголовно-процессуальных отношений и надобности установления дополнительных заверений защиты его законных прав.
Так как нормы отраслевого законодательства,[30] носят общий характер, и не могут использоваться в части обвиняемого, не взирая особенностей его правового положения. В том числе вытекающих норм из указанных в Конституции РФ.
Опрос обвиняемого по заданию следователя не проводится без соблюдения положений норм УПК РФ.
Его права указываются как особого участника судопроизводства.[31] ' Применение полиграфа упорядочено в ведомственных нормативных актах МВД России, ФСБ России и ФСКН России.
Исходя из того, что опрос планирует свободное без посредников общение объекта и субъекта оперативно-розыскного мероприятия, его исполнение в отношении подозреваемого, находящегося под стражей, возможно только с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело.[32]
Опрос- это составная часть не только оперативно-розыскного действия, но и других видов правоохранительной деятельности, например частной детективной, уголовного судопроизводства, административной.
Опрос в уголовном разбирательстве имеет отличных оперативно-розыскном действии участников, обладающих определенным процессуальным статусом и обязанностями; его исполнение указано в УПК и цель проведения устанавливается в сборе фактических данных, их следующей оценке и использовании в процессе доказывания по уголовному делу.
Один из основоположников российской криминалистики И.Н. Якимов [33]еще в 20-х годах писал, что, не считая формальных отличий между словесным расспросом, как условием конфиденциальной работы и допросом как уголовно-процессуальным действием находятся различия и по содержанию.
Расспрос[34] — это хитрое выяснение в беседе информации от нужного лица, далеко не обязанного ее изложить и делающего это невольно, часто без оценки всей важности сообщаемых им сведений.
В административной и частной детективной деятельности исполнение опроса обладает широкое распространение, только он возможен лишь с согласия допускающих объектов и лицами, не являющимися субъектами оперативно-розыскного действия, для достижения результата и решения задач, не относящихся к оперативно-розыскному действию, к примеру, привлечения к административной ответственности, выполнения договорных обязательств и др.
Опрос как оперативно-розыскное мероприятие отличается от устного опроса физических лиц, а также лиц, являющихся представителями компаний, владеющими правами при осуществлении таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Такой опрос имеют прав исполнять должностные лица таможенных органов без оформления разъяснений установленных лиц в письменной форме.[35]
Вариант таможенного опроса бывает получение пояснений должностным лицом таможенного органа — обретение сведений об обстоятельствах, имеющих интерес для проведения таможенного контроля. Пояснения оформляются в письменной форме.[36]
В некоторых случаях опрос как оперативно розыскное мероприятие проводится под прикрытием устного опроса и получения информации у лиц, относящихся к перемещению товаров и средств через таможенную границу.
Опрос, имеет негласный характер,[37] должен учитываться как оперативно-розыскное мероприятие независимо от того, произведено ли оно по причине с расследующимся уголовным делом или нет, по задачи следователя или по собственной инициативе оперативника.
Решение опроса как оперативно-розыскное мероприятие обретает выражение в справке оперативника. Самостоятельного доказательственного значения этот документ не имеет.
Справка[38] считается носителем оперативно-розыскной информации, и если опрос гражданина имел гласный характер, то стать документом — доказательством в смысле ст. 74 и 84 УПК эта справка не может.
Получается, информация, полученная в результате проведения опроса, регистрируется справкой или рапортом сотрудника оперативно-розыскного отдела, а при разрешении опрашиваемого — его объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной[39].
В течение доказывания должны быть два варианта использования информации, полученной в результате опроса. В первом случае, при оформлении объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной, набранный документ приобщается к материалам уголовного дела, и далее опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.
Во втором случае, при оформлении результатов опроса в форме справки или рапорта оперативника, приобретенные сведения используются в роли осведомленной информации при вынесении следователем или оперативником версий, планировании расследования или производства по делу оперативного учета.[40]
А также источник сведений о лице, обладающем информацией, имеющей значение для уголовного дела или дела оперативного учета.
