Файл: Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Пропажа человека – одна из наиболее трагических проблем в России. Каждый день в социальных сетях мелькают сообщения: «Помогите найти дочь (сына, отца, мать). Не вернулся (ась) домой» Безутешные родственники пытаются всеми силами найти родных. Кто-то подает объявление на телевидение в газету, но их очень мало. Власти не помогают найти пропавших людей, а только скрывают правдивую статистику пропаж. Все о чем информируют СМИ, это малая часть информации, доступная людям. Она тщательно проверяется журналистами, которые работают на основании закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016),[1] и уже потом попадает в средства массовой информации. Но не только власть не помогает людям, но и обычные люди бывают довольно жестоки друг к другу.

Множество преступлений связанны с «бытовыми» проблемами: квартирные аферы, семейные неурядицы. Люди пропадают, уехав на заработки в другой город.

Однако безвестное отсутствие гражданина может повлечь за собой определенные юридические проблемы. Например, иждивенцы остаются без средств к существованию, образуется недоимка по налогам[2]. В таких случаях любое заинтересованное лицо, подает заявление в суд, чтобы объявить человека без вести отсутствующим или умершим (Приложение 3.).

Объявление гражданина умершим[3], влечет за собой те же юридические последствия, что и обычная смерть – открывается право наследование, прекращается брак и другие последствия.

1. Историко-правовой аспект становления института признания пропавшим без вести или умершим

1.1 Понятие, общая характеристика безвестного отсутствия, развитие института о признании лица без вести пропавшим

В случае долговременного отсутствия гражданина - участника гражданских правоотношений в месте его постоянного проживания и неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствием которой может стать ущемление прав других участников правоотношений.[4]


Кредиторы не имеют возможности получить с данного гражданина причитающийся им долг; состоящие на иждивении гражданина нетрудоспособные лица перестают получать от него причитающееся им содержание и в то же время не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. Не защищены и интересы самого отсутствующего лица; может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без присмотра.

Устранение этой неопределенности обеспечивается институтом безвестного отсутствия.

Институт безвестного отсутствия — это совокупность норм, с помощью которых заинтересованные лица добиваются устранения неопределенности правоотношений.[5]

Институт безвестного отсутствия[6] был известен еще в римском праве.

Во избежание неясностности и в целях защиты имущества выбывших со своего места жительства лиц в римском праве суду предоставлялась полная свобода в оценке того, находятся ли они в живых.

Какого-либо общего руководящего правила у римлян не было, однако последующие толкователи римского права создали две системы постановлений относительно смерти безвестно отсутствующего: систему предельного возраста и систему выжидательной (после явочной) давности.

Система после явочной давности[7] заключалась в том, что о долговременном отсутствии делается заявление в суде и, если со времени этого заявления истекает установленная давность, например 10 лет, наступают те же юридические последствия, как и при смерти безвестно отсутствующего.

Во Франции (ФГК)[8] в своей первой редакции предусматривал довольно сложное признание безвестного отсутствия. Предусматривались три стадии безвестного отсутствия: 1) объявление безвестного отсутствия; 2) введение правопреемников во временное владение; 3) введение правопреемников в окончательное владение.

Безвестное отсутствие[9], сколько бы оно ни длилось, не меняло брачно-семейного статуса безвестно отсутствующего: брак не прекращался, а если за время безвестного отсутствия второй супруг вступал в брак, то такой брак мог быть оспорен по суду появившимся супругом.

Такое правовое регулирование института безвестного отсутствия с долгими сроками ожидания, доходящими до 30 лет.

Но и по истечении которых правопреемники[10] не приобретали безусловного права собственности, порождало серьезную неопределенность в правах правопреемников безвестно отсутствующего.


После второй мировой войны были приняты акты, которыми упрощалось производство по делам об объявлении безвестного отсутствия, сокращались сроки ввода в окончательное владение, в частности допускался ввод в окончательное владение, в частности допускался ввод в окончательное владение через 5 лет безвестного отсутствия лиц, пропавших на войне.

Достаточно важные изменения были внесены в ФГК в 1977 и в 1978 годах, приведшие практически к полной реформе гл. IV 1 кодекса. [11]

Вместо предусматриваемых ранее трех этапов в настоящее время законом введены два этапа устроенных отношений, связанных с безвестным отсутствием: 1) о презумпции безвестного отсутствия и 2) об объявлении безвестного отсутствия.

В соответствии со ст 112 ФГК[12] суд по делам опеки по иску любого заинтересованного лица или государственного учреждения может вынести решение о судебном удостоверении презумпции безвестного отсутствия. При этом один или несколько родственников или свойственников, или любое другое лицо по усмотрению суда могут быть назначены для управления всем имуществом или частью его и для представительства лица, предполагаемого безвестно отсутствующим, в целях осуществления всех прав этого лица, в выполнении которых оно могло бы быть заинтересовано (в том числе и наследственных).

