Файл: Понятие опроса как оперативно-розыскного мероприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Данные о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, содержаться в материалах, оформляемых следователем при объявлении лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в розыск, в ориентировках ОВД[78], розыскных заданиях, а также в конфиденциальной информации.

К скрывшимся лицам можно отнести:

1. обвиняемые, не находившиеся под стражей и нарушившие меру пресечения;

2. обвиняемые, совершившие побег из-под стражи на предварительном следствии;

3. осужденные, совершившие побег из мест лишения свободы.

При получении информации об этой категории лиц допускаются розыскные меры.

Данные без вести пропавших лиц и об обнаружении неопознанных трупов[79] содержаться в заявлениях и сообщениях граждан, должностных лиц и других источниках.

Третьей причиной для проведения оперативно-розыскного мероприятия служит поставленная следователем задача, руководителем следственного органа, органа дознания, указание прокурора или определение суда по делам, находящимся в их производстве.

При этом задача может даваться следователем в письменной форме[80] (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) оперативно-розыскному органу любого ведомства (МВД, ФСБ, ФСКН[81] и др.).

В письменной задаче следователя точно строятся вопросы, подлежащие выяснению, и объяснятся информация, важная для его выполнения. Срок выполнения задачи не должен превышать 10 суток. При невозможности его выполнения за это время следователь и руководитель соответствующего подразделения устанавливают срок с учетом обстоятельств дела. Давая задачу, следователь имеет право сообщить известные ему данные, которые способствуют его выполнению, но он не правомочен давать указания об использовании для этой цели определенных сил, средств и методов, так как это относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов.

Следователь или руководитель следственного органа при проверке сообщения о преступлении также имеет право давать органу дознания обязательные для исполнения письменные задачи о проведении оперативно-розыскного мероприятия в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства[82] и ведомственных подзаконных нормативных актов.

Следует отметить, что после направления уголовного дела прокурору[83] орган дознания проводит по нему оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, уведомляя последнего об их результатах.


При установлении случая несвоевременного или некачественного исполнения задач руководитель следственного органа вправе проводить заслушивание уголовных дел с участием руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Прокурор на основании п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ также уполномочен дать указания органу дознания об исполнении оперативно-розыскных мероприятий. Только подобные указания не должны касаться места и времени проведения негласных мероприятий, а также сил и средств, задействованных при их реализации. Все эти вопросы определяются самостоятельно руководителем оперативного подразделения[84].

Важным для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является определение суда о розыске скрывшегося подсудимого, вынесенное на основании ч. 3 ст. 253 УПК РФ.

Результаты выполнения оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по заданию следователя, указанию прокурора или решению суда, как правило, регламентируется рапортом оперативного работника, который содержит сведения, имеющие значение для раскрытия, расследования преступления или вынесения приговора по делу в суде.

  1. К числу причин проведения оперативно-розыскных мероприятий можно отнести также запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.[85]

Запрос[86] представляет официальный оперативно-служебный документ, присланный другому органу, который может обладать фактической информацией, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Он регистрируется по правилам делопроизводства[87] на бланках оперативно-розыскного органа и заверяется подписью руководителя и печатью. В экстренных случаях запрос может передаваться с использованием технических средств и закрытых каналов связи.

Запрос отправляется в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, по месту проведения оперативно-розыскного мероприятия с учетом их подведомственности и компетенции.

К категории таких органов относятся ОВД, ФСБ, ФСКН, таможенные органы, служба внешней разведки, оперативные подразделения ФСИН[88] и др.

По письменному запросу инициатору дается, как правило, письменное сообщение с ответами на поставленные вопросы или точная информация относительно интересующего события, которая представляется непосредственно или через различные средства связи.


Следующей причиной проведения оперативно-розыскного мероприятия является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, которые производятся уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.[89]В соотношении с ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» защите подлежат 16 категорий лиц.

Как правило, в адрес сотрудников правоохранительных органов сказываются следующие угрозы: физической расправы; убийством; насилия над близкими лицами; разглашения сведений,[90] порочащих честь и достоинство; уничтожения имущества. Причиной является:

1. заявление должностного лица, в отношении которого имеется угроза посягательства на его жизнь, здоровье, имущество в связи с его служебной деятельностью:

2. обращение к председателю суда или руководителю правоохранительного органа о наличии реальной угрозы безопасности указанного лица;

3. получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной информации о наличии угрозы в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

Указанная категория лиц ставится в известность об исполнении оперативно-розыскных мероприятий в целях гарантирования их безопасности. Притом разрешено проведение мероприятий, ограничивающих конституционные права этих лиц, без судебного решения[91] при наличии их письменного согласия.