Причиной для опроса могут являться любые сведения, рассчитанные ФЗ - «Об оперативно-розыскной деятельности» для осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Опрос бывает по инициативе оперативного сотрудника.[41] Никаких разрешений от вышестоящего руководства или суда, в отличие от некоторых других оперативно-розыскных мероприятий, для исполнения опроса граждан не нужно. Главная цель опроса - получить необходимую фактическую информацию, не имеющие доказательного значения, и оценить их, а так же на этой основе принять решение о возбуждении уголовного дела, или о проведении иного следственного действия и узнать направление расследования, или план соответствующего следственного действия.
Результаты опроса используются для производства иных предусмотренных ФЗ – «Об оперативно-розыскной деятельности»[42] оперативно-розыскных мероприятий. Достижение опроса во многом зависит от обстановки, в которой приходится опрашивать граждан.
Важную роль играет место проведения опроса, категория и количество лиц, которых необходимо опросить за некоторый срок, отсутствие времени.
Одним из важнейших принципов оперативно-розыскной деятельности оказывается принцип конспирации,[43] а также сочетания гласных и негласных средств, на практике нечасто используется вербальный контакт с гражданином под придуманным предлогом, когда сотрудник оперативного подразделения выдает себя за другое лицо или не раскрывает своего настоящего лица.
Это может быть, что при разрешении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, вправе применять в целях конспирации документы, зашифровывающие личность[44] должностных лиц оперативно-розыскных ведомств.
При применении специальной техники для опроса, обвиняемого, для суда используется полиграф, или детектор лжи. Чтобы иметь четкую информацию по определенному делу. Это специальная аппаратура,[45] которая выявляет, говорит ли человек правду на самом деле или врет, с помощью психофизических исследований, дыхания, сердечнососудистой активности.
Само такое устройство обмануть, находясь под следствием совершенно не возможно. Но обращаясь к «всемирной паутине»[46] казалось бы возможно совершенно все. Однако в интернете пишут не всегда правду, а всю информацию проверить не реально.
Полиграф так же используют при поступлении на работу в следственные органы, органы прокуратуры и т.д. Вышестоящее руководство обязано, постоянно повышать качество работы своих сотрудников, и улучшать свой имидж в рядах обычных граждан.
2. Понятие наведения справок как оперативно розыскное мероприятие
Определение этого оперативно-розыскного мероприятия сформировавшееся в оперативно-розыскной теории. Наведение справок[47] — установка запроса определенному юридическому или физическому лицу и приобретение ответа на него, то есть непосредственное ознакомление оперативника с содержанием материального носителя информации.[48]
Наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ – «Об оперативно-розыскной деятельности». Отдельные его правила изложены в ст. 5—8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17, а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. К тому же, для осуществления его результатов применяют инструкцию «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности».
Функциональность обязательного юридического содержания наведения справок. Наведение справок характеризуется как простое оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое в виде оперативно-розыскного действия. При этом наведение справок, с помощью запроса, как правило, длительное оперативно-розыскное мероприятие.
В оперативно-розыскном законодательстве известен как первый состав наведения справок, так и исключительный.
Объект наведения справок общий — все социальные отношения и блага, защищаемые ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[49]. В качестве общего признака выступают предмет или лицо — адресат наведения справок.
Предмет наведения справок — это оперативные, криминалистические и другие базы данных, информационные системы и архивы, другие документальные источники, включая редкие коллекции, и т.п.
Носителем информации наведения справок может идти как юридическое, так и физическое лицо, но только определенное.[50] Если лицо не определено, информацию получают в пределах такого вида опроса, как анкетирование.
Юридическими лицами значатся российские правоохранительные органы и спецслужбы, суды, и другие органы государственной власти или местного самоуправления, учреждения и организации, включая общественные и частные, в распоряжении которых возникает предмет наведения справок
Физические лица как носитель информации наведения справок — это отношения изучаемого лица, профессионалы в различных областях искусства, науки, техники и ремесла.
К тому же, оперативно-розыскные органы имеют право обращаться в естественные законодательные органы иных стран с просьбой о наведении справок на территории иностранного государства. Эти запросы исполняются на основании международного соглашения или договора[51].
С предметно-практической стороны для наведения справок обязательны два обязательных способа исполнения:
1) непосредственная заявка оперативника[52] в ту или другую организацию и личное изучение с документов или по заданию специалиста;