В соответствии с новой редакцией ст 725 ФГК[13] безвестно отсутствующий, в отношении которого было вынесено решение о презумпции безвестного отсутствия, в случае открытия наследства может быть признан к наследованию через посредство своих представителей.

При возвращении лица, презюмируемого[14] безвестно отсутствующим, судебное решение о презумпции безвестного отсутствия отменяется и появившемуся возвращается имущество, находящееся в управлении или приобретенное в его отсутствие.

В течение десяти лет с момента вынесения решения о презумпции безвестного отсутствия по иску заинтересованного лица или прокуратуры гражданский трибунал[15] первой инстанции может вынести решение об объявлении безвестного отсутствия. Первая стадия - стадия презумпции безвестного отсутствия- носит факультативный характер, и если заинтересованные лица не обращались в суд для удостоверения презумпции безвестного отсутствия, то решение об объявлении безвестного отсутствия может быть вынесено не ранее 20 лет со дня поступления последних известий от пропавшего без вести или каких-либо сведений о нем. Кодексом подробно регламентируется порядок объявления безвестного отсутствия. Одним из требований является обязательное оглашение вынесенного решения в печати, причем несоблюдение этого требования имеет следствием утрату юридической силы судебного решения об объявлении безвестного отсутствия.


Судебное решение об и объявлении безвестного отсутствия подлежит регистрации в реестре смертей, после чего наступают почти те же последствия, что и при регистрации смерти лица.

Прекращают свое действие меры по управлению имуществом. Брак прекращается, и супруг безвестно отсутствующего может вступить в новый брак.

С момента рождения каждый человек становится субъектом права[16] и вступает в многочисленные связи с другими людьми. В детстве это в основном связи с родными, но с возрастом круг связей расширяется. Не все эти связи правовые. Они могут сильно различаться по степени своего значения для человека. Некоторые из них со временем утрачиваются, вместо них возникают новые. Связи правового характера являются правоотношениями.

Если один из субъектов таких связей исчезнет, то положение становится неопределенным: правоотношения не закончились, как в случае смерти их субъекта, но и не осуществляются.

В России каждый гражданин может иметь одновременно только одно место жительства. Оно должно определяться с достаточной точностью (с указанием населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры).

Свободный выбор места жительства - одно из важнейших конституционных прав человека (ст. 27 Конституции РФ)[17], которое защищается гражданским законодательством как принадлежащее гражданину нематериальное благо (ст. 150 ГК РФ)[18].

Четкость определения места жительства не ограничивает права гражданина на свободное передвижение и свободу выбора места жительства.

Наряду с местом жительства упомянутый Закон ввел понятие места пребывания - места, где гражданин находится временно.[19]

Для гражданского права и рассматриваемой проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим имеет значение именно место жительства, так как с ним связаны многие гражданско-правовые явления.

Так, знать место жительства должника, а в определенных случаях - кредитора необходимо для установления места исполнения обязательства (ст. 316 ГК РФ)[20].

По месту жительства, по общему правилу, определяется место открытия наследства (ст. 1115 ГК РФ).[21]

Определение места жительства имеет существенное значение для охраны прав и интересов граждан, обеспечения устойчивости гражданских правоотношений, а также государственных интересов.

Необходимость знать точное место жительства гражданина возникает при решении ряда вопросов гражданско-правового характера.


Иногда возникают такие ситуации, когда долгое время нет никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства. Попытки его разыскать не дают никаких результатов.

Чтобы как-то разрешить такую проблему, гражданское право разработало особую юридическую конструкцию – безвестное отсутствие, позволяющую дать решение вопросам, которые порождают факт отсутствия сведений о пропавшем гражданине.

Безвестное отсутствие[22] – это признание судом факта продолжительного отсутствия гражданина в месте своего постоянного места жительства.

Рис 1. «Признание гражданина безвестно отсутствующим»

Статья 42 в Гражданском кодексе указывает официальный срок отсутствия данных о месте пребывания гражданина – 1 год.

Если данный день получения последних сведений не установлен, то для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.[23]

Таким образом, обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (гл. 30 ГПК).[24]

Понятие «заинтересованные лица»[25] в законе не дается.

По смыслу закона к их числу относятся:

  1. супруг, который может быть заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке;
  2. иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по случаю потери кормильца;
  3. другие лица, которым это необходимо для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);
  4. прокурор, органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

Имущество такого гражданина, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Опека назначается органом опеки[26] и попечительства по месту нахождения имущества. При необходимости постоянно управлять имуществом оно передается по решению суда в доверительное управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства; этот же орган заключает договор о доверительном управлении. Этот договор регулируется ст. 1012[27] и ст 1026 ГК