Правила проведения мер защиты и осуществления при этом оперативно-розыскного мероприятия осуществляется ведомственными нормативными актами.

Использование мер безопасности производится специализированными подразделениями, которые функционируют в каждом органе, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (МВД РФ, ФСБ РФ[92] и др.).

Например, главным направлением деятельности полиции является государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц[93].

В структуре полиции применение защитных мер накладывается на территориальные центры управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ, и подразделения собственной безопасности.


Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соотношении с международными договорами России[94].

Самой известной международной организацией считается Международная организация уголовной полиции. В нее входят 177 государств, в том числе Российская Федерация с 1990 г. Штаб-квартира Интерпола расположена в г. Лионе во Франции.

В России есть свое отделение — Национальное центральное бюро Интерпола[95] при МВД России, куда поступают запросы из Генерального секретариата Интерпола, его представительств.

Содействие между правоохранительными органами стран СНГ устанавливается соглашениями, программами, инструкциями, среди которых выделяются:

Соглашение Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (1998);— участников СНГ, утвержденным решением Совета глав государств — участников СНГ (2000);

Инструкцию о едином порядке исполнения межгосударственного розыска лиц, утвержденным Советом министров внутренних дел государств участников СНГ[96] (2002), и др.

Вторая группа причин исполнения оперативно-розыскных мероприятий — это сбор информации для снабжения административно-режимных целей. В соответствии с этим органы, исполняющие оперативно-розыскную деятельность, в границах своих полномочий имеет право собирать данные, необходимые для принятия следующих решений:

1.О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну[97].

В связи с ст. 2 ФЗ РФ «О государственной тайне» предположена процедура оформления нрава граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на осуществление работ с использованием этих сведений.

Организация проверочных работ регулируется подзаконными нормативными актами. Их направленность и объем зависят от стадии секретности информации, к которой допускается оформляемое лицо. В течении исполнения оперативно-розыскного мероприятия устанавливаются причины, препятствующие допуску лица к работе с информацией, составляющими государственную тайну, которыми в соответствии со ст. 22 ФЗ РФ «О государственной тайне»[98] могут выступать:

  1. признание судом лица, претендующего на допуск к работе с информацией, составляющей государственную тайну, недееспособным, ограниченно дееспособным; нахождение лица под судом или следствием за государственные и другие тяжкие преступления; наличие неснятой судимости за эти преступления;
  2. постоянное проживание лица и его близких родственников за границей и оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство[99] в другие государства;
  3. наличие в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности России;
  4. уклонение[100] от проверочных мероприятий или сообщение заведомо ложных анкетных данных.

О допуске к работам, относящимся к эксплуатации объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей, а также для окружающей среды.

К таким объектам можно отнести организации и предприятия государственные, частные, военные и гражданские, которые заняты производством, обращением, хранением и утилизацией радиационно-опасных материалов или компонентов ядерного оружия, оборотом химических, бактериологических веществ и их отходов и др.

Оперативно-розыскная деятельность производится уполномоченными законом лицами, а информация, полученная в ходе проведения, является закрытой. В связи с этим оперативно-розыскные мероприятия проводятся в отношении кандидатов, принимаемых на обучение в вузы МВД[101], ФСБ и на работу в оперативные подразделения различных субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Которые в соответствии со своими функциональными обязанностями будут иметь допуск к секретным документам и в компетенцию[102], которых будет входить участие в оперативно-розыскной деятельности.

О поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскного мероприятия[103].

Лица, привлекаемые к сотрудничеству с оперативно-розыскными органами, подготавливают оперативно-розыскное мероприятие или участвуют и выполняют различные задания по сбору данных для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

В течении своей деятельности они втягиваются в сферу конфиденциальных отношений, т.е. обладают негласной информацией; используют конспиративные приемы работы; знакомятся при необходимости с документами, содержащими государственную, служебную тайну; обладают информацией, которая может заинтересовать представителей криминальной среды и различных спецслужб других государств.

Данные обстоятельства требуют тщательной проверки подобной категории лиц, особенно при привлечении их к долговременному конфиденциальному сотрудничеству. Проведение оперативно-розыскных мероприятий позволяет получить необходимую информацию о лице, установить мотивы его сотрудничества, возможности в сфере борьбы с преступностью, компрометирующие данные, связи с представителями криминалитета[104] и др.

По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность. Под обеспечением собственной безопасности понимается целенаправленный[105] комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные аппараты представителей криминальной среды.